МОГКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/____________/
Протокол МО
№ __1_ от «27»_08__2023 г.
«Согласовано»
ЗАМ директора по УВР
МОГКОУ «СОШ п. Ола»
_____________/____________/
«28»__сентября___2023 г.
«Утверждаю»
И.о.директора школы
___________ / _____________/
Приказ
№ 506 от «29» _08_2023
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для учащихся 3 класса
Программа составлена на основе: ФАОП НОО от 24.11.2022 г № 1023
п. Ола, 2023г
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с ЗПР разработана на основе:
•
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ. От 29.12.2012г.
•
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
•
ФАОП НОО от 24.11.2022 г № 1023
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015
г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно -эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательные и
социокультурные цели:
•
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как
составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о
языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;
•
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной
компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо
решение следующих практических задач:
•
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии
с целями, задачами и условиями общения;
•
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
•
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
•
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку,
стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на
формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при
этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку
успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки учащегося по другим
школьным предметам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Русский
язык» оцениваются по следующим параметрам и конкретизирующим их дескрипторам:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
− соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии
с инструкцией учителя);
− старательности;
− подчинении дисциплинарным требованиям;
− адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;
− стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
− порядке в учебных принадлежностях;
− бережном отношении к учебникам, школьному имуществу;
− выполнении порученных учителем заданий неучебного характера;
− самостоятельных вопросах по содержанию учебного материала;
− проявлении ответственного поведения (беспокойство по поводу соблюдения требований).
Сформированность речевых умений проявляется в:
− владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения);
− грамматически правильной речи;
− овладении чтением и письмом для реализации коммуникации;
− возможности аргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях
(монологические умения);
− возможности выразительно читать текст;
− стремлении улучшать качество речи (лучше читать или писать).
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
− умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать;
− понимании того, что каждый продукт и каждая вещь является результатом чьего-то труда и
бережном отношении к вещам;
− невербально проявляемой вежливость (улыбка при встрече, обращении);
− умение проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях;
− согласие (стремлении) делиться своими имуществом или знаниями;
− умении сделать правильный реальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на
основе представлений о нравственных нормах и справедливости.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
− желании поддерживать порядок и чистоту вокруг себя;
− способности следить за своим внешним видом;
− заинтересованности в процессе прослушивания литературных произведений.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется
в:
− умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
− возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего
замысла;
− способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного
партнера;
− умении справедливо распределять обязанности в паре;
− умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью;
− умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;
− умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:
− умении обозначить свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею
обязанности (ходить в школу, делать уроки, учиться новому и т.д.);
− осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в
деятельности);
− осознании собственных потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
− осознании затруднений (не понимаю, не успел);
− возможности анализировать причины успехов и неудач;
− разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога;
− умении прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к
себе.
Примеры оценки личностных результатов.
Параметр: Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации.
Дескрипторы и критерии их оценки:
Умение обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику:
0 баллов – фактически не просит взрослого (пусть сам понимает), а у сверстника просто
забирает необходимое ему;
1 балл – иногда пытается спросить-попросить, но не очень понятно или вежливо;
2 балла – умеет вежливо и понятно обратиться.
Способность объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного
партнера:
0 баллов – непонятно объясняет и плохо слушает;
1 балл – что-то одно относительно удается;
2 балла – может и то, и другое.
