КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс
коррекционно-развивающей
области
«Логопедические
занятия»
является
обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков
речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)1.
Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых
образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Общая цель логопедических занятий2 заключается в диагностике, коррекции и развитии
всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а
также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР,
поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных
речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении
развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В
описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д.
Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют
у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью
артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие
фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую
дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и
экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи.
Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового
восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность
словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие
грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной
речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении
различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при
этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными
Дети, обучающиеся по варианту 7.1., занимаются с логопедом по показаниям – индивидуально
или в малых подгруппах с учетом их индивидуальных и типичных логопедических проблем, а
также содержания, представленного в данной рабочей программе.
2
В соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР.
1
предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с
недостаточной
сформированностью
системы
произвольной
регуляции,
основных
мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными
нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями):
ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной
сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации
и пр.).
Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и
коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и
системы
произвольной
регуляции,
удовлетворению
общих
и
специфических
образовательных потребностей.
В соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи
курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их
автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями,
признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);
– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;
– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава
слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;
– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;
– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и
слоговым анализом и синтезом;
– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев
суффиксального и префиксального словообразования;
– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех
получающих образование по варианту 7.2 является ценным нововведением в содержание
образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР
показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней
может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако,
речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная.
Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести
элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии
фонематических процессов.
Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной
предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в
незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки
позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых
обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка.
Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционноразвивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены
недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и
реализуется на групповых логопедических занятиях.
Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть
предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется
коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий
состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных
на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных
форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных
занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с
ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать
познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий
определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе
методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной
логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР.
Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения
обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать
коммуникативную компетентность.
Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и
письмаи позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для
дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной
дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению
учебной информации.
В
соответствии
с
ПрАООП
выбор
коррекционно-развивающих
курсов
для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может
осуществляться
образовательной
организацией
самостоятельно,
исходя
из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной
программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной,
однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными
в ПрАООП направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его
расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие
коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической
речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого
опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
–
развитие
познавательной
сферы
(мышления,
памяти,
внимания
и
др.
познавательных процессов).
Таким образом, курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и
коррекционного
блока.
Для
реализации
диагностического
блока
используются
рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной,
О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.
В
логопедическом
обследовании
первоклассников
оцениваются:
звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова,
словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые
процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов,
праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для
выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учительлогопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на
возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут
малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае
подгрупповой) форме.
При организации первичной диагностики учителю-логопеду рекомендуется
подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для
изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условноуровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не
позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более
правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного
года повторить задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые
результаты» предложен возможный алгоритм построения логопедического мониторинга.
Значение курса в общей системе коррекционно-развивающей работы
Курс «Логопедические занятия» представляет очень большую ценность для
преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР. Его
значимость определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности
школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной
обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых
образовательных потребностей.
Достижение планируемых образовательных результатов у обучающихся с ЗПР
нередко дополнительно затрудняют нарушение письма (дисграфия), реже – чтения
(дислексия). Но даже при отсутствии дисграфии навыки письма формируются у данной
группы детей с большим трудом, отмечается высокая вероятность формирования
дизорфографии. У отдельных школьников могут наблюдаться нарушения темпоритмической стороны речи. Кроме перечисленных расстройств для детей с ЗПР, как уже
указывалось, типичны недостатки всех сторон речи: снижена речевая активность, выражена
бедность
и
однообразие
словаря,
присутствуют
трудности словообразования
и
словоизменения. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности проявляется в
затруднениях при выполнении языкового анализа (фонематического, звуко-слогового,
выделения слов в предложениях). Существенно страдают планирующая, регулирующая,
обобщающая и опосредствующая (т.е. все познавательные) функции речи.
Предполагается, что логопедические занятия, реализуемые во внеурочной
деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков и уменьшению,
обусловленных ими, учебных трудностей.
Особое значение имеет тесная связь логопедических и психокоррекционных
занятий, а также обеспечение сопряженности их с изучаемым предметным содержанием.
Повышение речевой компетентности ребенка с ЗПР позволяет преодолевать его трудности
в обучении, в коммуникации со сверстниками и взрослыми, а усиление регулирующей
функции речи – уменьшать поведенческие отклонения.
