Основы естественно-научной грамотности, 7 класс (внеурочка)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Магаданской области
МОГКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Ола»

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
Казанцев Е.Н.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР МОГКОУ «СОШ п.Ола»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОГКОУ «СОШ
п.Ола»
Степанцов Д.А.

Протокол № 1
От 31 августа 2023 г.

Протокол № 1
От 31 августа 2023 г.

Приказ № 79/1
От 31 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы естественно-научной грамотности»
Срок реализации: 1 год
Количество часов по программе – 34 часа
Классы – 7а, б, в

Составитель: Круцких Наталья Викторовна,
учитель биологии

п.Ола, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20- 21
веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и
продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области естествознания.
Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому
человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не
наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой
природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить
высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к.
естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни
как величайшей ценности.
Курс организуется для учащихся 7х классов.
Среди отличительных особенностей данной образовательной программы можно
назвать следующие:
o Охватывает большой круг естественно - научных исследований и является
дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
o Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных
знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о
мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области
естествознания и географии
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но
хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за
миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении
экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное
здоровье.
Основные задачи программы:
o Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
o Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
o Ознакомление с правилами поведения в природе;
o Знакомить с биологическими специальностями.
o Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и
систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с
микроскопом.
o Развитие навыков общение и коммуникации.
o Развитие творческих способностей ребенка.
o Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние
окружающей среды с учетом региональных особенностей.
o Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
o исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности,
проведения опытов.
o Формирование потребности в здоровом образе жизни.
o Воспитывать интерес к миру живых существ.
o Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Место «Основы естественнонаучной грамотности» в учебном плане
Программа «Основы естественнонаучной грамотности» рассчитана на 1 год 34 часа в 7
классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИ ПРОГРАММЫ:
учащиеся приобретут знания: о разных видах исследовательских работ; требованиях к их
выполнению и защите; по предметам естественно-научного цикла через интеграцию содержания.
Личностные УУД:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего
региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа
жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному
потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к
самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического
качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными УУД:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения
взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности
аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать
индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей
старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её
действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными УУД:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей
местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности,
приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды,
изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении
материальных запросов и духовных потребностей человека;
— а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической
опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов
на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в
своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного
природопользования в местных условиях.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний наиболее эффективно
используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и
прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении
внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
В соответствии с данной программой разработан тематический план. Необычные темы
занятий призваны привлечь внимание школьников.
На занятиях
• приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками
информации,
• учатся проводить опыты, наблюдения,
• разрабатывают буклеты и создают презентации
• развивают свои творческие способности при оформлении.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Ценности науки 8 ч
1
2

3

4
5

6

Наименование
раздела и тем

Количество часов

Дата проведения

Игра – обобщение
«Хочу все знать»
Величайшие
научные открытия
современности.
Прогулки с
монстрами
(животные
прошлого)
Растения – хищники.
Загадки
растительного
мира.
Загадки животного

1

05.09.23

1

12.09.23

1

19.09.23

1
1

26.09.23
03.10.23

1

10.10.23

мира.
7
Человек. А что
внутри?
8
Человек в цифрах.
Практическая работа
«Изучение
некоторых
характеристик»
Открытия в области химии 6 ч
9
Игра
«Удивительные
загадки природы»
10
Ее Величество Вода.
Практическая работа
«Определение
качества воды»
11
Вещества на кухне.
Практическая работа
«Выращивание
кристалла медного
купороса»
12
Химия чистоты и
красоты.
13
Осторожно, еда!
14
Практическая работа
«Определение
качества пищи».

Открытия в области биологии 7 ч
15
Царства живой
природы.
16
Царство Бактерии
и Вирусы,
характерные
признаки.
17
Царство Растения,
характерные
признаки.
18
Царство Растения,
характерные
признаки.
19
Царство Грибы,
характерные
признаки.
20
Царство
Животные,
характерные
признаки.
21
Царство
Животные,
характерные
признаки.

1

17.10.23

1

24.10.23

1

09.11.23

1

14.11.23

1

21.11.23

1

28.11.23

1
1

05.12.23
12.12.23

1

19.12.23

1

26.12.23

1

11.01.24

1

16.01.24

1

23.01.24

1

30.02.24

1

06.02.24

Открытия в области физики 5 ч
22
Тело и вещество. 1
Агрегатные
состояния
вещества.
23
Масса. Измерение 1
массы тел.
24
Строение
1
вещества. Атомы
и молекулы.
Модели атома.
25
Тепловые
1
явления.
Тепловое
расширение тел.
Использование
26
Плавление и
1
отвердевание.
Испарение и
конденсация.
Кипение.
Открытия в области географии 8 ч
27
Представления о
1
Вселенной.
Модель
Вселенной.
28
Модель
1
солнечной
системы.
29
Создание модели 1
Солнечной
системы.
30
Исследования в
1
области
астрономии.
31
«Умники и
1
умницы в
королевстве
естественных
наук».
32
Решение заданий 1
33
Решение заданий 1
34
Круглый стол «Мои
достижения» Рефлексия
деятельности учащихся.

13.02.24

20.02.24
27.02.24

05.03.24

12.03.24

19.03.24

02.04.24

09.04.24

16.04.24

23.04.24

02.05.24
16.05.24

1



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.