Умение справедливо распределять обязанности в паре:
0 баллов – не может распределить обязанности, действует в свою пользу или в ущерб себе;
1 балл – иногда справляется с задачей;
2 балла – умение полноценно.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету «Русский
язык» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные, коммуникативные, личностные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
− умении формулировать (воспроизводить) правило, необходимое для объяснения написания
орфограмм;
− умении определять подлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены предложения;
− умении классифицировать предложения по интонации;
− умении использовать схему для конструирования предложения по заданным условиям;
− находить нужную информацию в словарях учебника;
− умении понимать и использовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
− осуществлять элементарный синтаксический и морфологический разбор;
− сравнивать, группировать объекты: находить общее и различие в однокоренных словах;
− умении называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать
объекты: части речи, простые и сложные предложения;
− устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений: сколько в
слове гласных, столько и слогов;
− овладение понятиями, требующимися при обучении учебному предмету: корень, приставка,
окончание, суффикс, существительное, прилагательное, глагол.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
− понимании инструкции, предложенной классу;
− удержании инструкции;
− умении составить план действий;
− умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий: написание текста,
проверка безударной гласной, синтаксический разбор предложения);
− умении оценить результат действий (на материале практической деятельности, в приложении
к каждому осваиваемому учебному действию);
− умении выслушивать не перебивая;
− умении сопоставлять результат с образцом;
− умение найти ошибки у соседа;
− умении найти ошибки у себя.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
− умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
− умении высказывать свое мнение по поводу коммуникативных ситуаций;
− умении рассказывать о событии;
− умении решить спор договоренностью;
− умение высказывать свое мнение по поводу событий, явлений и т.п.;
− умении аргументировать свое мнение;
− умении убеждать;
− умении распределить функции.
Сформированные личностные универсальные учебные действия проявляются в:
− способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял,
забыл, не постарался, не успел);
− стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием
(инициативность);
− беспокойстве о выполнении домашнего задания или поручения (ответственность);
− беспокойстве о некачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохую
оценку);
− умении адекватно оценить свое поведение;
− умении адекватно оценить поведение партнера;
− умении предложить способ решения, удовлетворяющий обоих (не жребий);
− готовности помочь партнеру в решении проблемы.
Примеры критериев оценки дескрипторов метапредметных результатов.
Беспокойство о некачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч.
плохую оценку)
0 баллов
1 балл
2 балла
Игнорирует
необходимость
такую При указании может принять При указании согласен принимать
даже
при меры
неоднократных
ситуации,
напоминаниях
редко
к
исправлению меры к исправлению ситуации
но
делает
это
Возможность самостоятельно прочитать и понять текст задания
0 баллов
1 балл
2 балла
Не может
Выполняет с ошибками и Выполняет
помощью
Умение использовать схему для конструирования предложения по заданным условиям
0 баллов
1 балл
2 балла
Не справляется
Справляется с помощью и В целом справляется
ошибками
Предметные результаты. В конце 3-го класса обучающийся:
− находит в словах изученные орфограммы;
− списывает и пишет под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и знаки
препинания в конце предложения, проверяет написанное;
− проводит элементарный синтаксический разбор, различает главные и второстепенные члены
предложения;
− употребляет термины «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения»;
− различает предложения по интонации;
− различает простые и сложные предложения;
− устанавливает связь слов в словосочетании с помощью вопросов;
− называет изученные части речи;
− определяет число, род имен существительных и прилагательных;
− склоняет имена существительные единственного числа;
− согласовывает имена существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;
− изменяет глаголы по временам;
− подбирает однокоренные слова;
− подбирает антонимы, синонимы;
− пользуется словарями учебника;
− проводит морфологический разбор простых по структуре слов (корень, приставка, окончание,
суффикс) с опорой на наглядную схему;
− восстанавливает деформированный текст;
− озаглавливает текст;
− пишет изложения простых по лексике и содержанию текстов;
− пишет объявления, поздравления, почтовый адрес.
Примеры контрольно-оценочных материалов и критериев оценки предметных
результатов.
Оценка предметных результатов осуществляется учителем традиционно по пятибалльной
шкале в ходе промежуточной и итоговой аттестации (выполнение тестовых заданий по темам,
разделам, комплексной контрольной работы, состоящей из диктанта и дополнительных заданий).
Вариант тестового задания (комплексной контрольной работы) учитель определяет самостоятельно,
учитывая индивидуальные способности к усвоению материала по русскому языку каждым учеником.
