МОГКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/____________/
Протокол МО
№ __1_ от «27»_08__2023 г.
«Согласовано»
ЗАМ директора по УВР
МОГКОУ «СОШ п. Ола»
_____________/____________/
«28»__сентября___2023 г.
«Утверждаю»
И.о.директора школы
___________ / _____________/
Приказ
№ 506 от «29» _08_2023
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА:
РИТМИКА
для учащегося 1 класса
составлена Кармазиной Марией Дмитриевной,
учителем начальных классов
Программа составлена на основе: ФАОП НОО от 24.11.2022 г № 1023
п. Ола, 2023г
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: РИТМИКА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является
обязательным для освоения, удовлетворяя особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР. В рамках данного курса осуществляется развитие двигательной
сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности,
эстетическому воспитанию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и
танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа жизни.
Примерная
рабочая
программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС
НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
начального
общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Сущность
специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к данному
коррекционному курсу раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки,
учитывается в распределении коррекционного содержания по годам обучения и в
календарно-тематическом планировании.
Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности
обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
В соответствии с обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ особыми
образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса:
− развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
− развитие выразительности движений и самовыражения;
− развитие мобильности;
− коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер
благодаря согласованному воздействию музыки и движения;
− развитие общей и речевой моторики;
−
развитие ориентировки в пространстве;
− формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
−
развитие восприятия музыки в исполнении педагога и аудиозаписи для
формирования умений различать и опознавать музыку по темпу, плавности и силе
звучания;
−
формирование и совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих
развитие мышечного чувства, пространственной ориентировки и координации, четкости
и точности движений;
−
овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая
гимнастика, танец);
−
овладение различными формами движения через выполнение их под музыку
(ходьба, бег, танцевальные упражнения и др.);
−
развитие физической выносливости и силы мышц всего тела;
−
развитие чувства ритма и выразительности движений;
−
эстетическое и эмоциональное развитие обучающихся с ЗПР через приобщение к
музыке и танцам;
−
коррекция познавательной сферы обучающихся с ЗПР и совершенствование
регуляции поведения и деятельности.
В 1 классе коррекционный курс ритмики должен включать базовые упражнения,
предполагающие скоординированные движения в соответствии с темпом и ритмом музыки.
Это
позволит
в
дальнейшем
обеспечивать
речевое
сопровождение
движений,
согласующихся с музыкой.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно включается в
содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является необходимым, потому что
типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные
двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко
корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся
воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и
спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только
чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуется эстетический вкус, но и
создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в
формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной
регуляции в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются
сложным инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а
также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты. Улучшается также
ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела. У
обучающихся совершенствуются двигательные навыки, мышечное чувство, координация,
улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением.
Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков,
выполняет психокоррекционную функцию. Отмечено, что занятия ритмикой положительно
влияют на состояние эмоциональной и познавательной сфер, а также развивают творческое
воображение.
Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать
дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в
зависимости
от
состава
обучающихся
в
конкретном
классе,
доминирующего
эмоционального состояния детей.
Уже в 1 классе решается задача интеграции музыки и движений или движений и
речи. Сложные («тройные») связи специально не формируют (это осуществляется в более
старших классах начальной школы).
К основным направлениям работы в ходе реализации коррекционного курса
«Ритмика» относят:
− восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки;
различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого,
медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух двухдольного,
трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой
музыки);
− упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения (в
одну или две линии, в колонну, в цепочку, в одну или две шеренги друг напротив друга,
в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, различные
положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном
направлении, разными видами шага; повороты);
− ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на
координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
− упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных
музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан,
румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
− игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально-двигательными
заданиями с элементами занимательности, соревнования);
− танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных
композиций народных, бальных и современных танцев).
Место курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов
«Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные занятия». Его
реализация может быть связана с выполнением программы формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, направленной на поддержание
физического и психологического здоровья обучающихся.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер
(веселая, грустная), развивают способность определять содержание музыкального образа.
