Родная литература, 8 класс (АООП ФГОС с ОВЗ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
для 8 класса
(АООП ФГОС с ОВЗ)
Количество часов: 17
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для- 8е класса составлена в соответствии
с правовыми и нормативными документами:
•

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от31.07.2020 №304-ФЗ);

•

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №
1577, от 31.05.2021 № 287);

•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. №254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от
23.12.2020№766);

•

Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), в редакции протокола
№1\20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию.

•

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики
пальцев, навыков каллиграфии).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации; - умения
работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6. Коррекция и развитие речи.
7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Данная адаптированная образовательная программа (АООП) составлена для
обучающихся
8е класса, с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию детей. Программа также учитывает рекомендации психологомедико-педагогической комиссии.
Данная программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми,
испытывающими трудности в обучении, причиной которых является ЗПР и предполагает
изучение курса родной литературы за 7 класс не ниже государственного уровня
обязательных требований.
Задачи:
1. Адаптирование образовательного процесса в соответствии с особенностями развития
обучающихся с ЗПР.
2. Стимулирование интереса обучающегося к познавательной и учебной деятельности.
3. Развитие умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.
Изучение данного курса для обучающихся с ЗПР направлено на достижение
следующих целей:
•
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
•
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку
для полноценной жизни в современном обществе, свойственных физической деятельности:
ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к
преодолению трудностей;
•
развитие высших психических функций, умение ориентироваться в задании,
анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность.
Темп изучения материала для детей с ЗПР должен быть индивидуальным. Достаточно
времени должно отводиться на отработку основных умений и навыков, отвечающих
обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс русского
языка предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на
достаточном количестве посильных упражнений. Задания должны быть разнообразны по
форме и содержанию, включать в себя игровые и практические моменты.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития
продуктивной умственной деятельности: обучающиеся учатся анализировать, выделять
существенное, находить общее, делать несложные выводы и обобщения, переносить
несложные приемы в нестандартные ситуации; обучаются логическому мышлению,
приемам организации мыслительной деятельности. Важнейшее условие правильного
построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения, что
достигается выделением в каждой теме главного и дифференциацией материала,
отработкой на практике полученных знаний.
Во время осуществления учебного процесса нужно иметь в виду, что учебная
деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника
интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны
быть перегруженными по охвату материала и доступны ребенку. Только доступность и
понимание помогут вызвать у таких учащихся интерес к обучению.
Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная
атмосфера, атмосфера доброты и понимания.
Один из принципов работы с данными обучающимися - это речевое развитие, что
ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащийся должен

проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при выполнении различных
заданий. Выполнение письменных заданий предваряется языковым анализом материала с
целью предупреждения ошибок. Любой записываемый материал должен проговариваться.
Учащиеся должны объяснять действия, вслух высказывать свои мысли, мнения, ссылаться
на известные правила, факты, предлагать способы выполнения, задавать вопросы
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является выбор
разнообразных видов деятельности с учетом психофизических особенностей обучающихся,
использование занимательного материала, включение в урок игровых ситуаций,
направленных на снятие напряжения, переключение внимания детей с одного задания на
другое и т. п. Особое внимание уделяется индивидуализации обучения и
дифференцированному подходу в проведении занятий.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная.
Технологии, используемые в обучении: обучение в сотрудничестве, развивающее
обучение, информационно - коммуникационные, здоровьесбережения.
Обучающиеся с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно
усваивают программу по русскому языку. В силу особенностей развития нуждаются в
дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании. В связи с
этим в Программу необходимо включить раздел «Коррекционно-развивающая работа», в
котором указаны коррекционные задачи, решаемые педагогом в процессе обучения, целью
которых является развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти,
внимания, речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление
изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного.
Коррекционно-развивающая работа
Для обучающегося характерен недостаточный уровень развития отдельных психических
процессов
(восприятия,
внимания,
памяти,
мышления),
снижение
уровня
интеллектуального развития, низкий уровень выполнения учебных заданий, низкая
успешность обучения. Поэтому при изучении русского языка требуется интенсивное
интеллектуальное развитие на материале, отвечающем особенностям и возможностям
учащихся.
Важнейшими коррекционными задачами курса «Родная литература» являются развитие
логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда,
планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление
самоконтроля. Школьник должен научиться грамотно и аккуратно делать записи, уметь
объяснить их. Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно
усваивают программу, так как затруднено логическое мышление, образное представление.
Усвоение материала будет более эффективным, если умственная деятельность будет
сочетаться с практической. Таким образом, доступная, интересная деятельность, ощущение
успеха, доброжелательные отношения являются непременным условием эффективной
работы с детьми ЗПР. Все основные понятия вводятся на наглядной основе.
При организации учебных занятий с обучающимся с ЗПР планируется :
1. Осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства
(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала
небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала
и т.д.).
3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность
детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
4. Корректировать деятельность обучающихся.
5. Использовать систему повторения учебного материала обучения на уроках.
6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие
успехи ребёнка, своевременно и тактично помогать, развивать в нем веру в собственные
силы и возможности

