Пояснительная записка
Целями реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР являются:
организация учебного процесса для обучающихся с ЗПР с учетом целей,
содержания
и
планируемых
результатов
основного общего
образования, отраженных в ФГОС ООО;
- создание условий для становления и формирования личности
обучающегося; организация деятельности
педагогических работников
образовательной организации
по созданию индивидуальных
программ и учебных планов
для обучающихся с ЗПР.
Достижение поставленных целей реализации ФАОП ООО для
обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического
вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным
языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда,
развитие
склонностей,
интересов,
способностей
к
социальному
самоопределению;
- обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего и
среднего общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения ФАОП
обучающимися с обеспечением
доступности
получения
качественного основного общего образования;
ООО
- установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного
и
социализирующего
потенциала
образовательной
организации,
инклюзивного
подхода
в
образовании,
обеспечению
индивидуализированного
психологопедагогического
сопровождения
каждого обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов
посредством включения их в деятельность клубов, секций, студий и кружков,
включения в общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием
возможностей
образовательных
организаций
дополнительного образования;
- организация творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
- участие обучающихся, педагогических
работников в образовательной
организации; их родителей
(законных
представителей),
проектировании и
развитии социальной среды
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
- организация социального и учебно-исследовательского проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогических
работников, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
предприятиями, организациями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
- создание условий
для психологического
и
социального
сохранения здоровья и укрепления физического, обучающихся, обеспечение
их безопасности.
Программа рассчитана на 9 класс. Срок реализации – 34 учебных часа,
1 раз в неделю.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором
он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного
класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного
процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям
стандарта. Он может внести коррективы во все структурные элементы
программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и
особенностей обучающихся конкретного класса.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта,
является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена
индивидуальными занятиями.
Содержание курса внеурочной деятельности
Коррекционная работа осуществляется в ходе учебно-образовательного
процесса, при изучении предметов учебного плана, и на специальных
коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция
нарушений психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается
помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АОП
ООО в целом.
Сопровождение
организуется
по
следующим
направлениям
диагностическое,
коррекционно-развивающее,
консультативное,
информационно-просветительское
направления
работы.
Основным
направлением является коррекционно-развивающее, оно базирующееся на
данных комплексной диагностики развития и определения особых
образовательных
потребностей
и
предполагающее
реализацию
коррекционно-развивающих занятий.
Содержание курса внеурочной деятельности разработано на основании
следующих нормативных документов: Закона “Об образовании”,
нормативных документов Министерства образования и науки Российской
Федерации.
Таблица 1 – Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п
Наименование раздела, темы
Всего часов
1
Диагностика
4
2
Эмоционально-волевая сфера
30
Итого:
34
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО
дополняются результатами освоения ПКР:
1)
результатами достижения каждым обучающимся сформированности
конкретных качеств личности с учетом социокультурных норм и правил,
жизненных компетенций, способности к социальной адаптации в обществе, в
том числе:
- сформированность социально значимых личностных качеств, включая
ценностно-смысловые установки, отражающие гражданские позиции с
учётом морально-нравственных норм и правил; правосознание, включая
готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина Российской
Федерации; социальные компетенции, включая, способность к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, значимость
расширения социальных контактов, развития межличностных отношений при
соблюдении социальных норм, правил поведения, ролей и форм
взаимодействия в социуме;
- сформированность мотивации к качественному
целенаправленной познавательной деятельности;
образованию
и
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
- способность повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
- формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в ходе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха;
- способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом,
двигательном, коммуникативном, волевом развитии) и проявление
стремления к их преодолению;
- способность к саморазвитию и личностному самоопределению, умение
ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы.
