Занимательная химия, 8 класс (внеурочка)

МОГКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________/_______________ /
Протокол МО № ______
от «___»__________ 2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МОГКОУ СОШ п. Ола
________/_______________/
«___»_______________2023 г.

«Утверждаю»
Директор МОГКОУ СОШ
п. Ола
__________ / ________________/
Приказ № _______________
от «___» _____________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная химия»
(научно-познавательное направление)
для учащихся 8 классов

Модифицирована Фандеевой Я.Д., учителем химии-биологии
первой квалификационной категории на основе примерных программ
внеурочной деятельности. Химические вещества в повседневной жизни.
Под ред. Н.В. Ширшиной. – Волгоград: Учитель, 2008.

Срок реализации: 1 год
Рассмотрено на заседании
методического совета
Протокол № ________
от «____» _____________ 2023 г.

2023 - 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Занимательная химия» составлена в соответствии с
требованиями следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Министерством юстиции
России 22.12.09., регистрационный номер № 17785, приказа Минобрнауки России от 26
ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"
(зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
3. Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г.,
регистрационный номер 22540);
4.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях»,
утверждёнными
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010;
Рабочая программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю, предназначена для
учащихся 8 класса.
Курс введен в часть плана внеурочной деятельности, формируемого образовательным
учреждением в рамках научного направления.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с планом
внеурочной деятельности.
Аннотация к внеурочной деятельности.
Данный курс призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение
наблюдать, делать выводы на основе наблюдений, получить первоначальные понятия о
классах неорганических веществ. Решать расчетные задачи на основе имеющихся знаний по
математике. Курс нацелен на приобретение экспериментальной и исследовательской
деятельности
с
использованием
традиционного
лабораторного
оборудования,
мобильной лаборатории «Моделирование молекул. Неорганические и органические
соединения». Применяя такой исследовательский подход к обучению, создаются условия для
приобретения учащимися навыков научного анализа явлений природы, осмыслению
взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи
природе. Осваивая лаборатории можно осуществить дифференцированный подход и развить
у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Курс нацелен на приобретение экспериментальной и исследовательской деятельности с
использованием традиционного лабораторного оборудования, мобильной лаборатории
«Моделирование молекул. Неорганические и органические соединения». Применяя такой
исследовательский подход к обучению, создаются условия для приобретения учащимися
навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и
природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Осваивая
лаборатории можно осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся
интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Большинство практических работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться
небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить школьников
общим приемам современной научной деятельности, т.е коллективному планированию
эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.

Главной проблемой в преподавании химии в настоящее время является перегруженность
курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему и нехваткой
времени на изучение объемного учебного материала. Химические знания необходимы
каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде,
необходимы в повседневной жизни, хотя школьники часто не осознают этого и из-за своей
химической безграмотности совершают ошибки при обращении с веществами в
быту. Актуальность введения предлагаемого курса определяется несколькими причинами:
- сложность учебного материала по химии,
-сокращение количества учебных часов на изучение химии,
- уменьшение времени, отводимого на химический эксперимент на уроках,
- неверная химическая информация, почерпнутая школьниками из СМИ до начала изучения
предмета.
Цели курса «Занимательная химия»
• формирование естественно-научного мировоззрения школьников, развитие личности
ребенка
•
развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира;
• введение учащихся 7 класса в содержание предмета химии;
• освоение важнейших знаний об основных понятиях химии на экспериментальном и
атомно-молекулярном уровне;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Задачи:
образовательные:
• формирование первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом,
химический элемент;
• ознакомление с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по
составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими
явлениями и химическими реакциями;
• отработка тех предметных знаний и умений (в первую очередь экспериментальные
умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не
хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
• ознакомление с яркими, занимательными, эмоционально насыщенными эпизодами
становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не
может себе позволить;
• формирование практических умений и навыков, например умения разделять смеси,
используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и
объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые
учителем; умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты,
соблюдать правила техники безопасности;
• расширение представлений учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в
природе и жизни человека;
• формирование устойчивого познавательного интереса к химии, коммуникативной
компетенции;
развивающие:
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в
соответствии
с
возникающими
жизненными
потребностями;
учебнокоммуникативных умений; навыков самостоятельной работы;
• расширение кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников
информации;
• развитие умений анализировать информацию, выделять главное, интересное.

