.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ОВЗ
(ТНР) разработана на основе примерной программы по русскому языку для 5- 9 классов и
авторской программы для общеобразовательных школ (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,
Н.М. Шанский «Просвещение», 2010 г) в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта общего образования или федерального компонента
государственного образовательного стандарта общего образования; учебным планом МКОУ
Мастюгинская ООШ на 2019 – 2020 учебный год.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение одного учебного года (2019-2020 гг.) Федеральный
базисный план отводит 175 часов для образовательного изучения русского языка в 5 классе из
расчёта 5 часов в неделю.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ (тяжелыми
нарушениями речи)
В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное
обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню
подготовленности к систематическому обучению. Эти изменения обусловлены рядом
позитивных и негативных факторов:
- влиянием позитивных результатов деятельности дифференцированной системы логопедической
помощи в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями речи, которые
позволили минимизировать воздействие первичного речевого дефекта на общее психическое
развитие ребенка и его обучаемость;
- широким внедрением ранней логопедической помощи на основе ранней диагностики детей
группы риска по возникновению речевой патологии;
- повышением эффективности логопедического воздействия за счет применения инновационных
технологий логопедической работы;
- возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с
другими (множественными) нарушениями психофизического развития.
В связи с этим в настоящее время наметились две основные тенденции в качественном
изменении контингента учащихся.
Одна тенденция заключается в минимизации проявлений речевых нарушений к школьному
возрасту при сохранении трудностей свободного оперирования языковыми средствами, что
ограничивает коммуникативную практику, приводит к возникновению
явлений школьной дезадаптации.
Другая тенденция характеризуется утяжелением структуры речевого дефекта у школьников,
множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными анализаторными
расстройствами.
Для обучающихся с ТНР типичными являются значительные внутригрупповые различия
по уровню речевого развития. Одни расстройства речи могут быть резко выраженными,
охватывающими все компоненты языковой системы. Другие проявляются ограниченно и в
минимальной степени (например, только в звуковой стороне речи, в недостатках произношения
отдельных звуков). Они, как правило, не влияют на речевую деятельность в целом. Однако у
значительной
части
школьников отмечаются
особенности
речевого
поведения –
незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в
случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой
коммуникации.
Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не происходит в
связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать
коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций. Обучающиеся с ТНР - дети
с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами – представляют
собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по
механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию
сопутствующих нарушений.
На практике в качестве инструмента дифференциации специалистами используются две
классификации, выполненные по разным основаниям:
-психолого-педагогическая классификация;
-клинико-педагогическая классификация.
По психолого-педагогической классификации выделяются группы детей, имеющие общие
проявления речевого дефекта при разных по механизму формах аномального развития.
Согласно данной классификации обучение по адаптированной основной образовательной
программе начального общего образования организуется для учащихся, имеющих II и III уровни
речевого развития (по Р.Е. Левиной). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных
сложных формах детской речевой патологии, выделяемых в клинико-педагогической
классификации речевых расстройств (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, нарушения
письменной речи).
Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих детей отмечаются
типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной
системы. Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению с нормой, развитие
речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно
благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность,
которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается.
Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных
фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно влияют на все
психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и
регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные
возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у
детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные
инструкции, элементы и последовательность заданий. Участи обучающихся с ТНР низкая
активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает
специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для
овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии
словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и
синтезом, сравнением и обобщением.
Учащимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы,
проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных
движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных
двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих,
мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим
развитием. Психическое развитие этих детей протекает, как правило, более благополучно, чем
развитие речи. Для них характерна критичность к речевой недостаточности. Первичная системная
речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных
способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по
мере формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитие
приближается к нормативному.
Общее недоразвитие речи обучающихся с ТНР выражается в различной степени и
определяется состоянием языковых средств и коммуникативных процессов. Наиболее типичные и
стойкие проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии, афазии, дизартрии, реже
– при ринолалии и заикании.
Обучающиеся с ТНР, находящиеся на II уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной),
характеризуются использованием, хотя и постоянного, но искаженного и ограниченного запаса
общеупотребительных слов, не способны дифференцированно обозначать названия предметов,
действий, отдельных признаков.
