Выбор профессии, 9 класс (внеурочка)

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________/ __________________
Протокол МО № _____
«_____» ________________2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МКОУ СОШ п.Ола
____________/ __________________

«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ п.Ола
____________ / ______________
Приказ № ____________

«_______» ________________2023 г.

от «_____» ____________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по технологии для учащихся 9-х классов
«Выбор профессии»

Курс рассчитан на 17 часов в год (полугодие)

Модифицирована
Казанцевым Е.Н., учителем технологии и информатики
первой квалификационной категории,
на основе программы ЭК «Слагаемые выбора профиля», авт. С.Н. Чистякова.

Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол № ___
от «___» __________2023 г.

2023-2024 уч.год

Пояснительная записка.

Основная цель данного элективного курса – сформировать готовность
учащихся к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих
склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в
специалистах.
Элективный курс рассчитан на 17 часов.
В ходе занятий на этом курсе решаются следующие задачи:
·
обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности,
профессиях, карьере;
·

сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ
уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с
требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
·
развивать представление о народном хозяйстве и потребности в
трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
·

воспитывать уважение к рабочему человеку.

Содержание программы.
Внутренний мир человека и система представлений о себе. (2 ч)
Сущность концепции «Я». Самооценка и её роль в профессиональном
самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
Профессиональные интересы и склонности. (2 ч)
Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности».
Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта
интересов»,
«Дифференционально-диагностический
опросник»,
коммуникативных организаторских склонностей.
Способности, условия их проявления и развития. (2 ч)
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее
условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка
математических способностей, уровня интеллектуального развития. Тесты
Айзенка.
Природные свойства нервной системы. (2 ч)
Темперамент, черты характера и их проявления профессиональной
деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.

Психические процессы и их в профессиональном самоопределении. (2 ч)
Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня
кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений
(методика Кубика Косса), внимания (тест Бурдона), мышления (методика ШТУР,
тесты Амтхаура, Равена).

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном
самоопределении. (2 ч)
Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий «мотивы»,
«ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов
деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в
профессиональном самоопределении и служебной карьере.
Профессиональные
пригодность. (2 ч)

и

жизненные

планы.

Профессиональная

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и
взаимообусловленность.
Профессиональная
деятельность
и
карьера.
Профессиональная пригодность. Тест Холланда.
Здоровье и выбор профессии. (2 ч)
Здоровье
как условие
высокоэффективной
профессиональной
деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора
профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакция на
различные раздражители. Выявление и оценка реакций с помощью
универсального рефлексометра.
Координация движений, динамический и статический тремор рук и
профессиональная деятельность. Глазомер и его роль в профессиональной
деятельности.
Отрасли общественного производства. Профессии, специальности,
должности. (2 ч)
Производство средств производства. Роль тяжелой промышленности и
сельского хозяйства. Структура тяжелой промышленности. Добыча сырья и
топлива и добывающие отрасли промышленности. Энергетический комплекс.
Перерабатывающие отрасли промышленности. Металлургия, производство
конструкционных материалов. Металлургия. Приборостроение. Химическое и
биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Легкая
промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-

коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Система передачи
информации: телефонная связь, радио связь, телевидение; просвещение,
культура, медицинское обслуживание.
Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и
условиям труда. Профессии типов «Человек-человек», «Человек-техника»,
«Человек-природа», «Человек-художественный образ». Формула профессии.
Деловая игра. «Профессия графическое лото». Профессиограмма и психограмма.
Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом рынка
труда. Занятость и самозанятость. Профессиограмма наиболее распространенных
профессий.
Профессиональная проба. (1 ч)
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении.
Уточнение
профессиональных
интересов
с
помощью
опросника
профессиональной готовности.

Тематический план.
№
Тема занятия
Количество
занятия
часов
1,2
Внутренний мир человека и система представлений о
2
себе.
3,4
Профессиональные интересы и склонности.
1
5
Способности, условия их проявления и развития.
2
6,7
Природные свойства нервной системы.
2
Температмент.
8,9
Психические процессы и их роль в профессиональном
2
самоопределении.
10,11 Мотивы, ценностные ориентации и их роль в
2
профессиональном самоопределении.
12
Профессиональные и жизненные планы.
1
13
Профессиональная пригодность.
1
14
Здоровье и выбор профессии.
1
15
Отрасли общественного производства.
1
16
Профессии, специальности, должности.
1
17
Профессиональная проба.
1
Всего:
17

Литература
1. Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной
работы/В.Г. Евстратов.-Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 1999.
2. Климов, Е.А. Как выбирать профессию: КН. для учащихся ст. классов
сред. шк./Е.А. Климов.-М.: Просвещение, 1990.-192с.
3. Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок
подростков/ И.Н. Кондаков// Вопросы психологии.-1997.-№ 2.-С.122-130.
4. Подлеснова, Н. Выбирая профессию/Н. Подлеснова, И.
Руденко//Семья и школа.-2001.-№ 11-12.-С.19-21
5. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/Л.Д.
Столяренко.-Ростов н/Дону: издательство «Феникс», 1999.-383с.
6. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий/В.Б. Шапарь,
А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко.-Ростов н/Дону: Издательство «Феникс», 2002.68с.
7. Прошицкая Е. Н. Практикум по выбору профессий: 8-11 кл. – М.:
Просвещение, 1995
8. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 кл. / под ред. С. Н.
Чистяковой и Т. И. Шалавиной. – М.: Просвещение 2002
9. Технология профессионального успеха: учеб. для 10-11 кл. / под ред.
С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение 2001
10. Программы
общеобразовательных
учреждений:
Твоя
профессиональная карьера 8-9 кл. – М.: Просвещение 2006



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.