В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы
движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на
физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких
психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее
начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые
изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий
выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру
мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и
выразительность движений.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.
Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски,
двигаясь
в
хороводе,
дети
приобретают
навыки
организованных
действий,
дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Ритмико-гимнастические упражнения, способствуют выработке у обучающихся с
ЗПР необходимых музыкально-двигательных навыков. Необходимы задания на выработку
координированных движений, основная цель которых - научить согласовывать движения
рук с движениями ног, туловища, головы.
Во время проведения игр под музыку перед педагогом стоит задача научить детей
создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен подобрать название,
которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (для подпрыгивания),
«кошечка» (для мягкого шага), «мячик» (для подпрыгивания и бега) и т. п. Объясняя
задание, желательно не подсказывать детям вид движения (надо говорить: «Будете
двигаться как…», а не «Бегать», «Прыгать», «Шагать»).
Обучению детей с ЗПР танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков
четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому
упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.
Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего
– с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с
флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать
весело и свободно, плавно и легко.
В 1 классе примерная рабочая программа курса содержит 3 раздела: «Музыка и
движения» (основные упражнения и основные упражнения в парах); «Движения и речь»;
«Музыка и танец».
У обучающихся с ЗПР необходимо формировать связь между музыкой и
движениями (ритмико-гимнастические упражнения), движениями и речью (упражнения
под проговаривание стихов). Музыка и танец позволяют обобщить умения и навыки,
полученные при изучении первых двух разделов.
В зависимости от целей и задач конкретного занятия педагог может отводить на
каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению). Структура
занятий предполагается достаточно свободная, позволяющая сформировать необходимые
умения и навыки. В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие
напряжения, расслабление, успокоение.
Каждое занятие предполагает повторение пройденного на предыдущих. Это
обязательно для занятий ритмикой, так как основная его часть включает как повторение,
так и изучение нового материала. Большинство упражнений выполняется под музыку.
Обязательным для каждого занятия является комплекс общеразвивающих упражнений. Он
определяется в зависимости от физических особенностей обучающихся с ЗПР.
Место курса в учебном плане
Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 33 часа в год (1 раз в
неделю). При определении продолжительности в 1 классе в соответствии с рекомендациями
ПрАООП используется ступенчатый режим обучения: в первом полугодии (в сентябредекабре − занятия по 25-30-35 минут, январь-май − по 40 минут). Курс реализуется во
внеурочной деятельности, часы на его реализацию фиксированы в учебном плане.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями занятия ритмикой в 1
классе могут быть конкретизированы и обозначены следующими разделами: «Музыка и
движение» (основные упражнения и основные упражнения в парах), «Движения и речь»,
«Музыка и танец».
«Музыка и движение» (основные упражнения) является первым разделом, который
предполагает овладение базовыми знаниями и умениями в области ритмики. На первых
занятиях большое значение уделяется объяснению основ организации занятий (как
готовиться к занятиям, как строится, входить в зал под музыку и т.д.). Кроме этого
обучающихся с ЗПР учат слушать музыку и согласовывать темп своих движений и ее темп.
В первой четверти 1 класса детей желательно научить двигаться в темпе музыки, помочь
им овладеть элементарными шагами, построениями, перестроениями и прыжками.
Необходимо учить первоклассников с ЗПР прохлопыванию и протоптыванию простых
ритмических рисунков. На первых занятиях важны такие упражнения как поочередное и
одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.
На каждом занятии проводится комплекс общеразвивающих упражнений. Он может
включать выпрямления и повороты головы, повороты головы, круговые движения плечами
(«паровозики»), наклоны, движение рук в разных направлениях, отстукивание, сгибание,
разгибание ноги в подъеме, упражнения на расслабления мышц и др.
Раздел «Движение и речь» направлен на овладение базовыми умениями выполнять
движения с речевым сопровождением. Для этого могут использоваться различные стишки
и речевки, которые помогают задать определенный темп и динамику при выполнении
шагов, построений, перестроений и различных двигательных комплексов. В этот период
обучения (2 четверть) важно закреплять умения детей выполнять движения под музыку,
поэтому обязательно осуществляется повторение пройденного в первой четверти и
проводятся игры под музыку.