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации в конце первой
четверти.
Вариант 1.
1. Найди синонимы соедини их линиями
Метель, трудиться, пурга, пасмурный, работать, хмурый.
2. Найди антонимы и соедини их линиями
Высокий, терять, лень, находить, низкий, труд.
3. Найди в предложении существительное и подчеркни его.
Солнышко садится.
4. Найди в предложении глагол и подчеркни его.
Ветер в поле воет.
5. Найди в предложении прилагательное и подчеркни его.
Наступила холодная зима.
6. Исключи лишнее слово.
Вода, водитель, водный.
7. Подчеркни однокоренные слова
Мороз, морозный, холод.
8. Выбери правильные буквы
В (о,а) лна, с (о,а)ленный, под (а,о) рить, зв(и,е)зда.
Вариант 2.
1. Напиши синонимы к словам
Метель - …, трудиться - …, пасмурный - ….
2. Напиши антонимы к словам
Высокий - …, терять - …, лень - ….
3. Найди в предложении существительные и подчеркни их.
Гаснет вечер, солнышко садится.
4. Найди в предложении глаголы и подчеркни их.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
5. Найди в предложении прилагательные и подчеркни их.
Наступила длинная, холодная зима.
6. Исключи лишнее слово.
Вода, водитель, водный, водица.
7. Подчеркни однокоренные слова
Мороз, морозный, холод, морозить.
8. Вставь пропущенные буквы
В … лна, с…ленный, под…рить, зв…зда.
Выполнение каждого задания оценивается в 1 балл. Когда в одном задании дано несколько
предложений, балл начисляется, если правильных решений было больше половины.
По количеству верно выполненных заданий выставляется оценка. 7-8 заданий – «отлично», 56 заданий – «хорошо», 3-4 задания – «удовлетворительно», 1-2 задания – «неудовлетворительно».
Тестовые (контрольные) задания для итоговой аттестации составляются из заданий
промежуточной аттестации и оцениваются аналогично.
Пример комплексной контрольной работы (диктант и дополнительные задания) для
проведения итоговой аттестации. К одному тексту диктанта разным детям могут быть предложены
задания, отличные между собой по уровню сложности и объему.
Май.
Коротка майская ночь. Вот заиграл первый луч солнца. Подул прохладный ветерок.
Зашелестели листочки. Всюду проснулась жизнь. Стадо коров идет на пастбище. К реке шагают гуси.
Впереди гогочет вожак. На горе видны постройки. Это молочная ферма. Взрослые жители села
Сосновка спешат на работу. У людей много дел на полях. Ребятишек зовет в школу последний звонок.
Учебный год еще не закончился.
Задания.
1. Просклоняй слово «река».
2. Найди в тексте слово «листочки» и разбери его по составу.
3. Напиши слово для проверки безударной гласной в слове «звонок».
4. Найди и подчеркни главные члены в 3-ем предложении. Укажи в нем части речи.
Оценка комплексной контрольной работы складывается из параметров.
Оценка написания диктанта.
5 - в диктанте нет ошибок.
4 - в диктанте допущено 1–2 ошибки.
3 - в диктанте допущено 3–5 ошибок.
2 - в диктанте допущено более 5 ошибок.
Оценка выполнения дополнительных заданий.
5 - все задания выполнены верно.
4 - выполнено правильно не менее 3/4 заданий.
3 - правильно выполнено не менее половины заданий.
2 - не выполнено более половины заданий.
При проведении итогового контроля в связи выраженными трудностями написания слуховых
диктантов обучающимися с ЗПР рекомендуется дополнительно предусмотреть орфографическое
списывание текста (текст с пропущенными орфограммами, изученными за курс 3 класс). Это
позволит сделать анализ освоения орфограмм, исключая ошибки, связанные с нарушением развития
фонематических процессов.
