МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Магаданской области
МОГКОУ "СОШ п.Ола"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
Зам директора
Директор
________________________ ________________________ ________________________
Хафизова Е.А
Приказ № 1
от «27» августа 2023 г.
Дробышева Ю.Н.
Степанцов Д.А.
Приказ № 1
Приказ № 506
от «28» августа 2023г.
от «29» августа 2023г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 классов
п. Ола 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная программа учебного предмета «Русский язык»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП
«Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного
общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют
результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как
явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке
как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание
роли языка как основного средства общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной значимости
работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи
обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного
языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 99 часов, 3
часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[4]
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье
во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение
изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь
между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых
вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык»,
которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
[2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на
этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте»
изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел
отдельные часы не предусмотрены
Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах
курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены
[4]
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего
историю и культуру страны;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
• осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
• проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
• осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
• признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
• проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых
средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
(в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
• стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе
языкового образования;
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов
речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми
идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
• неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе
языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том
числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
•
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
• сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для
сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и
другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
• объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений,
текстов); классифицировать языковые единицы;
• находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма
наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;
• выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного
алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
• устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
• с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
• сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе
предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за
языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в
процессе анализа предложенного языкового материала;
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
• выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для
уточнения;
• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике:
в словарях, справочниках;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
• понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать
схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
•
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией;
• готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах
наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных
универсальных учебных действий:
• устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
• соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
• находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибку;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах)
в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
•
•
•
•
•
•
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из
главных духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова;
соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных
грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор
имени существительного как части речи;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить
разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов:
спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном
числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор
глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений
3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами;
использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых
(сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять
простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами
и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён
прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки
препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые
средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические
нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного
общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную
мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые
выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных
ресурсов, включённых в федеральный перечень.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Общие сведения о языке
1
2
Фонетика и графика
2
3
Лексика
5
4
Состав слова
5
5
Морфология
21
6
Синтаксис
10
7
Орфография и пунктуация
30
8
Развитие речи
25
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
99
Контрольные
работы
Практичесские
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6
8
0
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
Количество часов
Тема урока
Всего
Контроль
ные
работы
Практич
еские
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
п/п
1
Русский язык как язык межнационального
общения
Характеристика звуков русского языка
2
Звуко-буквенный разбор слова
Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов и
антонимов
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434f36
1
04.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843639a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84364e4
1
05.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436818
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250646
3
Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи устаревших слов
Наблюдаем за использованием в речи
фразеологизмов
1
07.09
4
Учимся понимать и использовать
фразеологизмы
1
11.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843698a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436b10
5
Повторяем состав слова
Основа слова
Словарный диктант № 1 на тему «Человек»
1
12.09
6
Неизменяемые слова: состав слова
Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи
1
14.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436caa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436ffc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8445a70
7
Отрабатываем разбор слова по составу
Имена существительные 1, 2, 3го
склонения
1
18.09
8
Падежные окончания имён
существительных 1 и 2 склонения
1
19.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8436e12
9
Падежные окончания имён
существительных 3 склонения
Особенности падежных окончаний имён
существительных в дательном и
предложном падеже
10
Особенности падежных окончаний имён
существительных в родительном и
винительном падеже
Несклоняемые имена существительные
11
Морфологический разбор имени
существительного
Имя прилагательное. Значение и
употребление имён прилагательных
12
13
Зависимость формы имени прилагательного
от формы имени существительного
Склонение имён прилагательных
Особенности склонения имён
прилагательных во множественном числе
Морфологический разбор имени
прилагательного
1
1
1
21.09
25.09
26.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439ff4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843ac10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438276
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437fb0
1
28.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b818
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c984
1
02.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843caec
14
15
Изложение № 1 повествовательного текста с
опорой на план
Местоимение
Личные местоимения 1го и 3го лица
единственного и множественного числа
1
03.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cc40
1
05.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cda8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843cefc
16
17
Склонение личных местоимений
Глагол как часть речи
Различение глаголов, отвечающих на
вопросы «что делать?» и «что сделать?»
