ОП русский язык 4 кл 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Магаданской области
МОГКОУ "СОШ п.Ола"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Зам директора

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Хафизова Е.А
Приказ № 1
от «27» августа 2023 г.

Дробышева Ю.Н.
Степанцов Д.А.
Приказ № 1
Приказ № 506
от «28» августа 2023г.
от «29» августа 2023г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 классов

п. Ола 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа учебного предмета «Русский язык»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП
«Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют
результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского

народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке
как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание
роли языка как основного средства общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной значимости
работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи
обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 99 часов, 3
часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
мини­исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звуко­буквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье
во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3­го склонения (повторение
изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1­го и 3­го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь
между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:

безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык»,
которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на
этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте»
изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены

Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах
курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[4]

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего
историю и культуру страны;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
• осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
• проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
• осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
• признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
• проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых
средств для выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
(в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
• стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе
языкового образования;
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов
речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми
идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
• неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе
языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том
числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
• сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для
сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и
другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
• объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений,
текстов); классифицировать языковые единицы;
• находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма
наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;
• выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного
алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
• устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
• с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
• сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе
предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за
языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в
процессе анализа предложенного языкового материала;
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
• выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для
уточнения;
• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике:
в словарях, справочниках;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
• анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
• понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать
схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
•

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией;
• готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах
наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных
универсальных учебных действий:
• устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
• соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
• находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибку;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах)
в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
•

•
•
•
•
•

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из
главных духовно­нравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звуко­буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова;
соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных
грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор
имени существительного как части речи;

•
•

•

•
•
•
•
•

•
•
•

определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить
разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов:
спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном
числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор
глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений
3­го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами;
использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых
(сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять
простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами
и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ­ье типа ожерелье во множественном числе, а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён
прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного числа; наличие

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки
препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые
средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические
нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного
общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную
мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые
выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных
ресурсов, включённых в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

2

3

Лексика

5

4

Состав слова

5

5

Морфология

21

6

Синтаксис

10

7

Орфография и пунктуация

30

8

Развитие речи

25

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

99

Контрольные
работы

Практичесские
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

8

0

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№

Количество часов

Тема урока

Всего

Контроль
ные
работы

Практич
еские
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

п/п

1

Русский язык как язык межнационального
общения
Характеристика звуков русского языка

2

Звуко-­буквенный разбор слова
Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов и
антонимов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434f36
1

04.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843639a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84364e4

1

05.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436818

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250646

3

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи устаревших слов
Наблюдаем за использованием в речи
фразеологизмов

1

07.09

4

Учимся понимать и использовать
фразеологизмы

1

11.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436b10

5

Повторяем состав слова
Основа слова
Словарный диктант № 1 на тему «Человек»

1

12.09

6

Неизменяемые слова: состав слова
Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи

1

14.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436caa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436ffc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8445a70

7

Отрабатываем разбор слова по составу
Имена существительные 1, 2, 3­го
склонения

1

18.09

8

Падежные окончания имён
существительных 1 и 2 склонения

1

19.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436e12

9

Падежные окончания имён
существительных 3 склонения
Особенности падежных окончаний имён
существительных в дательном и
предложном падеже

10

Особенности падежных окончаний имён
существительных в родительном и
винительном падеже
Несклоняемые имена существительные

11

Морфологический разбор имени
существительного
Имя прилагательное. Значение и
употребление имён прилагательных

12

13

Зависимость формы имени прилагательного
от формы имени существительного
Склонение имён прилагательных

Особенности склонения имён
прилагательных во множественном числе
Морфологический разбор имени
прилагательного

1

1

1

21.09

25.09

26.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439ff4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843ac10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438276
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437fb0

1

28.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b818
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c984

1

02.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843caec

14

15

Изложение № 1 повествовательного текста с
опорой на план
Местоимение
Личные местоимения 1­го и 3­го лица
единственного и множественного числа

1

03.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cc40

1

05.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cda8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cefc

16

17

Склонение личных местоимений
Глагол как часть речи

Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что делать?» и «что сделать?»
Неопределенная форма глагола

1

09.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d866
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843dce4

1

10.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f210
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25110e