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс
принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых
предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения русским языком как
учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Русский язык»
в третьем классе включает следующие разделы:
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков.
Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение
парных и непарных по твёрдости - мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки,
различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Деление слов на слоги. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка.
Графика.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
абзаца.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти
слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в
алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе,
окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса.
Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием
«родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах.
Наблюдение за единообразием написания корней. Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова.
Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от предлога.
Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,
местоимение, глагол, предлог.
Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён
существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные.
Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных
мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение).
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять
предлоги с именами существительными в различных падежах.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен
прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о неопределенной
форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время
глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по числам. Морфологический разбор
глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имён существительных. Отличие предлогов от приставок.
Лексика. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова
по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи
синонимов и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить
словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (без предлога и с предлогом);
составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения
(без разделения на виды). Нахождение главных членов предложения. Различение главных и
второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении.
Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых.
Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование
орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
не с глаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и
письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему
с использованием разных типов речи (повествование, описание). Составление и запись рассказов
повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление
сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений).
Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебному материалу
(специфика учебно-деловой речи).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста. План текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их
особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов; использование в текстах
синонимов и антонимов. Подробный и сжатый рассказ по картинке и серии картинок. Изложение под
руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и сжатый
рассказ по картинке и серии картинок.
Основная форма организации учебных занятий по русскому языку – урок. В зависимости от
этапа изучения темы организуются уроки знакомства с новым материалом, уроки закрепления и
коррекции знаний и умений, уроки обобщения и систематизации знаний и умений, повторения
пройденного, уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Приведенная примерная рабочая программа коррекционного курса составлена на 34 часа (по
1 часу в неделю при 34 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП продолжительность уроков
составляет 40 минут. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык»
может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических
особенностей обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Раздел
Примерные темы
Примерное содержание занятий
занятий
1 четверть (32 ч)
1
Язык и речь (2ч.)
Виды речи (1 ч.)
Знакомство с учебником «Русский язык».
Рассматривание условных обозначений в
учебнике, выделений материала шрифтом,
цветом. Повторение правил ведения диалога
на
уроке.
Уточнение
представлений
о
назначении устной и письменной речи.
Словарная работа. Работа с пословицами о
речи. Коллективное составление рассказа по
иллюстрации учебника. Выполнение заданий
в рабочей тетради.
Наша речь и наш язык Повторительная беседа по предыдущей теме.
(1 ч.)
Уточнение значений слова «язык» в толковом
словаре.
Обсуждение
высказываний
о
русском языке. Беседа о национальных
языках
России.
Списывание
Минутка
предложений.
чистописания.
Нахождение
красивых и выразительных слов русского
языка в стихотворении А.С. Пушкина. Работа
в парах: составление диалогов с вежливыми
словами. Выполнение отдельных заданий из
раздела «Проверь себя».
2
Текст.
Текст (1 ч.)
Повторение признаков текста по схеме.
Предложение.
Упражнения в различении текста и не текста.
Словосочетание
Чтение текста. Определение главной мысли
(14ч.)
текста. Выделение частей текста. Выбор
заголовка к тексту. Коллективное устное
составление
текста
по
заголовку
и
иллюстрации.
Типы текстов (2 ч.)
Повторение признаков разных типов текстов.
Работа
со
схемой
«Типы
текстов».
Упражнение в узнавании типов текстов на
слух
и
по
заголовкам.
чистописания.
Минутка
Восстановление
деформированного текста под руководством
учителя. Списывание предложений из текста.
Повторение признаков разных типов текстов
с опорой на схему. Составление текста по
картинно-символическому плану. Выделение
частей
текста.
Словарная
работа.
Упражнения для закрепления текстовых
умений. Выполнение заданий в рабочей
тетради. Составление устного текста на
основе жизненного опыта.
Предложение (1 ч.)
Уточнение представлений о предложении.
Составление
предложений
из
слов.