На этом уровне возможно использование местоимений, простых предлогов в элементарных
значениях, иногда союзов. В речи встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются
попытки нахождения нужной грамматической формы слова, но эти попытки чаще всего
оказываются неуспешными. Обучающие с ТНР, имеющие II уровень речевого развития, не
используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Доступная
фраза представлена лепетными элементами, которые последовательно воспроизводят
обозначаемую детьми ситуацию с привлечением поясняющих жестов, и вне конкретной ситуации
непонятна. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью,
диффузностью произношения звуков вследствие неустойчивой артикуляции и низких
возможностей их слухового распознавания. Задача выделения отдельных звуков в мотивационном
и познавательном отношении непонятна учащимся и невыполнима.
Отличительной чертой речевого развития обучающихся с ТНР этого уровня является
ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Обучающиеся с ТНР, находящиеся на III уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной),
характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой фразовой речи с
элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Произношение
детей характеризуется недифференцированным произнесением звуков (особенно сложных по
артикуляции, позднего онтогенеза). Наблюдаются множественные ошибки при передаче
звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических значений слов, значений
даже простых предлогов; грамматических форм слова, вследствие чего нарушается
синтаксическая связь слов в предложениях; неумение пользоваться способами словообразования.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не
употребляются сложные синтаксические конструкции. Во фразовой речи обнаруживаются
аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих
временные, пространственные и причинно-следственные отношения. У большинства
обучающихся отмечаются недостатки звукопроизношения и нарушения воспроизведения
звукослоговой структуры слов (в основном незнакомых и сложных по звукослоговой структуре),
что создает значительные трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят возникновению нарушений
письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе
достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются
результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и
составляющего патологический механизм.
Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких, специфических,
повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения, так и слова. Нарушения письма
(дисграфия) и чтения (дислексия) могут сопровождаться разнообразными неречевыми
расстройствами и в сочетании с ними входят в структуру нервно-психических и речевых
расстройств (при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии и т.д.)
Дифференциация детей на группы по уровню речевого развития принципиально недостаточна
для выбора оптимального образовательного маршрута и определения содержания коррекционноразвивающей области - требуется учет механизма речевого нарушения, определяющего структуру
речевого дефекта при разных формах речевой патологии. Различия механизмов и структуры
речевого дефекта у обучающихся с ТНР с различным уровнем речевого развития определяют
необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования.
Общие цели учебного предмета «Русский язык» для данной ступени обучения
Концепция модернизации российского образования определяет цели
общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость
«ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной
суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и
созидательных способностей». На основании требований федерального государственного
образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для
успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с
ТНР. В связи с этим определена цель обучения – изучение основного перечня
тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка
учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
Данная цель обусловливает следующие задачи:
Познавательные задачи:
− изучать базовые основы таких разделов языка, как фонетика,
орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика,
словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, а также
некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте
русского языка среди языков мира;
− формировать у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
− формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; уметь пользоваться различными лингвистическими
словарями, в том числе и электронными.
− совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки,
обеспечивающие свободное овладение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи
учащихся; формировать потребность к речевому самосовершенствованию и взаимодействию;
совершенствовать умения и навыки устной и письменной
речи;
− развивать творческое и логическое мышление;
− воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;
воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающихся
проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
− совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие
мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие
артикуляционной моторики;
− развитие восприятия, памяти, внимания; формирование обощенных
представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина),
пространственных представлений и ориентаций, представлений о времени;
− развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;
− развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать,
анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и
письменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;
− развитие эмоционально-личностной
сферы: инициативности,
стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности
чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою
деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности
принятия решения, правильного отношения к критике;
− развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и
письменной речи, лексико-грамматических средств языка;
− расширение представлений об окружающем мире и обогащение
словаря;
− формирование и развитие учебно-практических действий по
устранению индивидуальных пробелов в знаниях.
Образовательная область учебного предмета «Русский язык»
Русский язык в соответствии с ФГОС входит в образовательную область «Филология». В
системе школьного образования предмет «Русский язык» является не только объектом изучения,
но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей школьников, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. в школе.
Предполагаемые результаты
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося с ОВЗ
(ТНР) заключается в том, что в процессе обучения по данной программе обучающийся
сможет:
− овладеть базовыми научными систематизированными знаниями по
русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС;
− получить прочные орфографические, пунктуационные и грамматические
умения и навыки;
− освоить общеучебные умения и компетенции в рамках информационнокоммуникативной деятельности: передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания,
составлять план, работать с разнообразной информацией, в том числе и электронной.
− корректно выражать свое мнение по различным вопросам
аргументированно доказывать точку зрения в соответствии с нормами русского литературного
языка.
− самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать
ее результаты, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими
учебными достижениями, чертами своей личности.
