Юный математик, 5 класс, школьный компонент

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Магаданское областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
685910, пгт. Ола, Магаданской области ул. Ленина, 52 телефон: 8 (41341) 2-52-91E-mail:
ola_school@mail.ruСайт: ola.magadanschool.ru ОКПО 23396963, ОГРН 1024900626266, ИНН
4901006090

Утверждаю:
И.о.директора школы _____ Д.А.Степанцов
« 01 » сентября 2023 г

ПРОГРАММА

по математике «Юный математик»
для учащихся 5а, 5б, 5в, 5г классов
в рамках школьного компонента

Автор-составитель:
Захарова Е.А.,
учитель математики
Используют педагоги МОГКОУ «СОШ п.Ола»
Нефедова Н.Ф.
Ланцова Т.Ю.
Емельяненко О.Н.

п.Ола
2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа школьного компонента «Решение текстовых
задач» для 6-го класса составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов для базового уровня и разработана в соответствии с:
−
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
−
Федеральным государственным стандартом основного общего образования,
утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 гю
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными
приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.
− Примерной образовательной программы основного общего образования,
разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной
образовательной программы и одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 18.03. 2022 г. №
1/22);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»
−
Уставом МОГКОУ «СОШ п.Ола»
−
Учебным планом МОГКОУ «СОШ п.Ола» на 2023-2024 учебный год.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные
возможности. В школьном обучении математике текстовые задачи всегда
занимают особое место. Работа с задачами развивает смекалку и
сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает
естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы,
расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес
детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее
важным фактором реализации данной программы является и стремление развить
у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам
применения знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе, на решение

занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в
школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит
знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных
непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так
необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Курс « Юный математик» в 5 классе является одной из важных составляющих
работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не
проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть
серьезная надежда на дальнейший качественный скачок
в развитии их
способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу
математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и
умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи
олимпиадного уровня.
Программа курса «Юный математик » для учащихся 5 классов направлена
на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем:
«Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы
непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в
результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более
трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может
изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях
обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени
сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к
олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в
форме бесед, лекций,
игр. Особое внимание уделяется решению задач
повышенной сложности.
Цель курса:
• развитие математических способностей и логического мышления;
• развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому
материалу, полученному по математике в начальной школе;
• расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической
ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии
мировой науки;
Задачи курса:
• пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее
приложениям;
• раскрытие творческих способностей ребенка;

• развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и
научно- популярной литературой;
• воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
• осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с
жизнью;
• наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на
этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
• приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
• решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на
формирование приемов мыслительной деятельности;
• формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
• специальное обучение математическому моделированию как методу решения
практических задач;
• работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и
конкурсам.
• адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную
направленность.
Содержание курса
Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение
теории, решение задач, самостоятельную работу.
Примерное распределение
учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит
из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или
домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел,
приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих
математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению
олимпиадных задач.
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются
вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является
значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к
олимпиадам различного уровня.
Частота занятий – 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
Предметные

Метапредметны

Регулятивные

е

Познавательны

Коммуникативны

е

е

Используют

Учитывают

поиск

разные мнения и

Знают

особые

Могут

Учитывают

случаи

устного

построить

правила

алгоритм

планировании и

необходимой

стремятся

действия,

контроле

информации

координации

применяют

способа

для выполнения

различных

некоторые

решения

заданий

позиций

счета

в

с

к

в

Личностные
Формирование
основ российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости
за
свою
Родину;
российский народ

приёмы

использование

быстрых устных

м

вычислений при

литературы

сотрудничестве.

и историю России.

Формирование
целостного,
социально
ориентированного
взгляда на мир в
его органичном
единстве и
разнообразии
природы, народов,
культур и
религий;

учебной

решении задач.

Решают тестовые

Находят

Оценивают

Проводят

Контролируют

задачи,

наиболее

правильность

несложные

действия партнера

рациональные

выполнения

рассуждения и

способы

действия

решения

уровне

процессе

логических

адекватной

решения задач.

задач

ретроспективно

используя

при

решении
таблицы

и

«графы»;

на

обоснования

в

й оценки

Решают

Выделять

Различают

нестандартные

известные

способ

задачи

фигуры

разрезание

отношения

и

Владеют

Умеют

общими

договариваться о

и

результат

приемами

совместной

на

действия.

решения задач.

деятельности,

чертежах,
моделях

приходят
и

к

Формирование
уважительного
отношения к
иному мнению,
историй и
культуре других
народов;

общему решению

окружающих
предметах
Решают

Имеют

навыки

неопределенные

работы

с

уравнения

и

измерительными

пошаговый

уравнения

под

и

контроль

знаком модуля.

чертежными

инструментами

Осуществляют
итоговый

и
по

результату.

Учитывают

Приходят

разные мнения

общему решению,

и стремятся к

в том

координации

ситуации

различных

столкновения

позиций

в

к

числе

в

интересов

Овладение
начальными
навыками
адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся
мире;

сотрудничестве
Знают

Взаимопроверка

Вносят

Владеют

Могут

определения

в парах. Умеют

необходимые

общим

участвовать

основных

работать

коррективы

приемом

диалоге

геометрических

текстом. умеют

действие после

понятий

составлять

его завершения

занимательные

на основе его и

задачи;

учета характера

с

в

в

решения задач.