Выделение главных членов предложения.
Нахождение в тексте предложений с разными
знаками препинания на конце. Работа в
парах: нахождение границ предложений в
тексте. Работа с текстом и иллюстрацией
учебника.
Виды предложений (3 Уточнение
ч.)
представлений
препинания
на
Составление
опорной
предложений
конце
по
таблицы
«Виды
высказывания:
вопросительные
побудительные».
Минутка
Нахождение
тексте
в
знаках
предложения.
цели
повествовательные,
о
и
чистописания.
предложений
с
определенным знаком на конце. Постановка
знаков препинания в конце предложений.
Работа с условно-графическими схемами
предложений.
Самостоятельная
работа
(подготовка к ВПР): письмо предложений
под
диктовку,
нахождение
в
тексте
предложений и обозначение их границ.
Закрепление
представлений
Составление
опорной
предложений
по
таблицы
по
восклицательные
и
теме.
«Виды
интонации:
невосклицательные».
Устные упражнения в различении видов
предложений.
Орфографическая
пятиминутка. Составление устного рассказа
по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие
от грозы». Составление под руководством
учителя
плана
рассказа
(при
помощи
вопросительных предложений).
Систематизация знаний и умений по теме.
Устные упражнения в выделении видов
предложений. Работа с опорной таблицей и
наглядными
схемами.
Минутка
чистописания. Запись текста с обозначением
границ
предложений.
Интонационное
выделение обращения (введение термина в
пассивный
словарь).
составление
и
Работа
запись
в
парах:
поздравления.
Самостоятельная работа (подготовка к ВПР):
запись текста под диктовку.
Главные
второстепенные
и Актуализация
о
членах
предложения. Работа с наглядной схемой
члены предложения (2 «Члены
ч.)
представлений
предложения».
Сравнение
предложений. Устный разбор предложений.
Элементарный
синтаксический
предложения:
выделение
второстепенных
разбор
главных
и
членов
предложений,
использование
терминов
«подлежащее»,
«сказуемое»,
«второстепенные
члены
предложения». Установление связи главных
членов предложения с второстепенными под
руководством учителя.
Закрепление
Воспроизведение
знаний
по
теме.
необходимых
знаний.
Выполнение упражнений под руководством
учителя.
Работа
в
парах:
объяснение
нахождения главных членов предложения
(опора на памятку). Самостоятельная работа
(подготовка
к
ВПР):
выписывание
предложения из текста, выделение главных и
второстепенных членов предложения.
Простое и сложное Знакомство
предложения (2 ч.)
с
признаками
простого
и
сложного предложения. Работа с наглядной
схемой. Словарная работа. Выделение в
тексте простых и сложных предложений под
руководством
учителя.
Списывание
предложений с объяснением орфограмм.
Работа в парах: нахождение в стихотворении
простых и сложных предложений.
Закрепление
знаний
Воспроизведение
по
теме.
необходимых
знаний.
Сравнение простых и сложных предложений.
Выделение знаков препинания в сложных
предложениях (союзы и, а, но) совместно с
учителем.
Составление
сложных
предложений из простых под руководством
учителя. Выборочный диктант. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Словосочетание (3 ч.)
Выделение из предложений словосочетаний
под руководством учителя. Установление
связи слов в словосочетании (постановка
вопроса от главного слова к зависимому).
Работа с наглядными схемами. Минутка
чистописания. Составление и запись под
руководством
учителя
ответов
по
прочитанному тексту. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Закрепление знаний и умений. Выделение
словосочетаний
из
предложений.
Составление текста с элементами описания
по картине В.Д. Поленова «Золотая осень»
под руководством учителя.
Обобщение и систематизация знаний и
умений. Выборочный диктант. Выполнение
заданий
по
правильности
тексту
диктанта.
выполнения
Проверка
заданий.
Выполнение отдельных заданий из раздела
«Проверь себя».
