Экспериментальное решение задач по химии 10

МОГКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________/_______________ /
Протокол МО № ______
от «___»__________ 2023 г.

«Согласовано»
«Утверждаю»
Заместитель директора
Директор МОГКОУ СОШ
по УВР МОГКОУ СОШ п. Ола п. Ола
________/_______________/
__________ / ___________
Приказ № _____________
«___»_______________2023 г.
от «___» ___________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Экспериментальное решение задач»
(естественно-научное направление)
для учащихся 10 классов

Модифицирована Фандеевой Я.Д., учителем химии высшей
квалификационной категории на основе примерных программ по химии под
редакцией Л.И. Штепа, Сборник элективных курсов / сост В.Г. Денисова. –
Волгоград: учитель, 2016.

Срок реализации: 1 год
Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол № __________
от « » __________ 2023 г.

2023-2024

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по химии «Экспериментальное
решение задач» в 10 классе предусматривает создание условий для
углубления и расширения химических знаний учащихся.
Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает
изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 – 9 классах и по 1 часу в 10 – 11
классах. В результате данный объём часов не позволяет в должной мере
отработать навыки решения задач, которые обеспечивают логическое
мышление и закрепление теоретических знаний.
Элективный

курс

«Экспериментальное

решение

задач»

носит

предметно-ориентированный характер и практическую направленность,
позволяет учащимся применять знания в незнакомых ситуациях.
Решение задач является существенным элементом подготовки
учащихся к единому государственному экзамену и поступление в учебные
заведения

естественнонаучного

профиля

(химико-технологические,

медицинские, сельскохозяйственные вузы).
Цели данного элективного курса:
- создание условий для устранения пробелов в знаниях по курсу
химии, для формирования умений и навыков в решении различных типов
задач;
-

способствовать

целенаправленной

предпрофессиональной

ориентации учащихся и подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
• Закрепить и углубить навыки решения расчётных задач;
• Развить интерес к углубленному изучению химии, для осуществления
межпредметной связи с другими науками и окружающей жизнью, с
важнейшими сферами жизнедеятельности человека;

• Развитие у учащихся умений сравнивать, обобщать, анализировать,
самостоятельно работать со справочной и учебной литературой при решении
задач;
• Предоставить учащимся возможность применять химические знания на
практике;
• Осуществить подготовку к итоговой аттестации.
Учащиеся должны знать:
✓

Основные понятия химии: вещество, химический элемент, атом,

молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем,
электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект
реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа
равновесия,

углеродный

скелет,

функциональная

группа,

гомология,

структурная и пространственная изомерия;
✓

Важнейшие химические законы:закон сохранения массы веществ,

периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон
Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
✓

буквенные обозначения заданных величин и единицы их

измерения, а также расчётные формулы для различных типов задач.
Учащиеся должны уметь:
✓

анализировать и определять тип расчетной задачи;

✓

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям

реакций, всех химических процессов;
✓

самостоятельно осуществлять поиск информации (справочных,

научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета) при решении расчётных задач.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
• индивидуальные;
• групповые.
Формы учебных занятий:
• уроки решения ключевых задач;

• самостоятельная работа учащихся;
• зачеты.
Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в
течение всего года по 1 часу в неделю.
Ожидаемый результат:
• Знание основных законов и понятий, применение их для
решения расчётных задач;
• Умение составлять химические уравнения реакций, объяснять
свои мысли и действия;
• Умение устанавливать генетические связи между различными
классами веществ;
• Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету,
подготовка к сдаче ЕГЭ.
Формами отчётности по изучению элективного курса могут быть:
участие в олимпиадах;
зачёт по решению задач.
Критерии оценивания умений учащихся решать расчётные
задачи:
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок,
задача решена рациональным способом.
Отметка

«4»:

в

логическом

рассуждении

и

решении

нет

существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или
допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но
допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом
рассуждении и в решении.

№ урока

Содержание

1-2

Тема 1. Введение. Основные типы расчётных задач по
химии.
Основные физические и химические величины.
Решение задач по химическим формулам.

3-4
5-6

Колво
часов
2
2
2

Виды деятельности
Лекция.
контроль.

Входной

Решение
задач,
составление алгоритмов.
Решение
задач,
составление алгоритмов.

7-8

Тема 2. Решение задач по газовым законам. Законы:
Авогадро, Болья-Мариота, Гей-Люсака.

2

9
10-12

Закон кратных отношений.
Тема 3. Способы выражения концентрации растворов.
Молярная и нормальная концентрация.

1
3

Решение задач
Лекция, решение задач
индивидуально
и
в
группах.

13-15

Массовая и объемная доли растворённого вещества.

3

16-17
18-21

Задачи на смешивание растворов.
Тема 4. Расчётные задачи на скорость химической
реакции.
Тема 5. Вывод формул химических соединений разным
способом.
Решение комбинированных задач.
Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции
Итоговое занятие.

2
4

Решение
задач,
самостоятельная работа.
Решение задач.
Лекция, решение задач.

22-27
28-30
31-32
33

6
3
2
1

Вывод
алгоритмов,
решение задач.
Решение задач.
Лекция, решение задач.
Зачёт.