Обучащийся сможет научиться:
• разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения –
синтаксически;
• разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их, пользоваться
орфографическим и толковым словарями;
• соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного
материала.
Учащийся получит возможность научиться:
• работать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли
• уметь задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно
выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Система оценки образовательных достижений обучающихся с ОВЗ (ТНР) 5
класса
Выставление оценок за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые ошибки;
работа написана аккуратно
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3
пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены
исправления
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и
4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены
исправления
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок,
допущены исправления
Негрубые ошибки:
- исключение из правил;
- повторение одной и той же буквы;
- недописанное слово;
- перенос слов;
- единичный пропуск буквы на конце слова;
- дважды написанное одно и то же слово в предложении
3 негрубые ошибки + 1 ошибка
Однотипные ошибки:
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за
отдельную ошибку.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано
в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за
ошибку.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с
обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию
слово на доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оценка за грамматические знания:
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление;
1 ошибка или 1 исправление;
«3» - 3 ошибки и 1 исправление;
2 ошибки и 1 исправление;
«2» - 3-4 ошибки.
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться
следующими нормами оценок:
оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик
обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять
знания при выполнении;
оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет
применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил выполнил не менее ¾ заданий;
оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из
изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;
оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:
1. Фонематические ошибки:
б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);
ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).
2. Ошибки анализа и синтеза:
пропуски согласных при их стечении;
пропуски гласных;
добавление гласных;
перестановка букв.
3. Диспраксии (кинетические ошибки):
потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);
потеря соединения (мл, ми,ао).
4. Ошибки в замене букв по оптическому сходству:
(б-д, в-д, ш-и, ш-т).
Классификация ошибок в письменной речи обучающихся:
I- орфографическая
V- пунктуационная
Г- грамматическая (нарушение согласования, управления, раздельное написание слова, пропуск
предлогов, словообразовательные, нарушение границ предложения и др.)
Л- логопедические
Р- речевая лексическая
(коричневые волосы вместо каштановых)
Лог.- логическая
Ф- фактическая
(териодор вместо Теодор Нетте)
V- пропусков слов
[ ]- лишняя часть
Z- абзац
Z- абзац не нужен
Нормы оценивая диктантов в 5-9 классах 5,7 вида
Нормы оценок (количество ошибок)
Вид диктанта
«5»
«4»
«3»
«2»
6 орфографических
+
4 пунктуационные
+
2 орфографические
4 логопедические
+
5 орфографических 8 орфографиче
1 негрубая орфографическая 2 пунктуационные +
+
+
+
3 логопедические
контрольный
5 пунктуационных 8 пунктуацион
1 негрубая пунктуационная + 1 орфографическая +
+
+
1 логопедическая
4 пунктуационные
4 логопедических 6 логопедическ
+
7 орфографических
3 логопедические
+
7 пунктуационных
+
5 логопедических
Словарный
0
1-2
3-4
до 7
Примечание:
Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного
написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок
оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения
оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
учитывает однотипные ошибки как обычные;
все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
оценка не снижается за многочисленные исправления;
все однотипные ошибки считаются как одна.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:
1. неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение
оценки.
К неверным написаниям относятся:
ошибка на правило, не изучаемое в школе;
ошибка в переносе слова;
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая):
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в переносе слов;
буквы э-е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных
именах (Мариетта);
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за
глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т.д.);
в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли
сказуемого;
в написании -ы и -и после приставок;
в случаях трудного различения -не и –ни;
в собственных именах нерусского происхождения;
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила
(пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов);
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая
ошибка не позволяет снизить оценку на балл.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:
Повторяющиеся – это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило
(например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение
причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются,
однако три такие ошибки считаются за одну.
Однотипные – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания
заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек,
счерчек) особенностях данного слова.Первые три однотипные ошибки принято считать за одну,
каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание,
которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые
согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция)
допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту.
Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
Уровень
Все
задания Правильно выполнены не Правильно выполнено Не выполн
выполнения задания выполнены верно менее ¾ всех заданий
не менее ½ заданий
половины за
Оценка сочинений и изложений
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и
изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны
языковой и речевой подготовки учащихся:
коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль,
изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную
и языковую форму.
языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.