Формы индивидуальной работы при обучении родной литературы обучающихся с
ЗПР:
•
Составление карточек индивидуальных заданий по темам (карточки, схемы, таблицы,
занимательный материал, иллюстрации и т.д.)
•
Специальные индивидуальные задания на уроке.
•
Дифференцированные задания при проверочной, самостоятельной и контрольной
работах.
•
Предупреждающие опросы.
•
Выполнение заданий по индивидуальным карточкам дома.
•
Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии
ученика.
Рекомендации, которые необходимо помнить при адаптированном обучении:
1. При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом,
составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени для подготовки
к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными
пособиями.
2. По возможности задавать обучающемуся наводящие вопросы, которые помогут ему
последовательно изложить материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых
обучающийся отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающего ученика обращается
на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к нему с
вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы при
затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке обучающимся по адаптированной программе
рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых им
при устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать
способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности
в учении.
Учебный и дидактический материал.
При освоении вариант АООП обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для
сверстников, не имеющих ограничений здоровья
Корректирующие мероприятия на уроках:
•
Частая смена учебной деятельности;
•
Использование наглядных материалов, средств ТСО;
•
использование образцов для оформления работ;
•
организация повторения, самостоятельный поиск информации по учебнику;
•
изменение темпа изложения;
•
Дифференцированные задания
Программа предусматривает обязательное изучение родной литературы на этапе
основного общего образования в 8 классе – 0,5 часа в неделю, в год – 17 часов.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Родная русская литература принадлежит образовательной области «Родной язык и
родная литература». Изучается с 5 по 9 классы. В обязательной части недельного учебного
плана на изучение литературы в 7 классе отводится 0,5 часа в неделю. Программа
рассчитана на 17 часов.
Главной целью изучения предмета «Родная литература» является воспитание
уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной,
нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее
произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический,
историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного литературного произведения.
Срок реализации рабочей программы 1 год (2018 – 2019г.)
Планируемые результаты изучения предмета «Родная литература» в 7 классе
Личностные результаты:
•
воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение
к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
•
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально
значимым труде;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой
и других видов деятельности;
•
формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу
жизни;

формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления;
•
значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое
отношение членов своей семьи;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
•
совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
•
использование различных источников информации (словарей, энциклопедии,
интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации
приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой
личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».
Метапредметные результаты:
•
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
•
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
•
определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать, отстаивать свое мнение;
•
осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Метапредметные результаты также включают:
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
•
формирование и развитие экологического мышления, умения применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
•
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
•

понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
•
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
•
воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать своё досуговое чтение;
•
развитие
способности
понимать
литературные
художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
•
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.;
•
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
•
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
•
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
•
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
•
определение
в
произведении
элементов
сюжета,
композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
•
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
•
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
•
формулирование собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка;
•
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
•
понимание
авторской
позиции
и
свое
отношение
к
ней;
в коммуникативной сфере:
•
восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
•
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
•