Неопределенная форма глагола
1
09.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d866
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843dce4
1
10.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f210
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25110e
18
Личные формы глагола
Спряжение глаголов: изменение по лицам и
числам
1
12.10
19
I и II спряжение глаголов
1
16.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f7c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844052a
Личные окончания глаголов I и II
спряжения
20
Глаголы 2-го лица настоящего и будущего
времени в единственном числе
Способы определения I и II спряжения
глаголов
1
17.10
21
Отработка способов определения I и II
спряжения глаголов
Настоящее время глагола
1
19.10
22
Прошедшее время глагола
Будущее время глагола
1
23.10
23
Настоящее, прошедшее, будущее время
глагола
Глагол: систематизация знаний
1
24.10
24
Особенности разбора глаголов по составу
слова
Глагол в словосочетании
1
26.10
25
Глагол в предложении
Обобщение знаний о глаголе
1
26
Диктант №1 с грамматическим заданием по
теме «Глагол»
1
27
Работа над ошибками Морфологический
разбор глагола
Частица не, её значение
1
30.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844168c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442b90
09.11
13.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442cb2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843db72
28
Наречие: значение, вопросы, употребление в
речи
Как образуются наречия
29
Союз как часть речи
Союзы и, а, но в простых и сложных
предложениях
Словарный диктант № 2 на тему
«Транспорт»
1
14.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844304a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250cea
1
16.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84445f8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84383ca
30
Обобщение: самостоятельные и служебные
части речи
Морфология "Имя существительное"
31
Морфология: отработка темы "Имя
прилагательное"
1
32
Морфология: отработка темы "Глагол"
Повелительное наклонение глагола:
наблюдение, образование
33
34
1
20.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60
21.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa250a60;
https://m.edsoo.ru/fa250baa
1
23.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441e2a;
https://m.edsoo.ru/f84412f4
Морфология: отработка темы "Глагол"
1
27.11
"Использование местоимений для
устранения неоправданного повтора слов в
тексте"
1
28.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844369e
"Числительное"
35
Морфология: проверочная работа
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84437ca
1
1
30.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251244
36
Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение
Связь между словами в предложении (при
помощи смысловых вопросов)
37
Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и
побудительные
Виды предложений по эмоциональной
окраске: восклицательные и
невосклицательные
38
Распространённые и нераспространённые
предложения
Предложения с однородными членами: без
союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и.
1
07.12
39
Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Предложение и словосочетание: сходство и
различие
1
11.12
1
1
04.12
05.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2513de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af7
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435af8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435c42
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438e60
40
Изложение № 2 с опорой на самостоятельно
составленный план
1
12.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443c3e
41
42
Словосочетание
Связь слов в словосочетании
Связь слов в словосочетании: обобщение
Простое и сложное предложение
1
1
14.12
18.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443ee6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8443dc4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844436e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84444d6
43
Сложные предложения
Сложные предложения с союзами и, а, но
1
19.12
44
Сложные предложения без союзов
1
21.12
45
Предложения с прямой речью после слов
автора
"Предложения с обращениями"
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84448dc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8444f3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84453f4;
https://m.edsoo.ru/f84456e2
1
25.12
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2
46
Синтаксис: синтаксический анализ
предложения, повторяем всё, что узнали о
синтаксисе
1
26.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84378da
47
Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах
1
28.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84371d2
48
Правописание падежных окончаний имён
существительных 1, 2,3 склонения
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437344
1
09.01
11.01
49
Правописание падежных окончаний имён
существительных 1, 2,3 склонения
1
50
Диктант № 2 с грамматическим заданием на
тему «Предложение»
1
51
Работа над ошибками. Правописание
падежных окончаний имён
существительных в родительном и
винительном падеже
1
16.01
52
Правописание падежных окончаний имён
существительных в дательном и
предложном падеже
1
18.01
53
Правописание падежных окончаний имён
существительных в творительном падеже
1
22.01
54
Падежные окончания имён
существительных множественного числа в
дательном, творительном, предложном
падежах
1
23.01
1
15.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84374ac
55
Правописание падежных окончаний имён
существительных во множественном числе
1
25.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843a67a
56
Безударные падежные окончания имён
существительных: обобщение
Правописание суффиксов имён
существительных
1
29.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8437c72
57
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных, в единственном числе
Словарный диктант № 2 на тему
«Профессии»
58
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных во множественном числе