интеграция знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе
учебной дисциплины «Химия»
воспитательные:
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• воспитание экологической культуры.
Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при
обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у
учащихся формируется умение правильно обращаться с веществами. Это важное
практическое умение необходимо любому человеку. Выполнение лабораторных работ
развивает умения наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, выделять главное,
устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, способствует воспитанию
интереса к получению новых знаний, самостоятельности, критичности мышления.
Большинство лабораторных работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться
небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить школьников
общим приемам современной научной деятельности, коллективному планированию
эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.
Более раннее изучение химии способствует интеграции химии с другими естественнонаучными дисциплинами. В плане содержания это означает значительно более
продуктивные метапредметные связи на всем пути прохождения ребенком
естественнонаучных предметов (биологии, географии, физики, химии).
Реализация данной программы позволяет повысить у учащихся познавательный интерес к
предмету химия, а в 8 классе, когда химия вводится в учебный план, более свободно
осваивать ими трудный учебный материал. Поэтому снижение возраста начала изучения
предмета и ориентация на поддержку развивающегося самостоятельного предметного
мышления ребенка может существенно помочь в устранении проблем, создаваемых
необходимостью усвоения в сжатые сроки учебного материала и тенденции к сокращению
времени изучения предмета химии.
Технологии и методы обучения.
Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными
учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать
проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для
естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.
Проведение занятий в рамках курса предполагает использование:
• элементов технологии проблемного обучения;
• элементов научного исследования (проектной деятельности);
• элементов лекции с использованием мультимедийной техники;
• лабораторных опытов и практических работ;
• дидактических игр.
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбираются в соответствии с
целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем
форсированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается
следующим формам работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по
обобщенным планам деятельности; работа в группах при выполнении лабораторных и
практических работ, выполнению экспериментальных заданий; публичное представление
результатов исследований, их аргументированное обоснование и др..
•

Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших
школьников будут сформированы:
Личностные результаты
Обучающиеся научатся и приобретут:

основные принципы отношения к живой и неживой природе;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
Обучающиеся получат возможности для формирования:
• познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой
природы;
интеллектуальных
умений
(доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• значения теоретических знаний для практической деятельности человека;
• научных открытий как результат длительных наблюдений, опытов, научной
полемики, преодоления трудностей и сомнений.
•
•
•

Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
• проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности;
• овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность:
• уметь работать с различными источниками химической информации (научнопопулярной
литературой,
справочниками),
анализировать
информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
• уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно
относиться к мнению окружающих;
• уметь работать с различными источниками химической информации (научнопопулярной
литературой,
справочниками),
анализировать
информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
• уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно
относиться к мнению окружающих;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

•
•

строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
• владеть монологической и диалогической формами речи;
• формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
• аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
• важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический
элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы,
вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование,
дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы,
белки, минеральные вещества; качественные реакции;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
• важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы, серная, соляная, азотная и
уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, СМС;
Учащиеся научатся:
• называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по
тривиальной или международной номенклатуре;

•
•
•

выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты
по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе,
элемента в веществе;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных,
интернет-ресурсов);
записывать химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
формулы химических веществ; классификацию веществ по агрегатному состоянию и
составу;

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
• наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии,
раздаточный материал, справочники и т.д.);
• демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
• аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на
цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
• электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы,
мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
• информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Химия вокруг нас» предусматривает использование ИКТ для
обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и
соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
• построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью
и интерактивностью;
• приближение материала урока к мировосприятию учащегося, который лучше
воспринимает видео и аудиоинформацию;
• возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
• возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
• активизация познавательной деятельности;
• поддержка устойчивого интереса к обучению;
• формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
• развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и
проектной деятельности;
• создание ситуации успеха.
Применение ИКТ на уроках по изучению «Химия вокруг нас»:
• демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых
коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким
образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и
аудио информации;
• уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в
короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется
обратная связь в системе «учитель-ученик».
• уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность
проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в
предметной области.
Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала
ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из
различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих
большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и

контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания
самими учащимися и учителем.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности
учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз,
использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование
времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами
СанПиН-2.4.2.2821-10.
Формы контроля:
- тестирование;
- практические работы;
- контрольные задания.
- игры, викторины;
- выставки творческих работ.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и
учебные пособия:
1. Тригубчак И.В, Шипарева Г.А. «Введение в химию. Методические рекомендации к
учебнику 7 класса. Издательство «Владос», М. - 2003 г
2. Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-