Общеразвивающие упражнения расширяются по своему объему. Обучающиеся
повторяют уже изученные и осваивают новые: перекрестные движения рук одновременные
движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх, маховые
движения рук, выставление ноги на носок вперед, в сторону и назад, наклоны, повороты
туловища вправо, влево и др.
В третьей четверти продолжается изучение раздела «Музыка и движение», где
основные упражнения осваиваются в парах. У обучающихся с ЗПР формируются умения
разбиться на пары и построиться назад в шеренги. Этому можно обучать и через игры под
музыку. Далее учат выполнять ритмико-гимнастические движения под музыку или
речевки. Общеразвивающие упражнения могут дополняться такими упражнениями как
выставление ноги на носок вперед, в сторону, назад, ходьба с высоким подниманием колен,
приседание с опорой и др.
Конец третьей и вся четвертая четверть посвящены изучению раздела «Музыка и
танец». Сформированные у обучающихся с ЗПР базовые умения в области ритмики
позволяют начать овладение танцевальными движениями и разучивать элементарные
танцы и пляски. К концу учебного года дети обычно выучивают комплекс
общеразвивающих упражнений, могут выполнять его под контролем взрослого.
Допускается, что в качестве ведущего могут выступать наиболее способные дети. Они
показывают остальным как нужно выполнять упражнение и задают общегрупповой темп.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел
п/п
Примерные темы
Примерное содержание занятий
занятий
1 четверть
Музыка
и Вводное занятие-1ч
Объяснение
как
готовиться
к
движения
занятиям и выполнение упражнений:
(основные
строиться в колонну по одному,
упражнения)
находить свое место в строю и
(8 ч).
входить в зал организованно под
музыку,
приветствовать
учителя,
занимать
правильное
исходное
положение, равняться в шеренге, в
колонне;
ходить
свободным
естественным шагом, двигаясь по
залу в разных направлениях, не мешая
друг другу и др. Общеразвивающие
упражнения.
«Слушаем
двигаемся»-2ч
и
Повторение
организационных
особенностей занятий ритмикой и
упражнений,
предыдущем
упражнений,
которые
учили
занятии.
на
Освоение
позволяющих
соотносить темп движений с темпом
музыкального
произведения
(медленно
«Построения
быстро).
и Общеразвивающие упражнения.
перестроения»-2ч
Ориентировка
в
движения
вперед,
Ориентировка
движения
«Шаги»-1ч
направлении
в
назад.
направлении
налево,
направо.
Перестроение в круг из шеренги.
Ходьба
имитационная
Общеразвивающие упражнения.
Ритмичный, бодрый шаг. Приставные
шаги.
Ходьба
Прохлопывание
простых
«Попрыгаем»-1ч
имитационная.
и
протопывание
ритмических
рисунков.
Общеразвивающие упражнения.
Прыжки, поскоки под разную музыку.
Игры
под
музыку
(подпрыгнуть,
когда услышишь...). Прохлопывание
и
протопывание
ритмических
простых
рисунков.
«Повторим»
Общеразвивающие упражнения.
(обобщение)-1ч
Обобщающее занятие, позволяющее
закрепить умение слушать музыку и
подстраивать движения под ее темп,
построения и перестроения, шаги,
прыжки и подскоки.
2 четверть
2
Движения и речь
«Повторим»
Воспроизведение
(7 ч).
(повторение)-1ч
гимнастических упражнений. Игры
под
музыку.
ритмикоОбщеразвивающие
упражнения.
«Построения
и Ходьба в шеренге с речевками,
перестроения
с которые
речевками»-1ч
Перестроение
читает
в
круг,
учитель.
из
круга,
сужение и расширение круга. Игры
под
музыку.
Общеразвивающие
«Скажу и сделаю сам»- упражнения.
2ч
Разучивание
речевок
одновременным
с
выполнением
движений. Ходьба и перестроения
под речевки. Игры под музыку.
Общеразвивающие упражнения.