сделанных

Принятие и
освоение
социальной роли
обучающегося,
развитие мотивов
учебной
деятельности и
формирование
личностного
смысла
учения;

ошибок
решают

Распознают

Умеют

Умеют

Могут

Развитие

простейшие

плоские

прилагать

применять

аргументировать

самостоятельност

комбинаторные

геометрические

волевые усилия

изученные

свою

и

точку

и

личной

задачи

путём

фигуры,

умеют

систематическог

применять

о

свойства

перебора

их
при

и преодолевать

свойства

трудности

формулы

и

и

зрения

ответственности
за свои поступки

препятствия на

возможных

решении

пути

вариантов;

различных

достижения

задач;

цели

Измеряют

Решать

Могут

Устанавливают

Умеют

геометрические

несложные

проводить

связь

монологическое

величины,

практические

сравнительный

геометрических

контекстное

анализ

фигур

высказывание

выражают

одни

единицы

задачи

на

построение

и

их

свойств

измерения через

окружающими

другие.

предметами

Вычисляют

Могут

устно

значения

прикидывать

геометрических
величин(длин,

строить

Формирование
эстетических
потребностей,
ценностей и
чувств;

с

Умеют

Умеют

Могут

Формирование

планировать

анализировать

аргументировать

установки

оценивать

пути

свойства

свою

безопасный,

результаты

достижения

геометрических

зрения

целей

фигур

отстаивать

углов, площадей,

и

объемов)

точку
и
свою

здоровый
жизни,

приводить

творческому

примеры

труду,

Изучаемый материал

кол-во

Дата

часов
Как возникло слово «математика». Приемы

1

2.09

1

9.09

1

16.09

1

23.09

устного счета. Счет у первобытных людей.
2

Логические задачи, решаемые с
использованием таблиц. Математическая игра
« Не собьюсь»

3

Приемы устного счета : умножение
двузначных чисел на 11.Цифры у разных
народов. Решение логической задачи.

4

Интересный способ умножения. Мир больших
чисел.

наличие

мотивации

п\п
1

образ

позицию,

I модуль: « Логические задачи»
№

на

к

5

Решение олимпиадных задач арифметическим

1

30.09

1

7.10

1

14.10

1

21.10

Геометрическая

1

28.10

Решение олимпиадных задач ( используя

1

11.11

1

18.11

1

25.11

1

2.12

методом .Уникурсальные кривые ( фигуры).
6

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся
на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор.

7

Решение олимпиадных задач на разрезание.
Игра «Перекладывание карточек».

8

Метрическая система мер. Решение
олимпиадных задач с применением начальных
понятий геометрии.

9

Геометрия

Гулливера.

головоломка. Танграм.
10

действия

с

натуральными

числами).

Лабиринты.
11

Решение

логических

задач

матричным

способом. Как играть, чтобы не проиграть?
12

Возведение в квадрат трехзначных чисел,
оканчивающихся на 25.
Решение олимпиадных задач различными
способами.

13

Четность суммы и произведения. Решение
олимпиадных задач на четность.

14

Прибавление четного. Знак произведения

1

9.12

15

Чередование. Решение задач игры « Кенгуру».

1

16.12

16

Разбиение на пары. Решение задач игры «

1

Кенгуру».
17

Решение олимпиадных задач. Зачет.

1

II модуль : « Занимательная математика».
№ Изучаемый материал
п/п
1
Простые числа. Решение олимпиадных задач (
математические ребусы) .
Игра «Буриме» с использованием чисел.
2

3
4

5
6

7

8

9
10
11

12
13
14
15
16
17

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого
десятков. Биографическая миниатюра. Архимед.
Решение олимпиадных задач (на совместную работу).
Старинные меры . Оригами
Биографическая миниатюра. Ферма. Решение
олимпиадных задач( на делимость чисел). Логическая
задача «Обманутый хозяин»
Приемы устного счета. Происхождение
математических знаков.
Решение олимпиадных задач( задачи мудрецов).
Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный,
умевший считать только до 10».
Умножение на 155 и 175.Биографическая миниатюра .
Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на
взвешивание .
Геометрические иллюзии. Геометрическая задача –
фокус
« Продень монетку».
Умножение двузначных чисел, близких к 100.
Решение олимпиадных задач ( инварианты).
Считаем устно. Решение олимпиадных задач (
бассейны, работа и прочее)
Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в
художественной литературе. Игра « Попробуй
сосчитай».
Решение олимпиадных задач ( с применением свойств
геометрических фигур). Задачи в стихах.
Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца)
Математические ребусы. Решение олимпиадных
задач.
Геометрические задачи на разрезание.
Тестовые задачи (переливание).
Логические задачи. Зачет

Кол-во Дата
часов
1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

Формы проведения занятий
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
- построение алгоритма действий;
-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
- работа в парах, взаимопроверка
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в
течение занятия;
- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса ,
математических игр, математических праздников.
Творческие работы учащихся по темам:
1. Счет у первобытных людей
2.Цифры у разных народов.
3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.
4. « Пифагор и его школа»
5. Биография Архимеда.
7.П. Ферма и его теорема.
8.Биография Б. Паскаля
9. Биография Р. Декарта
10.И. Ньютон и его открытия.
11.Задачи в стихах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики:
Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969
г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО,
2005г.
12.

А.С.Чесноков,

С.И.Шварцбурд,

В.Д.Головина,

И.И.Крючкова,

Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред.
С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.:
«Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные
задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры,
фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка.
Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.
8. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные
задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
9. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры,
фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
10. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка.
Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.

11. М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва
.Просвещение 1994.
12. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
13. Л.М.Лихтарников «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
14. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
15. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
16. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
17. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
18. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969
г
19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.