е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
3. Высоцкая Е.В. Программа пропедевтического курса как «погружение» в
предмет МАРО г. Москва.
4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., А.К.Ахлебинин А.К. Химия. Вводный
курс.7 класс: учебное пособие М.: Дрофа, 2007.
5. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия: 8-й класс: Учебник для
общеобразовательных заведений, – М.: Дрофа, 1997
6. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для
5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.
7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных».-3-е изд.Ленинград: «Химия», 1987.
8. Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь): М , 2004.
9. Зуева М.В., Гара Н.Н. “Школьный практикум. Химия. 8–9-е классы”, – М:
Дрофа, 1999.
10. Юдин А.М., Сучков В.М. «Химия в быту». – М.: «Химия», 1995.
Литература для детей
1. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся,

учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание»,
Содержание курса.
Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (5ч)
Эта часть курса содержит сведения о веществах, знакомых учащимся из повседневной
жизни, об основных характеристиках (свойствах) этих веществ. Кроме того, глава содержит
материал из истории химии и практические задания для овладения простейших
экспериментальными навыками.
Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» (7 ч)
В этой главе содержаться сведения об атомах и молекулах, чистых веществах, смесях и
способах их разделения, о химических элементах и их символах, массе атомов и молекул.
Глава 3. «Почему протекают химические реакции» (6 ч)

Из этой главы учащиеся узнают о причинах и механизмах химических превращений,
отдельные сведения из термохимической кинетики.
Глава 4. «Химия и планета Земля» (10 ч)
В этой главе содержаться сведения о воздухе и его компонентах, о воде и ее свойствах, о
строении земной коры, о полезных ископаемых и основах металлургии, а так же основные
сведения о строении атомов.
Глава 5 «Химия и наш дом» (5)
В этой главе содержаться сведения о белках, аминокислотах, витаминах и микроэлементах; о
лекарственных и косметических средствах, препаратах бытовой химии, красителях.

№
Раздел, тема
Кол-во Дата
Виды деятельности обучающихся
п/п
часов
проведения
Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (5 часов)
1
Вещества вокруг тебя,
1 ч.
-просмотр слайдов на тему «Многообразие
оглянись!
веществ»;
- характерные свойства
2
Химия – наука
1 ч.
- составление и использование опорных
экспериментальная
конспектов
и…безопасная!
3
Практическая работа №1 2 ч.
-оформление лабораторного журнала
Тема «Первое знакомство с
- проведение эксперимента по изучению
экспериментальной
строения пламени
химией»
4
Какие опыты ставит наша
1 ч.
- сюжетно- ролевая игра «Встреча двух
планета?
миров»
Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» (7 часов)
5
Что такое чистота?
1 ч.

6

Практическая работа №
2Тема «Первое знакомство
с экспериментальной
химией»
Часто простое кажется
сложном.

1 ч.

- беседа
-игра-соревнование
- монологические ответы учащихся
8
Что в именем тебе моем…
1 ч.
-обсуждение подготовленных сообщений
-самостоятельная работа с литературой
-просмотр слайдов на тему «Химические
элементы»
9
Фамилия, имя, отчество,
1 ч.
-обсуждение подготовленных сообщений
год на рождения…
-самостоятельная работа с литературой
-просмотр слайдов на тему «Химические
формулы»
10
Путешествие от
1 ч.
- беседа
килограмма к углеродной
- тренинговая игра
единице.
- задания логического характера
11
Химическая эстафета.
1 ч.
-игра-соревнование
- монологические ответы учащихся
Глава 3. «Почему и как протекают химические реакции» (6 часа)
12
«…что написано пером, не 2 ч.
-игра-соревнование
вырубишь топором, (как
- выполнение лабораторной работы
записать химическую
- оформление лабораторного журнала
7

1 ч.

- беседа
- тренинговая игра
- задания логического характера
-оформление лабораторного журнала
- проведение эксперимента по изучению
разделения смесей различного состава

Планируемые результаты обучения
Создать условия для понимания того, что необходимо изучение
веществ и их свойств и формирование навыков выполнения
логических операций
Создать условия для осознания усвоения учащимися правил техники
безопасности при проведении экспериментальных работ в кабинете
химии, а также составление и использование опорных конспектов.
Создать условия для применения полученных на уроке знаний об
охране труда, для обучения приемам работы с химической посудой и
приборами
Создать условия для применения полученных на уроке знаний об
основных биохимических процессах, происходящих в природе и их
значение в жизни человека, расширение межпредметных связей.
Способствовать пониманию значимости всестороннего изучения
свойств веществ для их рационального и безопасного использования.
Создать условия для применения полученных на уроке знаний об
охране труда, для обучения методам разделения смесей различного
состава. Способствовать пониманию практической значимости и
применения в быту аналогичных операций.
Создать условия для закрепления практических навыков и умений.
Содействовать пониманию значимость основных принципов,
положенных в основу современной химической символики.
Содействовать пониманию значимость основных принципов,
положенных в основу химической формулы.
Способствовать пониманию значимости понятий: углеродная
единица, относительная атомная масса, относительная молекулярная
масса.
Создать условия для закрепления практических навыков и умений.
Ознакомление с основными приемами составления для расширения
границы их практического применения. Создать условия для
закрепления практических навыков и умений.