Курс способствует повышению качества освоения программ учебных предметов
«Русский язык», «Литературное чтение». В 1 классе содержание курса «Логопедические
занятия» включает в первую очередь занятия, направленные на формирование базовых
операций для овладения письмом и чтением. Особое значение в этот период придается
формированию и развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза,
внятности и выразительности речи. Дети учатся свободно ориентироваться в звуковом
составе слова, обогащается чувственный опыт, активизируется мыслительная деятельность,
пробуждается интерес к родному языку. Предполагается, что будет осуществлен перенос
умений, приобретаемых на логопедических занятиях, на программный материал
предметной области «Филология».
Речевые недостатки оказывают влияние и на усвоение учебного предмета
«Математика». Трудности решения арифметических задач во многом обусловлены
бедностью
словаря,
плохим
пониманием
логико-грамматических
конструкций,
затрудненностью планирования и контроля за ходом решения.
Недостатки построения устного высказывания, проявляющиеся в нарушении
цельности и связности речевой деятельности, затрудняют формулировку развернутых
ответов по учебному предмету «Окружающий мир», составление рассказов и пересказов по
теме урока.
Логопедические занятия способствуют практике оречевления своих мыслей и
намерений, соответственно, улучшая качество устных ответов обучающихся на любых
уроках.
Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания
программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития.
Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной
компетенции.
При реализации данного курса учителю-логопеду рекомендуется выполнять общие
рекомендации,
удовлетворяющие
специфические
образовательные
потребности
обучающихся по варианту 7.2. Следует преподносить новый материал предельно
развернуто, предлагать обучающимся предписания (алгоритм), определяющий порядок их
действий. Это может быть пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в
знаково-символической форме.
Полезно задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы:
слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной
позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок,
манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).
Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также
реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем
фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и
определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами,
абаком и пр.
Рекомендуется включать в ход занятия задания и упражнения, способствующие
стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на
речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы,
анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком
уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).
Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации
навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации
имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).
Применяемый словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем
соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании
Internet ресурса. Учить находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к
нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия)3.
Необходимо предусматривать пошаговость при формировании учебного действия,
навыка. Например, звуко-буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом
используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).
Сначала учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого
проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической
схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).
Затем учащиеся последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого
проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической
схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.
Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на
доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным незакрашенной
схемой.
Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым
анализом.
Учителю-логопеду следует использовать дозированную помощь, учить детей
обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности.
Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать техническую сторону
выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с
разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка
пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание
верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут
становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик не старается выполнить
задание правильно.
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также
в том, чтобы на занятиях учитель-логопед:
– просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: «Я
пишу…(петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю
предложение» и т.п. Если ученик затрудняется это сделать самостоятельно, то можно
использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к
самостоятельному высказыванию;
Последнее выполнимо только для обучающихся с наиболее высоким для имеющегося нарушения уровнем
сформированности системы произвольной регуляции и познавательного развития.
3
– понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых
действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем
нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать
не ту букву?» – «Получится другое слово» и т.п.;
– постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных
букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора
буквы, предупреждал ошибки, создавал и поддерживал положительный эмоциональный
настрой.
Место курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая
область,
согласно
требованиям
ФГОС
НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями
(логопедическими и психокоррекционными), а также ритмикой.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на курсы коррекционно-развивающей
области (КРО), а 6 ч – на проведение коррекционно-развивающих занятий.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет образовательная организация (ОО).
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей
области, реализуемым в ОО. Приведенная примерная рабочая программа рассчитана на 66
часов (2 часа занятий, 33 учебных недели). Форма организации логопедических занятий
зависит от условий, имеющихся в ОО. Если ученики характеризуются низким уровнем
развития познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, целесообразно
находить ресурсы для увеличения доли индивидуальных логопедических занятий.
Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями ПрАООП
растет постепенно: с 25–30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40
минут, начиная со второго полугодия.
Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными
направлениями проводится учителем-логопедом так же, как и педагогом-психологом в
первой четверти, за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для
каждого специалиста. Целесообразно сначала проводить логопедическую диагностику,
поскольку состояние речевого развития ребенка является относительно стабильным
показателем, тогда как психологическое состояние в остром периоде адаптации не всегда
может быть правильно оценено.
Рабочая программа, разработанная с учетом представленной ПРП, корректируется в
ОО ежегодно и содержит только необходимые элементы4.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с выделенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР
направлениями логопедическая работа в 1 классе может быть конкретизирована и
обозначена ниже перечисленными разделами.