навыки правописания – орфографические и пунктуационные
Требования к объему сочинений и изложений
Примерный объем текста
5 класс
Подробное изложение (количество слов)
100-130
Классное сочинение (количество страниц)
0,5 - 1
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание
и речевое оформление; вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений
Фактические ошибки
Логические ошибки
- нарушение в последовательности в высказывани
- отсутствие связи между частями сочинения (из
В изложении:
между предложениями
Неточности, искажения текста в обозначении времени, - неоправданное повторение высказанной ранее мы
места
событий,
последовательности
действий, - раздробление одной микротемы другой микротем
причинно-следственных связей.
- несоразмерность частей высказывания или
В сочинении:
необходимых частей
искажение имевших место событий, неточное - перестановка частей текста (если она не о
воспроизведение источников, имен собственных, мест заданием к изложению)
событий, дат
- неоправданная подмена лица, от которо
повествование. К примеру, повествование ведется
первого, а потом от третьего лица
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста.
Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал
себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на
стол;
неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;,
учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не
свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней
случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой
простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов ( например, характерная
черта характера; приближался все ближе и ближе.
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с
требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У
Кати было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской
речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов;
речевые ошибки в построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм ( например, когда Пугачев выходил
из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
стилистически неоправданное построение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к
неясности, двусмысленности речи ( например, Иванов закинул удочку и она клюнула);
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых
единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении
слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство,
публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей
речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны;
спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т.д.).
синтаксические
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении ( например,
браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни
юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)
- нарушение границы предложения ( например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его
по вырубке);
- разрушение ряда однородных членов ( например, настоящий учитель верен своему делу и
никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще
грузовик и комбайн);
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами ( например, причалившая
лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись
руками в колени);
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего ( например,
Кусты, они покрывали берег реки);
- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) Ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной связи ( например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят
под его порывами);
- отрыв придаточного от определяемого слова ( например, Сыновья Тараса только что слезли с
коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки ( например,
терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка
может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только
видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает
разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «
браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено
согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею
даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений
Основные критерии оценки
Оценка
Содержание и речь
Грамотность
1
2
3
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не
Допускается
менее 70% исходного текста.
1 негрубая орфографическая
3. Содержание работы излагается последовательно.
«5»
1 пунктуационная
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления
1 грамматическая
слов, разнообразием синтаксических конструкций.
1 логопедическая ошибка
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании.
1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются
незначительные отклонения от темы.
Допускаются:
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются
2 орфографические + 3 пунк
единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено
+ 3 грамматические + 3 лого
не менее 70% исходного текста.
ошибки.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в
1 орфографическая + 3 пунк
«4»
изложении мыслей.
+ 3 грамматические + 3 лого
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно
ошибки.
разнообразен.
0 орфографических + 4 пунк
5. Стиль работы отличается единством и достаточной
+ 3 грамматические + 3 лого
выразительностью.
ошибки.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4
речевых недочетов.
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней
допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет Допускаются:
менее 70% исходного текста.
0
орфографических
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
пунктуационных
(с
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции повторяющихся и негру
«3»
однообразны.
логопедических ошибок.
5. Встречается неправильное употребление слов.
6 орфографических + 7 пунк
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно + 4 грамматических + 4 лого
выразительна.
ошибок.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.
«2»
1. Работа не соответствует заявленной теме.
Допускаются:
2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения
7 и более грубых орфог
составляет менее 50% исходного текста.
ошибок независимо от
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых
пунктуационных.
работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения
8 и более пунктуационных
(изложения) не соответствует заявленному плану.
учетом повторяющихся и
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты
независимо
от
речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными
орфографических.
предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты
Общее количество орфогра
случаи неправильного употребления слов.
пунктуационных ошибок б
5. Нарушено стилевое единство текста.
наличии более 7 грамматиче
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Результаты изучения предмета «Русский язык» в 5 классе обучающихся с ОВЗ
(ТНР)
Личностные
Метапредметные
Предметные
1) понимание русского языка 1) владение всеми видами речевой деятельности:
1) представлен
как одной из основных
аудирование и чтение:
основных функ
национально-культурных
о роли русског
ценностей русского народа,
1.
адекватное понимание информации устного и национального
определяющей роли родного письменного сообщения (коммуникативной установки, темы русского народ
языка в развитии
государственн
текста, основной мысли; основной и дополнительной
интеллектуальных,
Российской Фе
информации);
творческих способностей и
2.
владение разными видами чтения (поисковым, языка межнаци
моральных качеств личности, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
общения, о свя
его значения в процессе
культуры наро
разных стилей и жанров;
получения школьного
3.