13.

реакцию)»
Разложим реакции по
полочкам.

14.

Как черепахе обогнать
гепарда.

1 ч.

15.

Еще один способ помочь
черепахе.

1 ч.

2 ч.

Глава 4. «Химия и планета Земля» (10 часов)
16. «…он всюду и везде: В
1 ч.
камне, в воздухе, в воде, он
и в утренней росе, и в
небес голубизне »
17.

Такое важное окисление.

1 ч.

18.

Научная лаборатория
«Водород и кислород».
Сказка о волшебном
горшочке

2 ч.

20

Значение одного
маленького процента.

1 ч.

21.

Живая вода.

1 ч.

22.

Химический реактив и
универсальный
растворитель в одном
флаконе.
Кому угрожает опасность?
Вам. Разве вы не видите,
что перед вами весы, на

2 ч.

19.

23.

1 ч.

1 ч.

-наблюдение
-просмотр слайдов на тему
«Классификация реакций»;
-игра-соревнование
- монологические ответы учащихся
- просмотр слайдов на тему «Химическая
кинетика»;
- беседа
- беседа
- выполнение заданий творческого
характера
- просмотр слайдов на тему «История
открытий кислорода и водорода»
-обсуждение подготовленных сообщений
-самостоятельная работа с литературой
- ролевая игра
- просмотр слайдов на тему «Процессы
окисления»
-обсуждение подготовленных сообщений
-классное сочинение
- ролевая игра
-экскурсия
- просмотр слайдов на тему «Фотосинтез»
-обсуждение подготовленных сообщений
- ролевая игра
- просмотр слайдов на тему «Углерод и
кислород»;
- беседа
- задания логического характера
-обсуждение подготовленных сообщений
- просмотр слайдов на тему «Водауникальное вещество»;
- ролевая игра
-обсуждение подготовленных сообщений
- игра- соревнование
- ролевая игра
-обсуждение подготовленных сообщений
-просмотр слайдов на тему «Охрана
окружающей среды»
- диалог-диспут

Ознакомление с основной классификацией реакций по тепловому
эффекту и по составу реагентов и продуктов реакции. Создать
условия для закрепления практических навыков и умений.
Содействовать пониманию значимость о химической кинетики, о
факторах влияющих на изменение скорости.
Содействовать пониманию значимости современного катализа.
Создать условия для закрепления практических навыков и умений.
Способствовать пониманию значимости в проведении
сравнительного анализа критериев выбора промышленных и
лабораторных способов получения веществ. Создать условия для
закрепления практических навыков и умений. Создать условия у
учащихся в потребности в самостоятельной и коллективной работе.
Содействовать пониманию значимости процессов окисления,
имеющих большое значение в повседневной жизни.. Создать условия
для закрепления практических навыков и умений.
Создать условия для применения полученных на уроке знаний об
охране труда, для получения веществ в лаборатории
Содействовать пониманию представления учащихся о сущности
процесса фотосинтеза и его значение.
Содействовать пониманию представления учащихся об аллотропии и
аллотропных модификациях.

Содействовать пониманию представления учащихся о воде,
акцентируя внимание на проблеме рационального и бережного
использования водных ресурсов.
Содействовать пониманию представления учащихся о свойствах
воды как растворителя.
Акцентировать внимание на вопросах охраны окружающей среды,
рационального и бережного использования природных ресурсов.

одной чаще которых ваше
могущество, на другой ваше ответственность?
Глава 5. «Химия и наш дом» (5 часа)
24
Химия и быт
2 ч.

-ролевая игра

- просмотр слайдов на тему «Химия и
искусство»; «Химия и домашняя аптечка»
-обсуждение подготовленных сообщений
- беседа

25.

Научная лаборатория
«Повелители стекла»

2 ч.

- экскурсия

26.

Химия и искусство

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Химия и
искусство»;
-обсуждение подготовленных сообщений
- беседа

Способствовать пониманию роли химии как интегрирующей науки
естественного цикла, имеющее огромное прикладное значение.
Создать условия для закрепления практических навыков и умений.
Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями,
связанными с химией.
Создать условия для закрепления практических навыков и умений.
Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями,
связанными с химией.
Способствовать пониманию роли химии как интегрирующей науки
естественного цикла, имеющее огромное прикладное значение.
Создать условия для закрепления практических навыков и умений.
Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями,
связанными с химией.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.