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков
в устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на
исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции
смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в
малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам
данного раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от
преодоления нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков
в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен
на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами
разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе
речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в
собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых
логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений
письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных
укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза;
формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов,
выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского
языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание
данного раздела реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
4
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 рабочие программы курсов внеурочной
деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция
его недостатков. Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о
смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На
индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать
предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по
формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки,
полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных
занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие
коммуникативной
функции
речи.
Данный
раздел
предусматривает
активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и
коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического
высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения
диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и
внеурочной деятельности.
При
планировании
конкретного
занятия
логопед
обязательно
должен
ориентироваться на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во
внимание как уровень сформированности познавательной деятельности ребенка, так и
другие индивидуально-типологические особенности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Примерные темы
занятий
Примерное содержание занятий
1 четверть
Развитие
лексической
стороны речи.
Слово как единица
речи (2 занятия).
(16 часов)
Слова - названия
предметов.
Выделение слова из текста, речевого
потока. Соотнесение слова и предмета.
Условно-графическое обозначение
слов. Уточнение значений
имеющихся в активном словаре
слов.
Слова – названия предметов, с
которыми дети сталкиваются в быту,
учебе, природе. Упражнения на
активизацию и обогащение
номинативного словаря: выбор
картинок по названию, называние
картинок, подбор слов-предметов к
лексическим темам («Учебные
вещи», «В школе»), названия частей
и деталей предметов.
Слова - названия
действий.
Слова – названия действий, с
которыми дети сталкиваются в быту,
учебе, природе. Задания на уточнение
представлений о словах,
обозначающих действия.
Упражнения на активизацию и
обогащение предикативного словаря.
Упражнения на активизацию и
обогащение словаря слов-признаков:
игры типа «Какой бывает?». Подбор
слов, обозначающих признаки
предметов.
Слова – названия
признаков предметов.
Слово в составе
предложения (2
занятия).
Лексическая тема
«Школа»5
Подбор слов, обозначающих цвет,
величину, форму, высоту, ширину,
вкус, вес, скорость.
Составление предложений по
сюжетным картинкам и их условнографическая запись. Различение
слова и предложения. Подсчет слов в
предложении. Составление
предложений с использованием слов,
обозначающих предметы, действия,
признаки.
Беседа о школе. Подбор слов названий предметов к теме (школа,
класс, урок, звонок, перемена,
ученик, учитель и т.д.). Выбор словдействий и слов-признаков к словампредметам. Составление простых
предложений по теме. Свободные
высказывания с опорой на сюжетные
картинки. Моделирование
коммуникативных ситуаций с
использованием формул речевого
этикета.
Лексические темы в данном планировании подобраны в соответствии с курсом «Окружающий мир», но
могут быть изменены учителем-логопедом по его усмотрению.
5
Беседа об осени. Подбор слов названий предметов к теме (солнце,
дождь, ветер, листья, деревья и т.д.).
Выбор слов-действий и словпризнаков к словам-предметам.
Составление простых предложений
по теме. Свободные высказывания с
опорой на сюжетные картинки.
Лексическая тема
«Осень»
Слова с близким
значением (2 занятия)
Практическое знакомство со словами
близкими по значению. Нахождение
в словаре слов с близким значением.
Подбор слов с близким значением на
заданную тему. Упражнения на
установление смыслового
однообразия слов. Активизация и
обогащение словаря синонимов.
Практическое знакомство со словами
противоположными по значению.
Нахождение в словаре слов с
противоположным значением.
Подбор слов с противоположным
значением на заданную тему.
Упражнения на установление
противоположного смысла слов с
использованием парных картинок.
Беседа об органах чувств и их
значении в жизни человека. Подбор
слов - названий предметов к теме
(рука, язык, ухо, нос и т.д.). Выбор
слов-действий и слов-признаков к
словам-предметам. Составление
простых предложений по теме.
Свободные высказывания с опорой
на сюжетные картинки.
Слова с
противоположным
значением (2 занятия)
Распределение названий предметов
по группам. Подбор слов с
обобщающим значением по
лексическим темам. Называние
видовых и родовых понятий.
Активизация, уточнение и
обогащение словаря обобщающих
слов с помощью упражнений типа:
назови предметы одним словом;
найди лишнюю картинку, назови все
остальные картинки одним словом;
подбери слово по аналогии: столмебель, платье - ?