Значимым личностным результатом освоения ФАОП ООО для
обучающихся с ЗПР, отражающим результаты освоения коррекционных
курсов и Программы воспитания, является сформированность социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных
отношений обучающихся с ЗПР в различных средах, обеспечивающих
адаптацию обучающегося с ЗПР к изменяющимся условиям социальной и
природной среды;
2) Результатами овладения универсальными учебными действиями, в том
числе:
- самостоятельным мотивированным определением цели образования, задач
собственной учебной и познавательной деятельности;
- планированием путей достижения целей, выбора наиболее эффективных
способов решения учебных, познавательных и задач, а также задач
социальной практики;
- самостоятельным соотнесением собственных действий с планируемыми
результатами, осуществлением самоконтроля и самооценки собственной
деятельности и деятельности других обучающихся в процессе достижения
результата, определением способов действий в рамках предложенных
условий и требований; принятием решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности; корректированием
собственных действий с учетом изменяющейся ситуации; оцениванием
правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её
решения;
- планированием и регуляцией собственной деятельности;
- умением использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом
поставленных целей, для решения учебных и познавательных задач;
- умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
осуществлять логическое рассуждение, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии), формулировать выводы;
- созданием, применением и преобразованием знаков и символов, моделей и
схем для решения учебных и познавательных задач;
- организацией учебного сотрудничества и педагогическим работником
и
сверстниками; внеурочной деятельности индивидуально и в
группе;
- совместной
деятельности
с осуществлением
учебной
и
соблюдением речевого этикета, в том числе реализация требований к
культуре общения с учётом коммуникативной ситуации и речевых
партнеров;
- использованием речевых средств в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- активным участием в диалоге (полилоге) при инициировании собственных
высказываний, аргументации и доказательстве собственного мнения;
- самостоятельным разрешением конфликтных ситуаций на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулированием, аргументацией
и отстаиванием собственного мнения;
- распознаванием невербальных средств общения, умением прогнозировать
возможные конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
- владением устной и письменной речью, монологической контекстной
речью; использованием информационно-коммуникационных технологий;
экологическим мышлением,
его применением в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
3)
Достижениями планируемых предметных результатов образования и
результатов
коррекционно-развивающих
курсов
по
Программе
коррекционной работы, в том числе:
- освоением в ходе изучения учебных предметов умений, специфических для
данной предметной области, видов деятельности по получению нового
знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно проектных и социально-проектных ситуациях;
- формированием и
развитием научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
- освоением междисциплинарных учебных программ: «Формирование
универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности
обучающихся»,
«Основы
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности»; учебных программ по предметам учебного плана;
- применением различных способов поиска (в справочных источниках и в
сети Интернет), обработки и передачи информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами, в том числе при
подготовке презентаций для устных ответов (например, выступлений).
Список используемой литературы
1. Селевко Г.К. Утверждай себя. – Изд. 2-е. – М.: Народное образование,
2005. – Серия «Самосовершенствование личности».
Тематическое планирование
№
занятия
Наименование разделов, тем
Всего
часов
1.
Диагностика
1
2.
Диагностика
1
3.
Занятие 1. Как поживаете, мои “Я”?
1
4.
Занятие 2. На распутье
1
5.
Занятие 3. Дорога труда
1
6.
Занятие 4. Мир профессий
1
7.
Занятие 5. Ее величество “Экономика”
1
8.
Занятие 6. Я - хочу
1
9.
Занятие 7. Я - могу
1
10.
Занятие 8. Я-надо
1
11.
Занятие 9. Компромисс трёх «Я»
1
12.
Занятие 10. Защита рефератов “Я и моя
профессия”
1
13.
Занятие 11. Дорога взросления
1
14.
Занятие 12. Святая святых - родительский дом
1
15.
Занятие 13. О любви не говори
1
16.
Занятие 14. Сексуальные проблемы
1
17.
Занятие 15. Союз личности и коллектива
1
18.
Занятие 16. Круг общения
1
19.
Занятие 17. Гражданином быть обязан
1
20.
Занятие 18. Духовное самоопределение (научное 1
мировоззрение)
21.
Занятие 19. Духовное самоопределение
(нравственность и религия)
1
Таблица 2
Дата
22.
Занятие 20. Человек и судьба. Жизненные планы 1
23.
Занятие 21. В добрый путь!
1
24.
Занятие 22. Вперед, оглядываясь назад
1
25.
Занятие 23. Еще раз об индивиде, личности и
душе
1
26.
Занятие 24. Ваша модель из 1800 деталей
1
27.
Занятие 25. Семья ваших “Я”
1
28.
Занятие 26. Самоуправляющаяся и
саморегулирующаяся
1
29.
Занятие 27. Умейте властвовать собой
1
30.
Занятие 28. Психологический автопилот
1
31.
Занятие 29. Укрощение “строптивых” эмоций
1
32.
Занятие 30. Заключительное занятие
1
33.
Диагностика
1
34.
Диагностика
1
Итого
34
ЛИСТ
внесения изменений
Таблица 3
Группа
Содержание корректировки
Причина
внесённых
изменений
Основание
внесённых
изменений
(№ приказа)
Контроль