адекватное восприятие на слух текстов разных родного языка
образования;
человека и общ
стилей и жанров; владение разными видами аудирования
2) осознание эстетической
2) понимание м
(выборочным, ознакомительным, детальным);
ценности русского языка;
родного языка
4.
способность извлекать информацию из
уважительное отношение к различных источников, включая средства массовой
гуманитарных
родному языку, гордость за информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы роли в образов
него; потребность сохранить Интернета; свободно пользоваться словарями различных
целом;
чистоту русского языка как типов, справочной литературой, в том числе и на
3) усвоение осн
явления национальной
знаний о родно
электронных носителях;
культуры; стремление к
5.
овладение приёмами отбора и систематизации понимание вза
речевому
его уровней и е
материала на определенную тему; умение вести
самосовершенствованию;
4) освоение баз
самостоятельный поиск информации; способность к
3) достаточный объём
понятий лингв
преобразованию, сохранению и передаче информации,
словарного запаса и
лингвистика и
полученной в результате чтения или аудирования;
усвоенных
разделы; язык
6.
умение сопоставлять и сравнивать речевые
21раммматических средств высказывания с точки зрения их содержания,
речевое общен
для свободного выражения стилистических особенностей и использованных языковых устная и письм
мыслей и чувств в процессе средств;
монолог, диало
речевого общения;
виды; ситуаци
способность к самооценке на говорение и письмо:
общения; разго
основе наблюдения за
речь, научный,
•
способность определять цели предстоящей
собственной речью.
публицистичес
учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
официально-де
последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и
стили, язык
письменной форме;
художественно
литературы; ж
•
умение воспроизводить прослушанный или
прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, научного,
публицистичес
пересказ, конспект, аннотация);
•
умение создавать устные и письменные тексты официально-де
стилей и разго
разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
речи; функцио
адресата и ситуации общения;
смысловые тип
•
способность свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы (повествование
рассуждение);
построения текста (логичность, последовательность,
текста; основн
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
языка, их приз
свое отношение к фактам и явлениям окружающей
особенности уп
действительности, к прочитанному, услышанному,
в речи;
увиденному;
5) овладение о
•
владение различными видами монолога
(повествование, описание, рассуждение; сочетание разных стилистически
ресурсами лекс
видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос,
фразеологии р
диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.;
языка, основны
сочетание разных видов диалога);
нормами русск
•
соблюдение в практике речевого общения
литературного
основных орфоэпических, лексических, грамматических,
(орфоэпически
стилистических норм современного русского литературного
лексическими,
языка; соблюдение основных правил орфографии и
грамматически
пунктуации в процессе письменного общения;
орфографическ
•
способность участвовать в речевом общении, пунктуационны
соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать нормами речев
жесты, мимику в процессе речевого общения;
и использовани
•
осуществление речевого самоконтроля в
своей речевой
процессе учебой деятельности и в повседневной практике
при создании у
речевого общения; способность оценивать свою речь с точки письменных
зрения её содержания, языкового оформления; умение
высказываний;
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
6) опознавание
исправлять их; совершенствовать и редактировать
основных един
собственные тексты;
грамматически
•
выступление перед аудиторией сверстников с языка, уместно
небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в употребление я
спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
единиц адекват
различных средств аргументации;
ситуации речев
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в общения;
повседневной жизни; способность использовать родной язык 7) проведение
как средство получения знаний по другим учебным
видов анализа
предметам; применять полученные знания, умения и навыки (фонетический
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
морфемный,
уроках иностранного языка, литературы и др. );
словообразова
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с
лексический,
окружающими людьми в процессе речевого общения,
морфологическ
совместного выполнения какой-либо задачи, участия в
синтаксическо
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
словосочетани
национально-культурными нормами речевого поведения в предложения,
многоаспектно
различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
текста с точки
основных приз
структуры,
принадлежнос
определенным
функциональн
разновидностя
особенностей я
оформления,
использования
выразительных
языка;
8) понимание
коммуникатив
эстетических
возможностей
лексической и
грамматическо
синонимии и
использование
собственной ре
практике;
9) осознание эс
функции родно
способность оц
эстетическую с
речевого выска
при анализе те
художественно
литературы.