18

Личные формы глагола
Спряжение глаголов: изменение по лицам и
числам

1

12.10

19

I и II спряжение глаголов

1

16.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f7c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844052a

Личные окончания глаголов I и II
спряжения

20

Глаголы 2-го лица настоящего и будущего
времени в единственном числе
Способы определения I и II спряжения
глаголов

1

17.10

21

Отработка способов определения I и II
спряжения глаголов
Настоящее время глагола

1

19.10

22

Прошедшее время глагола
Будущее время глагола

1

23.10

23

Настоящее, прошедшее, будущее время
глагола
Глагол: систематизация знаний

1

24.10

24

Особенности разбора глаголов по составу
слова
Глагол в словосочетании

1

26.10

25

Глагол в предложении
Обобщение знаний о глаголе

1

26

Диктант №1 с грамматическим заданием по
теме «Глагол»

1

27

Работа над ошибками Морфологический
разбор глагола
Частица не, её значение

1

30.10

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844168c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442b90

09.11

13.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442cb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843db72
28

Наречие: значение, вопросы, употребление в
речи
Как образуются наречия

29

Союз как часть речи
Союзы и, а, но в простых и сложных
предложениях
Словарный диктант № 2 на тему
«Транспорт»

1

14.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844304a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250cea

1

16.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84445f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84383ca

30

Обобщение: самостоятельные и служебные
части речи
Морфология "Имя существительное"

31

Морфология: отработка темы "Имя
прилагательное"

1

32

Морфология: отработка темы "Глагол"
Повелительное наклонение глагола:
наблюдение, образование

33
34

1

20.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60

21.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60;
https://m.edsoo.ru/fa250baa

1

23.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441e2a;
https://m.edsoo.ru/f84412f4

Морфология: отработка темы "Глагол"

1

27.11

"Использование местоимений для
устранения неоправданного повтора слов в
тексте"

1

28.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844369e

"Числительное"

35

Морфология: проверочная работа

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84437ca
1

1

30.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251244

36

Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение
Связь между словами в предложении (при
помощи смысловых вопросов)

37

Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и
побудительные
Виды предложений по эмоциональной
окраске: восклицательные и
невосклицательные

38

Распространённые и нераспространённые
предложения
Предложения с однородными членами: без
союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и.

1

07.12

39

Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Предложение и словосочетание: сходство и
различие

1

11.12

1

1

04.12

05.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2513de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435c42
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438e60

40

Изложение № 2 с опорой на самостоятельно
составленный план

1

12.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443c3e

41

42

Словосочетание
Связь слов в словосочетании

Связь слов в словосочетании: обобщение
Простое и сложное предложение

1

1

14.12

18.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443ee6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443dc4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844436e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84444d6

43

Сложные предложения
Сложные предложения с союзами и, а, но

1

19.12

44

Сложные предложения без союзов

1

21.12

45

Предложения с прямой речью после слов
автора
"Предложения с обращениями"

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84448dc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444f3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4;
https://m.edsoo.ru/f84456e2

1

25.12
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2

46

Синтаксис: синтаксический анализ
предложения, повторяем всё, что узнали о
синтаксисе

1

26.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84378da

47

Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах

1

28.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2

48

Правописание падежных окончаний имён
существительных 1, 2,3 склонения

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437344
1

09.01

11.01

49

Правописание падежных окончаний имён
существительных 1, 2,3 склонения

1

50

Диктант № 2 с грамматическим заданием на
тему «Предложение»

1

51

Работа над ошибками. Правописание
падежных окончаний имён
существительных в родительном и
винительном падеже

1

16.01

52

Правописание падежных окончаний имён
существительных в дательном и
предложном падеже

1

18.01

53

Правописание падежных окончаний имён
существительных в творительном падеже

1

22.01

54

Падежные окончания имён
существительных множественного числа в
дательном, творительном, предложном
падежах

1

23.01

1

15.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac

55

Правописание падежных окончаний имён
существительных во множественном числе

1

25.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a67a

56

Безударные падежные окончания имён
существительных: обобщение
Правописание суффиксов имён
существительных

1

29.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437c72

57

Правописание падежных окончаний имён
прилагательных, в единственном числе
Словарный диктант № 2 на тему
«Профессии»

58

Правописание падежных окончаний имён
прилагательных во множественном числе
Безударные падежные окончания имён
прилагательных: систематизация,
обобщение

