Решение расчётных задач по химии 11

МОГКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________/_______________ /
Протокол МО № ______
от «___»__________ 2023 г.

«Согласовано»
«Утверждаю»
Заместитель директора
Директор МОГКОУ СОШ
по УВР МОГКОУ СОШ п. Ола п. Ола
________/_______________/
__________ / ___________
Приказ № _____________
«___»_______________2023 г.
от «___» ___________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Решение расчётных задач по химии»
(естественно-научное направление)
для учащихся 11 классов

Модифицирована Фандеевой Я.Д., учителем химии высшей
квалификационной категории на основе примерных программ по химии под
редакцией Л.И. Штепа, Сборник элективных курсов / сост В.Г. Денисова. –
Волгоград: учитель, 2016.

Срок реализации: 1 год
Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол № __________
от « » __________ 2023 г.

2023-2024

Пояснительная записка
ЕГЭ по химии в современных условиях совмещает в себе две функции:
итоговую аттестацию выпускников за курс средней общеобразовательной
школы и представление им возможности продолжить образование по
избранной специальности в высшей школе. Анализ результатов экзамена,
проводимого

в

рамках

эксперимента

в

разных

регионах

России,

свидетельствует о том, что его успешная задача зависит от степени владения
учащимся теоретическими знаниямиза курс средней школы и умениями их
использовать в нестандартных ситуациях.
Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что выпускники не
достаточно успешно справляются с такой формой проведения экзамена. Для
повышения эффективности результатов необходимо осуществлять так же и
дополнительную подготовку учащихся к экзамену.
Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. К
тому же не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи
экзамена достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной
программы. Особенно это касается заданий части С. В связи с этим,
элективный курс, предназначенный для учащихся 11 классов, подается на
более глубоком уровне и направлен, прежде всего, на

расширение,

обобщение и пополнение знаний школьников по химии.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11-ых классов и
рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Элективный курс может быть
реализован за счёт часов школьного компонента учебного плана и может
быть

использован

с

целью

подготовки

учащихся

к

Единому

Государственному экзамену по химии.
Цель:разработка

элективного

курса

для

дополнительной

подготовки

выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по химии (преимущественно
заданий части С).

Задачи: 1. Подготовить выпускников к единому государственному экзамену
по химии;
2. Развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически
заниматься решением задач, работать с тестами различных типов.
3. Выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по
химии.
4. Подобрать задания, преимущественно части С, вызывающие наибольшие
затруднения у учащихся при сдаче ЕГЭ по химии, включая задания,
недостаточно изучаемых в рамках школьной программы.
5. Проводить информационную работу с учащимися и их родителями.
Этапы подготовки учащихся к ЕГЭ по химии:
1. Особую роль имеет информационная беседа с учениками и их
родителями в начале учебного года. В ходе этой беседы необходимо
объяснить, что ЕГЭ по химии является, по сути, вступительным испытанием
в ВУЗ на определенные специальности. Так как федеральный стандарт
базового уровня не предусматривает своей целью подготовки учащихся к
поступлению в ВУЗ по данному направлению, то ученик, выбирающий этот
экзамен, должен планировать большой объем самостоятельной работы по
предмету. Родителям и учащимся необходимо рекомендовать конкретные
дополнительные пособия для такой работы.
2. Индивидуальный подход на уроках позволяет частично реализовать
задачи подготовка к ЕГЭ небольшой группы учащихся (профильная группа в
составе не более 5-7 человек). Для этих учеников

задания подбираются

более высокого уровня, чем для учащихся общеобразовательной группы в
формате ЕГЭ. Эти задания особенно рекомендованы тем, кто готовится к
ЕГЭ.

В

качестве

дополнительного

свободного

домашнего

задания

предлагаются параграфы и номера заданий из пособий для абитуриентов,
обращая внимание на их значимость для подготовки к ЕГЭ.