Лексическая тема «Как
ты познаешь мир»
Беседа о режиме дня школьника.
Подбор слов к теме (утро, день,
вечер, ночь и т.д.). Выбор словдействий и слов-признаков к словампредметам. Подбор лексических
средств для описания режима дня.
Составление простых предложений
по теме. Свободные высказывания на
тему.
Слова с обобщающим
значением.
Лексическая тема
«Режим дня. Правила
личной гигиены».
2 четверть
Звуко-слоговой
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения
(14 часов)
Образование звуков
речи. Гласные звуки.
Звуки и буквы а, А, о,
О, У, ы, и, И (4
занятия)
Сравнение неречевых и речевых
звуков. Наблюдение за работой
органов речи (органы артикуляции,
голосообразования, дыхания).
Образование разных речевых звуков
(сопоставление артикуляций и
акустических характеристик разных
звуков).
Образование гласных звуков и
особенности их произношения
только с участием голоса при
отсутствии шума (произнесение по
показу и словесной инструкции;
уточнение артикуляционных укладов
разных гласных звуков). Закрепление
образа печатной и письменной
буквы. Сравнение написания
изученных букв. Чтение и письмо
слов «ау», «уа».
Образование согласных звуков –
демонстрация артикуляционных
укладов согласных звуков (на
примере правильно произносимых
детьми в группе) – создание шума,
сочетание шума и голоса.
Согласные звуки.
Сопоставление согласных звуков
Согласные звуки и
различных групп - сонорных и
буквы н, Н, с, С, к, К, т, шумных, звонких и глухих, твердых
Т (4 занятия)
и мягких, свистящих и шипящих,
взрывных и щелевых.
Сопоставительные характеристики
особенностей их звучания и
артикуляции.
Характеристика звуков [Н], [Н], [C],
[C], [К], [К], [Т], [Т]. Определение
места звука в словах. Условнографическое обозначение мягкого
согласного.
Закрепление
образа
печатной и письменной буквы в
упражнениях.
Списывание букв с печатного текста и
соотнесение с образцом.
Понятие слога. Слогообразующая
роль гласного звука. Определение
слоговой структуры слова путем
ориентировки на гласные звуки.
Сравнение слов с разным
количеством слогов. Слоги прямые и
обратные (СГ, ГС). Графические
схемы прямых и обратных слогов.
Дифференциация данных вразброс
прямых и обратных слогов. Деление
слова на слоги. Подсчет количества
слогов. Составление слов из прямых
и обратных слогов. Чтение прямых и
Слоговая структура
слова. Прямые и
обратные слоги.
обратных слогов с использованием
слоговой таблицы.
Определение звукового состава слов.
Гласные и согласные звуки в составе
слова. Оценка роли отдельных звуков
в отражении значений слов.
Сопоставление значений слов,
структура которых отличается одним
звуком. Упражнения в определении
звукового состава слов:
а) выделение звука на фоне слова,
б) вычленение первого и последнего
звука из слова,
в) определение места звука в слове,
г) определение количества,
последовательности звуков и места
каждого из них в составе слова.
Звуковой состав слова.
Составление графических схем
звукового состава слов.
Профилактика специфических
ошибок в письме и чтении.
Составление графических схем
прямых закрытых слогов (СГС) и
слоги со стечением согласных (ССГ,
ГСС). Соотнесение диктуемых
логопедом слогов с графическими
схемами. Составление слов из
сочетаний различных типов слогов
по графическим схемам (СГС – СГ;
ССГ – СГ и т.д.).
Понятие ударения, его
смыслоразличительная и
фонетическая роль – демонстрация
примеров с изменением значения
слов при перемещении ударения;
вывод об особенностях произнесения
ударного гласного в слове - более
громкое и более длительное, чем
произнесение безударных гласных.
Анализ пар слов, сходных по звукослоговому составу, но отличающихся
местом ударного гласного.
Слоги прямые
закрытые и слоги со
стечением согласных.
Ударные и безударные
слоги.
Разгадывание загадок с выбором
слов-ответов по месту ударного
гласного.
Составление графических схем
слогового состава слов с выделением
места ударного и безударных слогов
(Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х).
Профилактика специфических
ошибок в письме и чтении.
Задания на закрепление
представлений о слоговом составе
слов.
Называние по заданию логопеда слов
с разным количеством слогов (1, 2, 3)
с опорой на демонстрируемые
графические схемы. Выполнение
заданий на запоминание рядов из
двух-трех слов определенной
слоговой структуры. Составление
слов из предлагаемых в беспорядке
слогов. Составление слов с опорой на
предлагаемую логопедом
ритмическую структуру с
выделением ударного слога.
