МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Магаданское областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
685910, пгт. Ола, Магаданской области ул. Ленина, 52 телефон: 8 (41341) 2-52-91E-mail:
ola_school@mail.ruСайт: ola.magadanschool.ru ОКПО 23396963, ОГРН 1024900626266, ИНН
4901006090
Утверждаю:
И.о.директора школы _____ Д.А.Степанцов
« 01 » сентября 2023 г
ПРОГРАММА
по математике «Юный математик»
для учащихся 5а, 5б, 5в, 5г классов
в рамках школьного компонента
Автор-составитель:
Захарова Е.А.,
учитель математики
Используют педагоги МОГКОУ «СОШ п.Ола»
Нефедова Н.Ф.
Ланцова Т.Ю.
Емельяненко О.Н.
п.Ола
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа школьного компонента «Решение текстовых
задач» для 6-го класса составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов для базового уровня и разработана в соответствии с:
−
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
−
Федеральным государственным стандартом основного общего образования,
утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 гю
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными
приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.
− Примерной образовательной программы основного общего образования,
разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной
образовательной программы и одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 18.03. 2022 г. №
1/22);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»
−
Уставом МОГКОУ «СОШ п.Ола»
−
Учебным планом МОГКОУ «СОШ п.Ола» на 2023-2024 учебный год.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности. В школьном обучении математике текстовые задачи всегда
занимают особое место. Работа с задачами развивает смекалку и
сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает
естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы,
расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес
детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее
важным фактором реализации данной программы является и стремление развить
у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам
применения знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе, на решение
занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в
школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит
знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных
непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так
необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Курс « Юный математик» в 5 классе является одной из важных составляющих
работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не
проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть
серьезная надежда на дальнейший качественный скачок
в развитии их
способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу
математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и
умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи
олимпиадного уровня.
Программа курса «Юный математик » для учащихся 5 классов направлена
на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем:
«Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы
непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в
результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более
трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может
изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях
обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени
сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к
олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в
форме бесед, лекций,
игр. Особое внимание уделяется решению задач
повышенной сложности.
Цель курса:
• развитие математических способностей и логического мышления;
• развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому
материалу, полученному по математике в начальной школе;
• расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической
ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии
мировой науки;
Задачи курса:
• пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее
приложениям;
• раскрытие творческих способностей ребенка;
• развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и
научно- популярной литературой;
• воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
• осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с
жизнью;
• наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на
этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
• приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
• решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на
формирование приемов мыслительной деятельности;
• формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
• специальное обучение математическому моделированию как методу решения
практических задач;
• работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и
конкурсам.
• адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную
направленность.
Содержание курса
Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение
теории, решение задач, самостоятельную работу.
Примерное распределение
учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит
из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или
домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел,
приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих
математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению
олимпиадных задач.
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются
вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является
значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к
олимпиадам различного уровня.
Частота занятий – 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
Предметные
Метапредметны
Регулятивные
е
Познавательны
Коммуникативны
е
е
Используют
Учитывают
поиск
разные мнения и
Знают
особые
Могут
Учитывают
случаи
устного
построить
правила
алгоритм
планировании и
необходимой
стремятся
действия,
контроле
информации
координации
применяют
способа
для выполнения
различных
некоторые
решения
заданий
позиций
счета
в
с
к
в
Личностные
Формирование
основ российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости
за
свою
Родину;
российский народ
приёмы
использование
быстрых устных
м
вычислений при
литературы
сотрудничестве.
и историю России.
Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии
природы, народов,
культур и
религий;
учебной
решении задач.
Решают тестовые
Находят
Оценивают
Проводят
Контролируют
задачи,
наиболее
правильность
несложные
действия партнера
рациональные
выполнения
рассуждения и
способы
действия
решения
уровне
процессе
логических
адекватной
решения задач.
задач
ретроспективно
используя
при
решении
таблицы
и
«графы»;
на
обоснования
в
й оценки
Решают
Выделять
Различают
нестандартные
известные
способ
задачи
фигуры
разрезание
отношения
и
Владеют
Умеют
общими
договариваться о
и
результат
приемами
совместной
на
действия.
решения задач.
деятельности,
чертежах,
моделях
приходят
и
к
Формирование
уважительного
отношения к
иному мнению,
историй и
культуре других
народов;
общему решению
окружающих
предметах
Решают
Имеют
навыки
неопределенные
работы
с
уравнения
и
измерительными
пошаговый
уравнения
под
и
контроль
знаком модуля.
чертежными
инструментами
Осуществляют
итоговый
и
по
результату.
Учитывают
Приходят
разные мнения
общему решению,
и стремятся к
в том
координации
ситуации
различных
столкновения
позиций
в
к
числе
в
интересов
Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;
сотрудничестве
Знают
Взаимопроверка
Вносят
Владеют
Могут
определения
в парах. Умеют
необходимые
общим
участвовать
основных
работать
коррективы
приемом
диалоге
геометрических
текстом. умеют
действие после
понятий
составлять
его завершения
занимательные
на основе его и
задачи;
учета характера
с
в
в
решения задач.