3. Самостоятельная работа учащихся заключается в более глубоком
изучении курса органической химии и общей химии, большем объеме
тренировке по применению и закреплению получаемых знаний. Успешность
такой работы проверяется подборками тестов и задач, и короткими
собеседованиями с учителем. Такие занятия имеются в пособиях для
подготовке к ЕГЭ по химии.
Часть тестов для самостоятельной работы дается ученикам с готовыми
ответами. Выполняя такие тесты, ученик сверяет свои ответы с «ключом»,
отмечает допущенные ошибки. Затем он должен проанализировать их.
Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности,
особым – те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым – те,
которые ученик не смог понять. Результаты этого разбора ученик показывает
учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.
4. Использование тестов на уроках. Для успешной работы при сдаче ЕГЭ и
на других видах контроля в аналогичном формате, учащиеся ознакомлены и
знают основные виды тестовых заданий, ориентируются в их структуре,
понимают, в какой форме нужно давать

ответ в разных частях работы

(А,B,C). Этим обусловлена необходимость использования тестовых заданий
на уроках химии, начиная с основной школы.
При ответе на часть А используется метод «Ответ с комментариями».
Ученик, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает
правильный ответ, но и комментирует его, дает мотивировку своего выбора.
При устной фронтальной работе, каждый ученик комментирует свое задание.
5. Дополнительная подготовка к ЕГЭ по химии, которая, в дополнение к
базовому курсу, посвящена более глубокому изучению курса общей химии.
Она проходит в форме элективного курса и предполагает, прежде всего,
успешное решение заданий части С. Именно задания этой части слабо
изучаются в рамках школьной программы, вызывают затруднения у
учащихся и требуют дополнительные объяснения со стороны учителя.

Наличие

элективного

курса

самостоятельной работы учащихся,

не

исключает

необходимости

делая ее более регулярной и

организованной. Тесты и задания, выполненные в ходе самостоятельной
работы, вопросы, возникшие при этом, также обсуждаются на занятиях
элективного курса, в том числе и при работе в парах сменного состава.
Подготовка к ЕГЭ не сводиться только к работе с тестами. Рассмотрение
теоретического материала, свойств отдельных элементов и их соединений
проводятся при помощи опорных схем, презентаций, лекций. Чтобы за
формулами и уравнениями школьники не потеряли связь с реальными
веществами и их свойствами, используется демонстрационный эксперимент,
видеозаписи опытов, интерактивные динамические модели.
Во фронтальной работе с классом используются компьютерные
тренажеры, интерактивные тесты-презентации и т.п. Большую помощь в
самостоятельной работе учеников оказывают электронные пособия и
ресурсы Интернета.

Тематический план элективного курса
«Избранные вопросы химии»
№
урока

1-2
3-5

6

7-8
9-10
11-12
13-14

15-16

17-19
20-22

23

24-25

26-27

Тема занятия

Тема №1. «Электролиз»
Выполнение упражнений по теме
«Электролиз» (инертные электроды)
Решение задач по теме «Электролиз»

кол-во часов

2
3

Тема №2. «Растворы»
Определение концентрации растворенного
1
вещества в растворе с определенной
концентрацией
Приготовление раствора определенной
2
концентрации
Разбавление (концентрирование) растворов.
2
Смешивание растворов одного и того же
2
вещества.
Смешивание растворов различных веществ,
2
приводящее к протеканию химической
реакции
Вычисления, связанные с понятием
2
«растворимость вещества»
Тема №3. Генетическая связь между классами соединений.
Генетическая связь между классами
3
неорганических соединений.
Генетическая связь между классами
3
органических соединений
Тема №4. Вывод химических формул
Нахождение простейшей химической
1
формулы вещества по массовым долям
элементов
Нахождение молекулярной формулы
2
газообразного вещества по массовым долям и
относительной плотности его по другому газу
Установление молекулярной формулы
2
газообразного вещества по продуктам

сгорания
Тема №5. Окислительно-восстановительные реакции
28
Определение степени окисления в химических
1
соединениях
29-31 Составление уравнений химических реакций
3
методом электронного баланса
32-33 Составление уравнений химических реакций
2
методом полуреакции
ИТОГО: 33 часа



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.