Реконструкция слов путем
перемещения места слогов,
добавления, сокращения количества
слогов. Профилактика
специфических ошибок в письме и
чтении.
Беседа о зиме. Подбор слов к теме
(снег, лед, мороз и т.д.). Выбор словдействий и слов-признаков к словампредметам. Подбор лексических
средств для описания признаков
зимы. Составление предложений и
связных высказываний по теме с
опорой на картинки.
Звуко-слоговой анализ
и синтез.
Лексическая тема
«Зима».
3 четверть
Звуко-буквенный
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения.
(20 ч)
Звук и буква л, Л, р, Р, в,
В, п, П, м, М, б, Б, д, Д,
ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г,
й. (12 занятий)
Диагностические задания: 1) на
определение заданного логопедом
речевого звука (гласный или
согласный, мягкий или твердый,
звонкий или глухой)
воспроизведение его акустических и
артикуляционно-голосовых
характеристик; 2) на называние букв,
демонстрируемых логопедом с
помощью разрезной азбуки.
Подведение к выводу; звуки мы
слышим и произносим, буквы мы
видим и пишем. Обучающее занятие.
Назначение букв в письменной речи.
характеристики элементов букв, их
пространственной ориентировки и
движений руки для воспроизведения.
Буквы печатные и рукописные;
заглавные и прописные.
Профилактика специфических
ошибок в письме и чтении.
Обозначение мягкости
согласных с помощью
букв Я, Ё, Ю, Е (4
занятия).
Обозначение мягкости
с помощью буквы Ь.
Различение парных гласных А-Я, ОЁ, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Произношение
прямых слогов со звуком [М] в
сочетании со гласными первого ряда
(МА, МО, МУ…), затем второго ряда
(МЯ, МЁ, МЫ, МИ…). Далее
аналогичные упражнения с другими
согласными звуками. Закрепление с
помощью упражнений подбора к
данному мягкому варианту –
твердого и наоборот. Работа по
сопоставлению значений и звучания
слов типа МАЛ-МЯЛ, ЛУК-ЛЮК и
т.п.
Сопоставление форм
множественного и единственного
числа таких слов, как КОНИ-КОНЬ,
СТЕПИ-СТЕПЬ, ДВЕРИ-ДВЕРЬ и
т.п. Определить, что мягкость звуков
[Н'][П'][Р'] сохраняется. Для
обозначения мягкости в этих случаях
применяется специальная буква мягкий знак. Прочтение
стихотворения о роли мягкого знака.
Сравнение слов, различающихся
твердым или мягким звуком (шестшесть, хорь-хор, брат-брать).
Уточнение акустических и
артикуляционных признаков
сходства и различий в звучании
звонких и глухих согласных звуков.
Определение участия голосовых
связок в звучании звонких звуков с
помощью тактильных ощущений.
Звуки согласные парные по
звонкости-глухости. Звуки согласные
звонкие непарные (Звуки и буквы М,
Л, Н, Р, Й). Звуки согласные глухие
непарные (Х, Ц, Ч, Щ). Звуки и
буквы Ч, Щ. Профилактика
специфических ошибок в письме и
чтении.
Звонкие и глухие
согласные.
Подбор пар звуков по звонкостиглухости. Соотнесение с
соответствующими буквами.
Составление и преобразование
слогов с парными звонкими-глухими.
Сопоставление значений слов,
отличающихся по признаку
звонкости-глухости звука в их
составе. Профилактика
специфических ошибок в письме и
чтении.
Дифференциация
парных звуков и букв
Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х.
(8 ч)
4 четверть
Звуко-буквенный
состав слова и
профилактика
нарушений
письма и чтения.
Дифференциация
парных звуков и букв
З-С, Ж-Ш (2 занятия).
Подбор пар звуков по звонкостиглухости. Соотнесение с
соответствующими буквами.
Составление и преобразование
слогов с парными звонкими-глухими.
(2 часа)
Сопоставление значений слов,
отличающихся по признаку
звонкости-глухости звука в их
составе. Профилактика
специфических ошибок в письме и
чтении.
Диагностика и
формирование
грамматического
строя устной речи
и коррекция его
недостатков.
Диагностическое занятие. Слушание
описательного текста о ранней весне,
ответы на вопросы по его
содержанию и выбор
соответствующего изображения из
ряда представленных на наборном
полотне картин.