Требования к уровню подготовленности обучающихся с ОВЗ (ТНР) по русскому
языку в 5 классе
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц,
речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы,
приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного
текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного
текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать
текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию
прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать
информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические
ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст,
сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая
основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых
средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания
разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и
раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по
объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться
разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету
речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать
заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца,
неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация
и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и
безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и
объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно
произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные
слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом,
работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом
значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и
суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в
художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое
толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми
словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов,
антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в
соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из
синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные
приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее
употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство
связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части
речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным
способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил
орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные
графические обо значения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять
схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по за данной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по
заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания,
наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно
интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске,
использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания,
соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения
изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями,
вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно
объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических
конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно
подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Коррекционный компонент
Коррекционная работа, приемы, методы и формы
Ввиду психологических особенностей детей с ТНР с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и
пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия,
представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи
между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и
письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование
адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование
умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений
устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем
мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные формы коррекционной работы по русскому языку :
1. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и
умений учащихся с ТНР. Данное направление является основным направлением работы по
русскому языку.
2. Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории,
которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений
и навыков.
3. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при
анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов
лингвистического разбора.
4. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся с ТНР (говорения,
аудирования, чтения и письма): овладение нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков
связного изложения мыслей в
устной и письменной форме.
5. Совершенствование умений и навыков каллиграфического письма.
Содержание тем учебного предмета «Русский язык» за курс 5 класса для
обучающихся с ОВЗ
Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Наименование
разделов и тем
Общие сведения о языке.
Повторение пройденного в 1-4 классах.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Лексика
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Повторение и систематизация изученного
Итого
Всего часов
1
5
5
5
5
5
5
3
34
Контроль уровня обучения
В календарно-тематическом планировании предусмотрены разнообразные виды и формы
контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах,
практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный,
«Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с
грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на
лингвистические темы, сочинения, изложения.
Таблица контроля уровня обучения
Четверть
Всего часов
Контрольные работы
Диктанты
Сочинения
1 четверть
8
1
1
2 четверть
8
1
1
3 четверть
10
1
1
4 четверть
8
1
1
4
10
Всего:
Контрольно- измерительные материалы
Название раздела,
Наименование
темы
контрольных работ
Диагностика
школе
изученного
в
начальной Диктант
Повторение
школе
изученного
в
начальной Диктант
Повторение
школе
изученного
в
начальной Тест
Синтаксис. Пунктуация
Диктант, тест
Фонетика. Орфоэпия. Лексика
Диктант, тест
Морфемика. Орфография. Культура речи
Диктант, тест
Окончания существительных
Тест
Имя существительное
Диктант, тест
Имя прилагательное
Диктант , тест
Глагол
Повторение
и
пройденного в 5 классе
тест
систематизация Тест, диктант
Виды и формы контроля для обучающихся 5 класса с ОВЗ
Одно из требований принципа систематичности и последовательности
обучения обучащихся 5 класса с ОВЗ (ТНР) предполагает необходимость осуществления
контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует
применение следующих видов контроля:
Входной – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими
важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих
разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; мозговой штурм;
тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический диктанты).
Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов
содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос;
предупредительный диктант; подготовка сообщений, докладов, проектов; работа по карточкам;
составление схем, таблиц, рисунков, комплексный анализ текста).
Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких
уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических
фрагментов; тестирование).
Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью
диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их
взаимосвязи (контрольный диктант, контрольное
тестирование).
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
№
п.\п
Тема урока. Содержание урока
Тип урока
Коррекционная работа
1
Язык
и
человек.
Общение
устное
и
письменное.
Читаем
учебник.
Слушаем на
уроке.(Урок
«открытия
нового»
знания)
Коррекция
памяти,
мыслительных процессов
2
РР.
Стили
речи. (Урок
«открытия
нового»
знания)
3
Звуки
и
буквы.
Произношени
е
и
правописание.
(Урок
повторения и
закрепления
изученного)
Правописание
проверяемых
и
непроверяемы
х безударных
гласных
в
корне слова
(Повторитель
нообобщающий
урок )
4-5
Знакомство
с
разнообразием
средств
выражения
мыслей,
знаний,
чувств,
значеним
языка в жизни людей,
основными
функциями
языка,
общим и различным в
устном и письменном
общении.
Мотивация
к
изучению
русского
языка, знаниям о
родном
языке,
о
традициях, культуре
России.
Знакомство
с
понятием о стилях
речи; со сферами
применения
этих
стилей,
с
принадлежностью
текстов
к
этим
стилям..