по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные
и
общекультурные
темы;
в эстетической сфере:
•
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
•
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
Ученик 8 класса научится:
- понимать образную природу словесного искусства, содержание изученных литературных
произведений;
- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических
произведений;
- выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
- осмысленно анализировать изучаемое в школе или прочитанного самостоятельно
художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- определять принадлежности произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика,
драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические
тексты);
- обосновывать свое суждение, составлять характеристики героев, аргументированный
отзыв о прочитанном произведении;
- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторскую оценку в раскрытии
содержании прочитанного произведения;
- составлять план изучаемого произведения;
- объяснять роль художественных особенностей произведения и работать со справочным
аппаратом учебника;
- владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады;
- составлять письменный ответ на вопросы, писать сочинения на литературную и
свободную темы;
- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов,
формулировать выводы;
- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
- сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинения по картине;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героям,
характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять роль изобразительновыразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
- создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
- определять свой круг чтения и оценивать литературные произведения;
- находит нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе
(справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
3. Содержание тем учебного предмета «Родная русская литература» в 8 классе
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
8 КЛАСС (17 часов)
Введение – 1 ч.
Из древнерусской литературы -1 ч.
«Хождение за три моря». Памятник литературы в форме путевых записей,
сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествие в индийское
государство Бахмани в 1468-1474 гг.
Из литературы XVIII века – 1 ч.
Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. События
и характеры героев.
Из литературы XIX века -6 ч.
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского
общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в
стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской
новеллы. Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические
традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в
рассказе. Ранимость души подростка.
Р.р. Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в
литературе»
Из литературы XX века – 8 ч.
Васильев Б.П. «Завтра была война». Образы подростков в произведениях о Великой
Отечественной войне.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним
нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков
в современном мире.
Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной
Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
К.Д. Воробьев. Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в
свои силы в рассказе «Седой тополь»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 8 КЛАСС
(17 часов)
№
п/п
1.

Название разделов, тем

Количество часов

Введение

1

2.
3.
4.
5.

Из древнерусской литературы
Из литературы XVIII века
Из литературы XIX века
Из литературы XX века

1
1
6
8
17ч

Календарно-тематическое планирование
Родная литература (русская) – 8 класс
№
1
2

3
4

5
6
7

8

9
10
11

12
13
14
15
16
17

Содержание
Введение. Родная литература как национально – культурная
ценность народа.
«Хождение за три моря». Памятник литературы в форме путевых
записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во
время его путешествие в индийское государство Бахмани в 14681474 гг.
Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Историческая основа
повести. События и характеры героев.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и
эгоизм светского общества и благородство чувств героя
рассказа.
Е.А. Баратынский. Стихотворения. Отражение мира чувств
человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. «То, чего не было». Аллегорический смысл
лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли
ночная…» Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н.
Апухтина.
Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна». Тема
равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души
подростка.
Р.р. Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их
выражения в литературе»
Васильев Б.П. «Завтра была война». Образы подростков в
произведениях о Великой Отечественной войне.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького
человека» в стихотворении «На земле безжалостно
маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя
рассказа.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование
внутренним нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как
отражения характера.
Мир подростков в рассказе Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на
озеро».
"Человек он простой, тихий, обыкновенный…» по рассказу
А.Н.Толстого «Русский характер».
К.Д. Воробьев. Испытание человека пленом на войне, мужество
и стойкость, вера в свои силы в рассказе «Седой тополь».
17 часов (1 час в неделю)

Кол-во
часов

План

Дата

1

1неделя

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

1

8 неделя

1

9 неделя

1

10 неделя

1

11 неделя

1

12 неделя

1

13 неделя

1

14 неделя

1

15 неделя

1

16 неделя

1

17 неделя

Факт



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.