Текст и его признаки
(на основе лексической
темы «Весна») (2
занятия)
Обучающее занятие. Работа с
повествовательным текстом о
весенних забавах и делах детей (с
опорой на серию сюжетных картин),
анализ его содержания (ориентировка
на смысл отдельных предложений
текста). Придумывание названия
текста. Вывод о признаках текста: 1)
текст состоит из предложений; 2)
предложения связаны между собой
по смыслу; 3) текст может иметь
название – заголовок.
(6 часов)
Предложение
Выделение предложения из
структуры текста. Определение
словесной структуры предложения.
Составление графических схем
словесного состава предложений.
Упражнения по реконструкции
предложений путем замен входящих
в них слов.
Составление предложений:
а) по сюжетным картинкам разной
смысловой сложности;
б) по картинкам и опорным словам;
в) по опорным словам.
Составление различных
словосочетаний с опорой на картинки
и по вопросам логопеда. Составление
словосочетаний из заданных слов: а)
в нужной форме; б) в начальной
форме. Соотнесение форм слов,
входящих в словосочетание.
Определение правильного и
ошибочного сочетания слов.
Словосочетание.
Упражнения в анализе изменения
смысла словосочетаний,
предложений и текста при изменении
форм слов.
Упражнения в изменении форм слова
в разных словосочетаниях с опорой
на картинки.
Словоизменение.
Образование новых слов различными
способами по показу, по словесной
инструкции, с опорой на картинки (с
помощью суффиксов – образование
слов с уменьшительноласкательноым значением,
образование названий детенышей
птиц, животных, образование словпризнаков от слов-предметов; с
помощью приставок образование
глаголов совершенного вида). Работа
по уточнению значений новых слов.
Словообразование.
Итоговая
диагностика (8
часов)
Обследование
звукопроизношения;
обследование
состояния звукослогового и звукобуквенного анализа
слов;
обследование
лексической стороны
речи;
обследование
грамматического строя
речи;
обследование связной
речи;
обследование
письменных умений
(написание букв,
Диагностические занятия должны
сочетать стандартную
логопедическую диагностику,
предложенную в рекомендуемых для
использования методических
пособиях с нестандартизованной
диагностикой в ходе проведения
логопедических занятий
(качественная оценка уровня речевой
активности, диалогических умений,
свободных высказываний) и
дополняться диагностическими
мероприятиями, сходными с
таковыми на уроках русского языка и
чтения (диктант, пересказ). При этом
необходимо поддерживать
положительный эмоциональный
настрой детей, ни в коем случае не
создавая стрессовых ситуаций.
Мотивация речеговорения
слогов, слов с простой
слоговой структурой);
обследование
читательских умений
(чтение букв, слогов,
трех- и
четырехбуквенных
слов).
усиливается с помощью специальных
приемов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется
использовать следующие методические разработки и пособия:
ОСНОВНАЯ литература
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.:
Книголюб, 2005.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод.
пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебнометодическое
пособие.
Электронный
ресурс.
Режим
доступа:
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
Ефименкова
Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.
Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для
учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического
развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под
общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.
Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда
спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с
младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С.
53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым
образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–
111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших
школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.
2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у
младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.С.57-65.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной
и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение,
2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов.
Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение
учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.:
Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся
начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших
школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их
коррекция. Любое издание.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического
развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.
Материально-техническое обеспечение
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал,
наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Логопедические зонды для постановки звуков.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Результатом изучения курса «Логопедические занятия» должно быть преодоление
типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. Поэтому
уже при организации обучения первоклассников следует планировать итоговые
результаты, ставя промежуточные цели и подбирая инструментарий для оценки их
достижения.
По окончании учебного года учитель-логопед проводит повторное диагностическое
обследование по направлениям:
–обследование звукопроизношения;
– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;
– обследование лексической стороны речи;
– обследование грамматического строя речи;
–обследование связной речи;
–обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой
структурой);
–обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных
слов).
Логопедические методики обследования речи представлены в списке методического
обеспечения.
Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с
учетом предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели
собственно речевого развития, но и многие другие. Курс «Логопедические занятия»
чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является
генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний
составляет основу для оценки следующих умений:
− обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной
помощи;
− вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и
дать аналогичную оценку однокласснику;
− обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье,
школе) и выступать на нем;
− начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор;
− корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
− получать и уточнять информацию от собеседника;
− задавать вопросы;
− передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком;
− делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
− выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение и другие.
В соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР для перечисленных
показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной
группы:
0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее
продвижение; 3 балла – значительное продвижение.
Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным
параметрам, постоянному мониторингу подлежат:
− состояние
звуковой
стороны
речи
(до
исправления
звукопроизношения);
− состояние активного словаря, понимание значений слов;
всех
недостатков
− овладение словообразованием и словоизменением;
− уровень связного высказывания;
− состояние речевой коммуникации;
− речевая активность;
− состояние познавательных функций речи;
− состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая
диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность
усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка,
полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Каждый показатель, подлежащий оценке, следует представить в форме, дающей
возможность достаточно однозначно интерпретировать полученные результаты. Можно
использовать качественно-количественные шкалы, где точкой отсчета становится
первоначальный уровень сформированности того или иного навыка.
Например, звукопроизношение (для каждого отсутствующего или неверно
произносимого звука) предполагает следующие качественные градации:
0 баллов – без динамики;
1 балл – поставлен изолированный звук;
2 балла – правильное произношение нестабильно;
3 балла – неправильное произношение иногда отмечается в речевом потоке;
4 балла – в кабинете логопеда всегда говорит правильно, за его пределами не всегда
контролирует произношение;
5 баллов – правильное произношение постоянно.
Общее количество баллов наглядно иллюстрирует успешность работы над
звукопроизношением. Рассмотрим возможные подходы к оценке динамики по выделенным
выше параметрам. Выбор конкретных диагностических мероприятий, методик и
собственно речевого материала останется за образовательной организацией.
Например, следует оценить изменения по параметру «Состояние активного словаря
и понимание значений слов».
Для оценки состояния активного словаря можно использовать результаты
выполнения следующих заданий (Г.В. Чиркина):
1. назови общим названием (предлагаются ряды слов, начиная с наиболее простых
и заканчивая более сложными).
2. Самостоятельное продолжение тематического ряда.
3. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов.
4. Метод направленной ассоциации (ребенок выбирает из ряда слов подходящие к
слову-стимулу).
5. Угадывание предмета по признакам.
В приведенном примере задания ранжируются от простого к сложному.
Предположим, на каждое задание предлагается две конкретных пробы, а каждое слово,
названное ребенком, оценивается в 1 балл. От логопеда потребуется лишь четкая
(желательно с помощью диктофона) фиксация детских ответов в начале и конце учебного
года. Тогда по каждой пробе можно оценить конкретный прирост (количественный
показатель), а затем провести качественную оценку.
Качественная оценка строится аналогично:
1 балл – бедность словаря проявляется существенными затруднениями в
выполнении диагностических заданий, низким индексом лексического разнообразия по
результатам анализа зафиксированного свободного высказывания.
2 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях
выросло не более чем на 20 %, индекс лексического разнообразия6 не изменился.
3 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях
увеличилось на 30-40 %, индекс лексического разнообразия незначительно вырос.
4 балла - количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях
увеличилось на 50-60 %, индекс лексического разнообразия достоверно увеличился,
некоторые участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического
запаса.
5 баллов – справляется с предложенными заданиями с незначительной
стимулирующей и организующей помощью, все участники сопровождения фиксируют
качественное улучшение лексического запаса.
Подобную диагностику можно проводить и как игру, выделяя учеников хорошо и
плохо справляющихся с заданиями.
Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия» в 1 классе
представлены в конце программы.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО
обучающихся с ЗПР в случаях стойкого отсутствия положительной динамики в
преодолении речевых недостатков обучающегося при согласии родителей (законных
представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое
Определяется путем соотношения не повторяющихся слов и общего их количества в связном высказывании
(например, пересказ, рассказ по картинке, рассказ на заданную тему). В норме он составляет у младших
школьников 0,5-0,6, при интеллектуальных нарушениях – 0,3.
6
обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы
в организацию и содержание логопедической работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в
соответствии с ПрАООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет
ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия».
Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается
достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
− возможность
объяснять
значение
слов
разных
грамматических
категорий
(предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках
программных
требований),
дифференцировать
грамматическую
категорию
(подбором вопроса);
− умение называть синонимы и антонимы;
−
использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность
конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
− правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в
различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой
сложности, предложениях, связных высказываниях);
− умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных,
твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
− наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук
из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять
его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове;
составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звукослоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
− минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
− образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от
существительных;
− умение
пользоваться
префиксальным
и
суффиксальным
способами
словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
− обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным
высказыванием;
− использовать формулы речевого этикета в диалоге;
− умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).