сделанных
Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла
учения;
ошибок
решают
Распознают
Умеют
Умеют
Могут
Развитие
простейшие
плоские
прилагать
применять
аргументировать
самостоятельност
комбинаторные
геометрические
волевые усилия
изученные
свою
и
точку
и
личной
задачи
путём
фигуры,
умеют
систематическог
применять
о
свойства
перебора
их
при
и преодолевать
свойства
трудности
формулы
и
и
зрения
ответственности
за свои поступки
препятствия на
возможных
решении
пути
вариантов;
различных
достижения
задач;
цели
Измеряют
Решать
Могут
Устанавливают
Умеют
геометрические
несложные
проводить
связь
монологическое
величины,
практические
сравнительный
геометрических
контекстное
анализ
фигур
высказывание
выражают
одни
единицы
задачи
на
построение
и
их
свойств
измерения через
окружающими
другие.
предметами
Вычисляют
Могут
устно
значения
прикидывать
геометрических
величин(длин,
строить
Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств;
с
Умеют
Умеют
Могут
Формирование
планировать
анализировать
аргументировать
установки
оценивать
пути
свойства
свою
безопасный,
результаты
достижения
геометрических
зрения
целей
фигур
отстаивать
углов, площадей,
и
объемов)
точку
и
свою
здоровый
жизни,
приводить
творческому
примеры
труду,
Изучаемый материал
кол-во
Дата
часов
Как возникло слово «математика». Приемы
1
2.09
1
9.09
1
16.09
1
23.09
устного счета. Счет у первобытных людей.
2
Логические задачи, решаемые с
использованием таблиц. Математическая игра
« Не собьюсь»
3
Приемы устного счета : умножение
двузначных чисел на 11.Цифры у разных
народов. Решение логической задачи.
4
Интересный способ умножения. Мир больших
чисел.
наличие
мотивации
п\п
1
образ
позицию,
I модуль: « Логические задачи»
№
на
к
5
Решение олимпиадных задач арифметическим
1
30.09
1
7.10
1
14.10
1
21.10
Геометрическая
1
28.10
Решение олимпиадных задач ( используя
1
11.11
1
18.11
1
25.11
1
2.12
методом .Уникурсальные кривые ( фигуры).
6
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся
на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор.
7
Решение олимпиадных задач на разрезание.
Игра «Перекладывание карточек».
8
Метрическая система мер. Решение
олимпиадных задач с применением начальных
понятий геометрии.
9
Геометрия
Гулливера.
головоломка. Танграм.
10
действия
с
натуральными
числами).
Лабиринты.
11
Решение
логических
задач
матричным
способом. Как играть, чтобы не проиграть?
12
Возведение в квадрат трехзначных чисел,
оканчивающихся на 25.
Решение олимпиадных задач различными
способами.
13
Четность суммы и произведения. Решение
олимпиадных задач на четность.
14
Прибавление четного. Знак произведения
1
9.12
15
Чередование. Решение задач игры « Кенгуру».
1
16.12
16
Разбиение на пары. Решение задач игры «
1
Кенгуру».
17
Решение олимпиадных задач. Зачет.
1
II модуль : « Занимательная математика».
№ Изучаемый материал
п/п
1
Простые числа. Решение олимпиадных задач (
математические ребусы) .
Игра «Буриме» с использованием чисел.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Возведение в квадрат чисел пятого и шестого
десятков. Биографическая миниатюра. Архимед.
Решение олимпиадных задач (на совместную работу).
Старинные меры . Оригами
Биографическая миниатюра. Ферма. Решение
олимпиадных задач( на делимость чисел). Логическая
задача «Обманутый хозяин»
Приемы устного счета. Происхождение
математических знаков.
Решение олимпиадных задач( задачи мудрецов).
Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный,
умевший считать только до 10».
Умножение на 155 и 175.Биографическая миниатюра .
Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на
взвешивание .
Геометрические иллюзии. Геометрическая задача –
фокус
« Продень монетку».
Умножение двузначных чисел, близких к 100.
Решение олимпиадных задач ( инварианты).
Считаем устно. Решение олимпиадных задач (
бассейны, работа и прочее)
Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в
художественной литературе. Игра « Попробуй
сосчитай».
Решение олимпиадных задач ( с применением свойств
геометрических фигур). Задачи в стихах.
Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца)
Математические ребусы. Решение олимпиадных
задач.
Геометрические задачи на разрезание.
Тестовые задачи (переливание).
Логические задачи. Зачет
Кол-во Дата
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Формы проведения занятий
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
- построение алгоритма действий;
-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
- работа в парах, взаимопроверка
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в
течение занятия;
- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса ,
математических игр, математических праздников.
Творческие работы учащихся по темам:
1. Счет у первобытных людей
2.Цифры у разных народов.
3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.
4. « Пифагор и его школа»
5. Биография Архимеда.
7.П. Ферма и его теорема.
8.Биография Б. Паскаля
9. Биография Р. Декарта
10.И. Ньютон и его открытия.
11.Задачи в стихах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики:
Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969
г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО,
2005г.
12.
А.С.Чесноков,
С.И.Шварцбурд,
В.Д.Головина,
И.И.Крючкова,
Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред.
С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.:
«Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные
задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры,
фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка.
Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
8. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные
задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
9. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры,
фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
10. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка.
Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
11. М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва
.Просвещение 1994.
12. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
13. Л.М.Лихтарников «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
14. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
15. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969
г
19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.