Углубление
знания
учеников о фонетике
русского языка, о
соотношениии
фонетики
и
орфографии,
закрепление знаний о
транскрипции, анализ
текста
Закрепление умения
обнаруживать
орфограммы в корне
слов,
выделение
морфем,
омонимичные
и
омофоничные корни;
разбор
слов
по
составу.
Коррекция
творческого
воображения,
мыслительных процессов
Коррекция
памяти,
внимания
актуализации
коррекция
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
долговременной памяти
Дата
план
Дата
пров
6-7 Правописание
проверяемых
и
непроверяемы
х согласных в
корне слова
(Повторитель
нообобщающий
урок)
8
Правописание
непроизносим
ых согласных
в корне слова
(Повторитель
нообобщающий
урок)
9.
Буквы И, У, А
после
шипящих
(Повторитель
нообобщающий
урок)
10.
Разделительн
ые
Ъ
и
Ь(Повторител
ьнообобщающий
урок)
Раздельное
написание
предлогов с
другими
словами
(Повторитель
нообобщающий
урок)
РР. Текст. Что
мы знаем о
тексте (Урок
11.
12.
Закрепление умения
сопоставлять
фонетический облик
слова
с
его
написанием,
обнаруживать
орфограммысогласные в корнях
слов; развитие навыка
фонетического
разбора и разбора
слова по составу;
развитие
навыка
работы
с
орфографическим и
толковым словарями,
Закрепление умения
обнаруживать
орфограммысогласные в корнях
слов; развитие навыка
фонетического
разбора и разбора слов
по составу; работа с
орфографическим
словарем;
Закрепление навыка
правописания слов с
орфограммамигласными
и
согласными в корнях
слов;
повторение
правописания И, У, А
после шипящих.
Закрепление навыка
слов с орфограммами
– разделительными Ъ
и Ь, букв И, А У после
шипящих.
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
долговременной памяти
Коррекция
памяти,
внимания
актуализации
коррекция
Закрепление навыков
правописания слов с
орфограммами
–
разделительными Ъ и
Ь;
знакомство
с
орфограммой
–
пробелом,
орфограммой
–
дефисом.
Повторение основных
признаков
текста;
построение текста с
Коррекция
памяти,
внимания
актуализации
коррекция
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
долговременной памяти
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
долговременной памяти
Коррекция мыслительных
процессов,
памяти
и
внимания.
развития
речи)
13.
14.
15
16
17.
18
учетом его языковых и
композиционных
особенностей.
РР.
Вычленение
Обучающее
повествовательной
изложение
канвы
рассказа,
«Хитрый
установление
заяц» (Урок предметных
развития
временных
речи)
отношений;
выразительное чтение
по
абзацам
с
интонационным
выделением глаголовдействий
и
их
адресатов.
Глагол
Углубление знаний о
(Повторитель глаголе как части
норечи,
о
его
обобщающий морфологических
урок)
признаках; развитие
умения употреблять
глагол в речи
-Тся и –ться в Углубление знаний о
глаголах
глаголе как о части
(Повторитель речи;
правописание
ноглаголов; определение
обобщающий основной
мысли
урок)
текста;
лингвистический
анализ.
Личные
Развитие
умения
окончания
определять спряжение
глаголов.(Пов глаголов; закрепление
торительнонавыка правописания
обобщающий глаголов.
урок)
Имя
Закрепление знаний об
существитель имени
ное. Буквы е-и существительном как
в окончаниях части речи; отработка
существитель орфограмм,
ных
характерных
для
(Повторитель существительных;
нолингвистически
обобщающий анализ
урок)
Имя
Закрепление знаний об
прилагательн имени
ое
прилагательном как
(Повторитель части речи и его
номорфологические
Коррекция
творческого
воображения. Коррекция
мыслительных процессов,
памяти и внимания.
Коррекция
актуализации
памяти,
коррекция
зрительного и слухового
внимания
Коррекция актуализации
памяти,
коррекция
зрительного и слухового
внимания
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
долговременной памяти
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
долговременной памяти.
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
долговременной памяти.
обобщающий
урок)
19
Местоимение
(Урок
усвоения
новых знаний)
20
РР.
Устное
сочинение по
картине А. А.
Пластова
«Летом»
(Урок
развития
речи)
21
Контрольны
й диктант по
теме
«Повторение
пройденного
в
1-4
классах»
(Урок
контроля)
Синтаксис.
Пунктуация.
(Урок
усвоения
новых знаний)
22
23
24
признаки;
изучение
роли прилагательных
в предложении, в
тексте.
Актуализация знаний
о местоимении как
части речи и его
морфологических
признаках.