3
Слово в языке и Лексическое значение Актуализация знаний по теме. Работа с
речи (16ч.)
слова (1 ч.)
толковым словарем. Работа с наглядной
схемой. Определение значений слов по
словарю и контексту. Словарная работа.
Нахождение однозначных и многозначных
слов в предложениях с уточнением их
значения.
Составление
предложений
с
однозначными и многозначными словами с
опорой на картинку. Работа в рабочей
тетради.
Самостоятельная
работа
(подготовка к ВПР): нахождение в словаре
значения слова и его запись.
Синонимы
и Актуализация знаний по теме. Работа с
антонимы (1 ч.)
словарем синонимов и антонимов. Подбор
синонимов
и
Составление
антонимов
к
предложений.
словам.
Списывание
текста. Выделение орфограмм. Словарная
работа. Выполнение заданий в рабочей
тетради. Нахождение в тексте слов с
переносным
значением.
Самостоятельная
работа (подготовка к ВПР): заменить слова
близкими по значению словами.
Омонимы (1 ч.)
Наблюдение
под
руководством
учителя
омонимов (введение термина в пассивный
словарь).
Упражнения
в
использовании
омонимов в различных речевых ситуациях.
Минутка чистописания. Запись названий
рисунков.
Слово
и Повторение
словосочетание (2 ч.)
знаний
Сопоставление
слов
о
словосочетании.
и
словосочетаний.
Упражнения в словообразовании. Словарная
работа. Толкование учителем некоторых
фразеологизмов (без введения термина).
Объяснение
значений
устойчивых
словосочетаний под руководством учителя.
Орфографическая пятиминутка.
Написание изложения небольшого текста по
плану. Чтение текста учителем. Уточнение
значений непонятных слов, словосочетаний,
предложений. Определение основной мысли
текста.
Составление
плана
изложения.
Выделение слов с орфограммами. Повторное
чтение текста. Проверка изложения.
Части речи (2 ч.)
Актуализация знаний по теме. Работа с
наглядной
схемой
«Части
значение».
Упражнения
речи
в
и
их
закреплении
знаний о частях речи. Словарная работа.
Выделение частей речи в предложении по
вопросам. Определение признаков частей
речи. Работа с текстом.
Закрепление знаний признаков частей речи.
Словарная работа. Составление и запись
предложений
с
использованием
разных
частей речи. Под руководством учителя
нахождение
в
тексте
слов,
которые
называют числа (без введения термина).
Выделение в тексте орфограмм. Работа с
текстом.
Однокоренные слова Актуализация знаний о родственных словах.
(1 ч.)
Определение
общего
корня
слов
(по
памятке). Введение термина «однокоренные
слова». Нахождение однокоренных слов в
тексте. Группировка однокоренных слов.
Составление
предложений.
Словарная
работа. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Гласные звуки (1 ч.)
Актуализация знаний по теме. Работа с
наглядной
схемой
«Гласные
Минутка
чистописания.
звуки».
Выделение
орфограмм в словах с комментированием.
Работа с загадками. Устное составление
текста по заголовку под руководством
учителя.
Согласные звуки (1 ч.) Актуализация знаний по теме. Работа с
наглядной
схемой
«Согласные
звуки».
Звукобуквенный разбор слов с опорой на
схемы
слов.
Минутка
чистописания.
Выделение и объяснение орфограмм в
тексте.
Зрительный
предварительным
диктант
разбором
(с
орфограмм).
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Разделительный
Актуализация знаний по теме. Нахождение в
мягкий знак (2 ч.)
тексте слов с разделительным мягким знаком.
Объяснение
правописания
слов
с
проверяемыми орфограммами. Группировка
слов
с
непроверяемыми
орфограммами
(запись в орфографический словарь). Работа
с текстом учебника. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Закрепление знаний и умений по теме. Работа
с текстом: определение темы, выделение
частей, ответы на вопросы по содержанию,
объяснение орфограмм. Словарная работа.