«Скажу
и
сделаю, Ходьба и перестроения под речевки и
послушаю и сделаю»- под музыку (попеременно). Игры под
2ч
музыку.
Общеразвивающие
упражнения.
Обобщающее
занятие,
«Скажем и сделаем» предполагающее
(обобщение)-1ч
полученных
построения
повторение
умений
и
выполнять
перестроения
под
речевки или музыку.
3 четверть
3
Музыка
и «Скажем и сделаем» Воспроизведение
движения
(повторение)-1ч
(основные
упражнения
парах) (4 ч).
гимнастических
речевки
в
или
упражнений
под
музыку. Игры под
музыку.
«Найди пару»-1ч
ритмико-
Общеразвивающие
упражнения.
Игры под музыку, которые позволяют
разделиться
на
пары
(например,
«Встаньте в пары те, у кого одного
цвета...»). Разбивка в две шеренги,
разбивка
«Делаем вместе»-1ч
на
пары
из
шеренги.
Общеразвивающие упражнения.
Выполнение
гимнастических
ритмикоупражнений
напротив друг друга под музыку.
Игры под музыку. Общеразвивающие
упражнения.
«Делаем
вместе
с Выполнение
речевками»-1ч
ритмико-
гимнастических
упражнений
напротив друг друга с речевкми или
под музыку. Игры под музыку.
Общеразвивающие упражнения.
«Музыка и танец» «Танцевальные
Разучивание танцевальных движений
(6 ч).
к танцу «Приглашение». Игры под
движения»-2ч
музыку.
Общеразвивающие
упражнения.
«Танец
Исполнение танца «Приглашение»
«Приглашение»-1ч
несколько раз (для себя, для учителя,
для
съемки
фильма).
музыку.
Игры
под
Общеразвивающие
упражнения.
«Танец
(изучение
«Всадники» Разучивание танцевальных движений
прямого к
галопа)-2ч
танцу
«Всадники».
музыку.
Игры
под
Общеразвивающие
упражнения.
«Танец
«Всадники» Исполнение
(исполнение)-1ч
танца
несколько раз (для себя, для учителя,
для
съемки
фильма).
музыку.
«Потанцуем»-1ч
«Всадники»
Игры
под
Общеразвивающие
упражнения.
Обобщающее занятие с исполнением
танцев «Приглашение» и «Всадники»
для гостей.
4 четверть
4
«Музыка и танец» «Вспомним танцы»-1ч
Повторение
(8 ч).
упражнений.
изученных
Игры
танцев
под
и
музыку.
Общеразвивающие упражнения.
«Русская
(шаги)-1ч
пляска» Изучение простого хороводного шага
в русской пляске. Изучение шага на
всей
ступне
на
месте
и
с
продвижением
«Русская
вперед.
пляска» Общеразвивающие упражнения.
(притопы)-1ч
Изучение притопов одной ногой и
поочередно.
Утверждающие
притопы. «Подзадоривание». Игры
под
музыку.
«Русская пляска»
упражнения.
(элементы танца)-1ч
Выставление
Общеразвивающие
ноги
полуприседанием
выведение
на
и
пятку;
с
перескоком,
ноги
на
носок;
выставление ноги с носка на пятку.
Игры под музыку. Общеразвивающие
Танец «Ковырялочка»- упражнения.
1ч
Исполнение танца «Ковырялочка»
несколько раз (для себя, для учителя,
для
съемки
фильма).
музыку.
Игры
под
Общеразвивающие
упражнения.
«Галоп
в
парах» Движения
(элементы танца)-1ч
парами:
бег,
ходьба.
Боковой
галоп-движение
парами.
Боковой
галоп
в
сочетании
с
притопом движения парами. Игры
«Галоп
в
(танец)-1ч
парах» под
музыку.
Общеразвивающие
упражнения.
Исполнение танца «Галоп в парах»
несколько раз (для себя, для учителя,
для
«Потанцуем»-1ч
съемки
фильма).
музыку.
Игры
под
Общеразвивающие
упражнения.
Обобщающее занятие с исполнением
танцев «Русская пляска» и «Галоп в
парах» для гостей.