Содержание программы
Тема1. Введение. Основные формулы для решения разных типов
расчётных задач, физические и химические величины. Основные понятия
химии (атом, молекула, ион и т.д.). Составление химических формул и
реакций.
Тема 2. Решение задач по газовым законом. Закон Авогадро.
Молярный объем газов. Закон Бойля — Мариотта. Закон Гей-Люссака.
Уравнение идеального газа. Уравнение Клайперона — Менделеева. Задачи,
решаемые на основе использования газовых законов.Задачи на смеси газов
(реагирующим между собой и не реагирующих).
Тема 3. Способы выражения концентрации растворов. Способы
выражения состава растворов, массовая доля растворенного вещества,
молярная концентрация. Задачи на выпаривание, смешивания растворов,
разбавления растворов, растворение кристаллогидратов в растворе.

Тема 4. Расчётные задачи на скорость химической реакции.
Правило Вант-Гоффа, зависимость скорости от природы реагирующих
веществ, давлении, температуры. Закон действующим масс и скорость
химической реакции. Гомогенная и гетерогенная реакции.
Тема 5. Вывод формул химических соединений разным способом.
Определение молекулярной формулы веществ по: массовым долям,
плотности и относительной плотности газов,

атомной массе элементов,

продуктам сгорания, уравнениям реакции.
Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции. Основные
положения теории ОВР, классификация. Составление уравнений ОВР
методом электронного баланса и методом полуреакций.

Список литературы для преподавателя:
1.

Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии. М: Высшая

школа, 1986, 1990, 1997.
2.

Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС,

3.

Химия: Задачи с ответами и решениями: Учеб. метод. пособие /

1994.
Под ред. проф. Т. В. Лисичкина. — М.: Изд-во АСТ, 2004.
4.

Шамова, М. 0. Учимся решать расчетные задачи по химии:

технология и алгоритмы решения. — М.: Школа-Пресс, 1999.
5.

Штремплер Г.И. Хохлова А.И.

Методика решения расчётных

задач по химии. М.: Просвещение, 2001.
Список литературы для ученика:
1.

Канаш В.А. - Решение расчётных задач по химии 8-11 класс.

Пособие для учащихся общеобразовательных школ. - Мн.: ТетраСистемс,
2002.
2.

Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. – Сборник задач и упражнений по

химии для школьников и абитуриентов. – М.: Экзамен: Издательский дом
«ОНИКС 21 век», 2001.
3.

Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по

химии для средней школы. М: Новая Волна, 2002.
4.

Пузаков, С. А., Попков, В. А. Пособие по химии для

поступающих в вузы: Учеб.пособие. — М.: Высш. шк., 1999.
5.

Габриелян, О. С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9кл.-

М.:Дрофа, 2004.
6.

Кузьменко, Н. Е., Еремин, В. В. 2000 задач и упражнений по

химии. — М.: Экзамен, 1998.

Приложение
1. Основные понятия:
Моль – такое количество вещества, в котором содержится 6∙1023 молекул
этого вещества.
Молярная масса – масса 1 моль вещества.
Постоянная Авогадро – число молекул, содержащееся в 1 моль любого
вещества - 6∙1023
Молярный объем – объем газа количеством вещества 1 моль, измеренный
при н.у. – 22,4 л/моль
Относительная плотность газа – отношение массы определенного объема
газа к массе такого же объема другого газа
Закон Авогадро: одинаковые объемы различных газов при одинаковых
условиях содержат одинаковое число молекул
Следствие из закона Авогадро: при одинаковых условиях 1 моль любого
газа занимает одинаковый объем
Закон объемных отношений: при одинаковых условиях объемы газов,
вступающих в реакцию, относятся друг к другу, а также к объемам
газообразных продуктов как небольшие целые числа.
Экзотермические реакции – протекают с выделением теплоты +Q
Эндотермические реакции – протекают с поглощением теплоты –Q
Теплоту реакции записывают в конце уравнения, называют тепловым
эффектом реакции, измеряется в Дж и кДж.
Термохимические уравнения
указывается тепловой эффект.

–

химические

уравнения,

в

которых

2. Основные формулы и обозначения:
Буквенные обозначения для определения количества вещества,
молярный объем газов:
Количество вещества - n
Молярный объем - Vm
Молярная масса - M
Масса - m
Число молекул - N
Постоянная Авогадро - Na
Объем – V
Относительная плотность газа по другому газу – D
Плотность вещества –ρ

Основные формулы: n= ;n=

; n=

;

D=

;m=ρ∙V

Буквенные обозначения для определения массовой доли элементов в
веществе:
ω – массовая доля (в долях от целого или в %)
Ar – относительная атомная масса элемента
Mr – относительная молекулярная масса химического соединения
Основные формулы:
ω= ∙100%
Буквенные обозначения для определения массовой и объемной доли
компонентов смеси(растворов):
ω – массовая доля (в долях от целого или в %)
φ – объемная доля (в долях от целого, реже в %)
Основные формулы:
m=ρ∙V (ρ – плотность вещества, V – объем вещества)
ω=

∙100%

φ=

3. Алгоритм решения задач
1. Внимательно прочтите условия задачи 2-3 раза.
2. Кратко запишите, что дано (известно) по условию задачи, что надо
определить.
3. Выявите химическую сущность задачи.
4. Составьте необходимые для расчета уравнения всех химических реакций
или формулы в зависимости от условия задачи.
5. На основе логического анализа условия задачи запишите расчетные
формулы, необходимые для ее решения.
6. Определите, какие единицы массы, объема или количества вещества
наиболее рационально использовать в данной задаче.
7. Проведите математические расчеты и запишите ответ.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.