Проверка знаний по
теме
«Имя
прилагательное»,
обсуждение
произведений
живописи,
составление рассказа
по картине; отработка
навыков
монологической речи.
Проверка
знаний
учеников
по
пройденной
теме;
закрепление
орфографических
и
пунктуационных
навыков; самоанализ и
самоконтроль.
Актуализация понятия
«синтаксис»;
связь
синтаксиса
и
пунктуации;
повторение
знаков
препинания; развитие
пунктуационных
навыков.
Словосочетан Актуализация понятия
ие.
(Урок «словосочетание»;
усвоения
отличие
новых знаний) словосочетания
от
предложения;
строение
словосочетания.
Способы
Продолжение
выражения
изучения
грамматическ словосочетания;
ой связи в отличие от слова и
словосочетан предложения.
ии
(Урок
закрепления
изученного)
Коррекция аналитического
мышления,
памяти
и
внимания.
Коррекция
творческого
воображения,
мыслительных процессов.
Коррекция актуализации
памяти.
Коррекция
эмоционально-волевой
сферы.
Коррекция
аналитикосинтезирующего
мышления.
Коррекция
лингвистического
мышления.
Коррекция
внимания.
Коррекция
лингвистического
мышления.
Коррекция
внимания.
25
26
27
28
29
30
Предложение
(Урок
усвоения
новых знаний)
Понятие
о
предложении;
основные
признаки
предложения;
углубление знаний о
грамматической
основе предложения;
выводы
о
предложении.
РР. Сжатое Нахождение основной
изложение
мысли текста, сжато
«Старый
излагать текст, делать
пень» (Урок выводы.
развития
речи)
Восклицатель Знакомство с ролью
ные
восклицательных
предложения предложений в речи;
(Урок
отличие
цели
освоения
высказывания
от
нового)
интонации; проверка
знаний учеников о
словосочетании
и
предложении; работа в
парах и группах
Члены
Актуализация понятия
предложения. «Члены
Главные
предложения»,
члены
способы выражения
предложения. подлежащего, синтак
Подлежащее и сический
разбор
сказуемое
предложений.
(Урок
усвоения
новых знаний)
Нераспростра Закрепление понятия о
ненные
и способах выражения
распростране подлежащего
и
нные
сказуемого;
предложения актуализация понятия
Дополнение
«распространенные
(Урок
предложения»;
усвоения
синтаксический
новых знаний) разбор предложений;
Второстепенн проверка знаний о
ые
члены словосочетании
и
предложения предложении.
Обобщающие Знакомство
с
слова
в условиями постановки
предложениях запятой
при
с
однородных членах;
однородными самостоятельная
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
долговременной памяти
Коррекция
творческого
воображения,
мыслительных процессов.
Коррекция аналитического
мышления, коррекция –
развитие
слухового
и
зрительного внимания
Коррекция
лингвистического
мышления.
Коррекция
внимания.
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
долговременной памяти.
Коррекция аналитического
мышления, коррекция –
развитие
слухового
и
зрительного внимания.
31
членами.
(Урок
усвоения
новых знаний)
Предложения
с
обращениями
(Урок
усвоения
новых знаний)
32.
Самостоятель
ная
работа
«Синтаксис
простого
предложения
«(Повторител
ьнообобщающий
урок)
32.
Прямая речь.
Знакомство с
косвенной
речью. Знаки
препинания в
предложениях
с
прямой
речью. (Урок
усвоения
новых знаний)
33.
Диалог (Урок
усвоения
новых знаний)
34
Урок
обобщения
изученного за
год
работа
с
пунктуационными
навыками; работа с
тестами.
Актуализация понятия
«Обращение»;
значение обращений в
речи;
отличие
обращения
от
подлежащего;
развитие
пунктуационных
навыков; совместная
работа в парах.
Изучение
структурных различий
между простыми и
сложными
предложениями;
способы связи между
простыми
предложениями
в
составе
сложного;
развитие
пунктуационных
навыков.
Актуализация понятия
«Предложения
с
прямой
речью»;
определение прямой
речи и слов автора;
расстановка
знаков
препинания
при
прямой
речи;
выразительное чтение
текстов;
речевой
этикет.
Актуализация понятия
«Диалог»; расстановка
знаков препинания в
диалоге;
выразительное чтение;
ведение
диалога;
работа в группах;
речевой этикет.
Коррекция аналитического
мышления, коррекция –
развитие
слухового
и
зрительного внимания.
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
долговременной памяти.
Коррекция
творческого
воображения,
коррекция
монологической
и
диалогической речи.
Коррекция мыслительных
процессов,
коррекция
диалогической речи.