1

01.02

59

Правописание имён прилагательных
Правописание личных местоимений
Раздельное написание личных местоимений
с предлогами

1

05.02

60

Правописание глаголов на -ться и –тся
Отрабатываем правописание глаголов на ться и –тся

1

06.02

61

Сочинение № 1 по картине

1

08.02

62

Мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2­го лица единственного
числа
Отрабатываем правописание глаголов в
форме 2­го лица единственного числа

1

31.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c42a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c7c2

1

12.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438122

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fcd8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fa44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f90e

63

Отрабатываем правило определения
спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями
Правописание безударных личных
окончаний глаголов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440732
1

13.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844087c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441d08

64

Отрабатываем правописание безударные
личные окончания глаголов
Отрабатываем правописание безударные
личные окончания глаголов-исключений

1

15.02

65

Безударные личные окончания глаголов:
трудные случаи
Отрабатываем трудные случаи написания
безударных личных окончаний глаголов

1

19.02

66

Безударные личные окончания глаголов:
систематизация
Безударные личные окончания глаголов:
обобщение

1

20.02

67

Правописание глаголов с орфограммами
Правописание глаголов в прошедшем
времени

1

22.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e

68

Отрабатываем правописание глаголов в
прошедшем времени
Изученные правила правописания глаголов:
систематизация

1

26.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844179a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84410a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84412f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844219a

69

Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов
Наблюдаем за написанием разных частей
речи

1

27.02

70

Орфографический тренинг: правописание
разных частей речи
Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

29.02

71

Диктант № 3 с грамматическим заданием

1

72

Работа над ошибками Знаки препинания в
предложениях с одно родными членами,
соединёнными союзами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442a6e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251c12

04.03

1

05.03

73

Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзом и

1

07.03

74

Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзами
и, а, но
Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами без союзов

1

11.03

75

Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзами
и, а, но, и без союзов
Наблюдаем за знаками препинания в
сложном предложении, состоящем из двух
простых

1

12.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018

76

Пробуем ставить знаки препинания в
сложном предложении, состоящем из двух
простых
Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов
автора

1

21.03

77

Отработка орфограмм, вызывающих
трудности
Наблюдаем за правописанием числительных

1

25.03

78

79

Проверочная работа на тему "Безударные
личные окончания глаголов"
Проверочная работа по теме "Чему мы
научились на уроках правописания в 4
классе"

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84451ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2

26.03

28.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251adc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843508a

80

Речь: диалогическая и монологическая
Особенности диалога
Ситуации устного и письменного общения

1

01.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435378
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84351f2

81

Вспоминаем, как написать письмо,
поздравительную открытку, объявление
Нормы речевого этикета

1

02.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d6f4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84354ea

82

Можно ли по-разному читать один и тот же
текст?
Чем изучающее чтение отличается от
ознакомительного чтения

1

04.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a

83

Текст: тема и основная мысль
Текст: заголовок
Подбираем заголовки, отражающие тему
или основную мысль текста

1

08.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c

84

Вспоминаем типы текстов
Различаем тексты-повествования, текстыописания и тексты-рассуждения

1

09.04

85

Текст. Образные языковые средства
Структура текста. План текста

1

11.04

86

Диктант № 4 с грамматическим заданием

1

87

Работа над ошибками Пишем собственный
текст по предложенному заголовку и по
предложенному плану

1

16.04

88

Как сделать текст интереснее
Редактируем предложенный текст
Словарный диктант № 4

1

18.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843966c

89

Учимся пересказывать: подробный устный
пересказ текста
Учимся пересказывать: выборочный устный
пересказ текста

1

22.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2

1

15.04

90

Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста
Сочинение как вид письменной работы

1

23.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441466

91

Пишем сочинение-отзыв по репродукции
картины

1

25.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441f4c

92

Пишем подробный пересказ текста

1

09.04

93

Пишем сочинение­повествование на тему

1

30.04

94

Пишем сжатый пересказ текста

1

02.05

95

Пишем сочинение­описание на тему

1

06.05

96

Развитие речи: работаем с текстами

1

07.05

97

Пишем сочинение­рассуждение на тему

1

13.05

98

Развитие речи: проверочная работа

1

99

Пишем подробный пересказ текста

1

Всего часов:

99

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bd72

14.05
16.05

8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843aabc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84418c6



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.