Безударные падежные окончания имён
прилагательных: систематизация,
обобщение
1
01.02
59
Правописание имён прилагательных
Правописание личных местоимений
Раздельное написание личных местоимений
с предлогами
1
05.02
60
Правописание глаголов на -ться и –тся
Отрабатываем правописание глаголов на ться и –тся
1
06.02
61
Сочинение № 1 по картине
1
08.02
62
Мягкий знак после шипящих на конце
глаголов в форме 2го лица единственного
числа
Отрабатываем правописание глаголов в
форме 2го лица единственного числа
1
31.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c42a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843c7c2
1
12.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8438122
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fcd8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843fa44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f90e
63
Отрабатываем правило определения
спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями
Правописание безударных личных
окончаний глаголов
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8440732
1
13.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844087c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441d08
64
Отрабатываем правописание безударные
личные окончания глаголов
Отрабатываем правописание безударные
личные окончания глаголов-исключений
1
15.02
65
Безударные личные окончания глаголов:
трудные случаи
Отрабатываем трудные случаи написания
безударных личных окончаний глаголов
1
19.02
66
Безударные личные окончания глаголов:
систематизация
Безударные личные окончания глаголов:
обобщение
1
20.02
67
Правописание глаголов с орфограммами
Правописание глаголов в прошедшем
времени
1
22.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844157e
68
Отрабатываем правописание глаголов в
прошедшем времени
Изученные правила правописания глаголов:
систематизация
1
26.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844179a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84410a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84412f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f844219a
69
Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов
Наблюдаем за написанием разных частей
речи
1
27.02
70
Орфографический тренинг: правописание
разных частей речи
Отработка орфограмм, вызывающих
трудности
1
29.02
71
Диктант № 3 с грамматическим заданием
1
72
Работа над ошибками Знаки препинания в
предложениях с одно родными членами,
соединёнными союзами
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8442a6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251c12
04.03
1
05.03
73
Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзом и
1
07.03
74
Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзами
и, а, но
Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами без союзов
1
11.03
75
Знаки препинания в предложениях с одно
родными членами, соединёнными союзами
и, а, но, и без союзов
Наблюдаем за знаками препинания в
сложном предложении, состоящем из двух
простых
1
12.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8439018
76
Пробуем ставить знаки препинания в
сложном предложении, состоящем из двух
простых
Наблюдение за знаками препинания в
предложении с прямой речью после слов
автора
1
21.03
77
Отработка орфограмм, вызывающих
трудности
Наблюдаем за правописанием числительных
1
25.03
78
79
Проверочная работа на тему "Безударные
личные окончания глаголов"
Проверочная работа по теме "Чему мы
научились на уроках правописания в 4
классе"
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84451ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84456e2
26.03
28.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251adc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843508a
80
Речь: диалогическая и монологическая
Особенности диалога
Ситуации устного и письменного общения
1
01.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8435378
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84351f2
81
Вспоминаем, как написать письмо,
поздравительную открытку, объявление
Нормы речевого этикета
1
02.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843d6f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84354ea
82
Можно ли по-разному читать один и тот же
текст?
Чем изучающее чтение отличается от
ознакомительного чтения
1
04.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843f67a
83
Текст: тема и основная мысль
Текст: заголовок
Подбираем заголовки, отражающие тему
или основную мысль текста
1
08.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843565c
84
Вспоминаем типы текстов
Различаем тексты-повествования, текстыописания и тексты-рассуждения
1
09.04
85
Текст. Образные языковые средства
Структура текста. План текста
1
11.04
86
Диктант № 4 с грамматическим заданием
1
87
Работа над ошибками Пишем собственный
текст по предложенному заголовку и по
предложенному плану
1
16.04
88
Как сделать текст интереснее
Редактируем предложенный текст
Словарный диктант № 4
1
18.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843966c
89
Учимся пересказывать: подробный устный
пересказ текста
Учимся пересказывать: выборочный устный
пересказ текста
1
22.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2
1
15.04
90
Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста
Сочинение как вид письменной работы
1
23.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441466
91
Пишем сочинение-отзыв по репродукции
картины
1
25.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8441f4c
92
Пишем подробный пересказ текста
1
09.04
93
Пишем сочинениеповествование на тему
1
30.04
94
Пишем сжатый пересказ текста
1
02.05
95
Пишем сочинениеописание на тему
1
06.05
96
Развитие речи: работаем с текстами
1
07.05
97
Пишем сочинениерассуждение на тему
1
13.05
98
Развитие речи: проверочная работа
1
99
Пишем подробный пересказ текста
1
Всего часов:
99
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843b67e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84401e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843bd72
14.05
16.05
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843aabc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84418c6