Выборочный диктант.
Повторение
Выполнение упражнений и заданий для
пройденного
повторения
материала (3 ч.)
понятий, изученных в четверти. Работа с
и
наглядными
закрепления
схемами.
основных
Минутка
чистописания. Работа с частями речи, с
правилами правописания, с предложениями,
текстом.
Комментированное
списывание.
Диктант (выборочный, предупредительный).
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Выполнение отдельных заданий из раздела
«Проверь себя».
Урок
оценки
проверки
и Выполнение контрольных тестовых заданий.
знаний,
умений и навыков (1
ч.)
2 четверть (28 ч.)
4
Состав
(10ч.)
слова Корень слова (2 ч.)
Актуализация
словах.
знаний
Введение
об
однокоренных
термина
«корень».
Нахождение однокоренных слов в тексте,
выделение корня. Работа с наглядной схемой
«Состав
слова».
Объяснение
значений
однокоренных слов. Работа со словарем
однокоренных слов. Выполнение заданий в
рабочей
тетради.
Орфографическая
пятиминутка.
Воспроизведение необходимых знаний по
теме. Нахождение и запись однокоренных
слов
в
тексте.
Комментированные
упражнения по образцу. Работа с текстом.
Словарная работа. Выборочный диктант.
Работа
в
парах:
составление
групп
однокоренных слов. Самостоятельная работа
(подготовка к ВПР): обозначение в словах
корня.
Окончание (2 ч.)
Наблюдение за изменением слова с опорой на
наглядную основу (стол - столы - на столе)
под
руководством
учителя.
Выделение
изменяемой части слова. Введение термина
«окончание». Работа с наглядной схемой
«Состав слова». Выделение окончаний в
существительных. Составление и запись
словосочетаний,
чистописания.
пар
слов.
Выполнение
Минутка
заданий
в
рабочей тетради.
Воспроизведение необходимых знаний по
теме. Наблюдение за изменением окончаний
прилагательных и глаголов с опорой на
наглядную основу. Словарная работа. Работа
с текстом. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Самостоятельная
работа
(подготовка к ВПР): обозначение в словах
окончания.
Приставка (2 ч.)
Выделение
под
руководством
учителя
приставки из слова с опорой на наглядную
основу под руководством учителя. Введение
термина «приставка». Работа с наглядной
схемой «Состав слова». Нахождение в словах
приставок (в-, до-, за-, над-, о-, от-, по-, под-,
про-, с-). Определение значения приставок.
Подбор однокоренных слов с приставками.
Письмо под диктовку слов, выделение
приставок.
Воспроизведение необходимых знаний по
теме. Выделение в тексте слов с приставками.
Определение значения слов в зависимости от
значения
приставки.
Образование
однокоренных слов с помощью приставок.
Работа
с
текстом.
Составление
под
руководством учителя рассказа по сюжетной
картине учебника. Самостоятельная работа
(подготовка к ВПР): обозначение в словах
приставки.
Суффикс (2 ч.)
Выделение
под
руководством
учителя
суффиксов в простых по составу словах.
Введение
термина
«суффикс».
Минутка
чистописания. Работа с наглядной схемой
«Состав слова». Подбор однокоренных слов с
суффиксами.
Нахождение
в
тексте
однокоренных слов с разными суффиксами.
Образование с помощью суффиксов словназваний лиц по роду.
Воспроизведение необходимых знаний по
теме. Образование однокоренных слов с
помощью
уменьшительно-ласкательных
суффиксов. Письмо слов с пропущенными
суффиксами с предварительным разбором.
Составление устного текста с элементами
описания по картине А.А. Рылова «В голубом
просторе»
под
руководством
учителя.
Самостоятельная работа (подготовка к ВПР):
обозначение в словах суффикса.
Обобщение
систематизация
и Воспроизведение
необходимых
знаний.
Работа с наглядной схемой «Состав слова».
знаний и умений (2 ч.) Вариативные
упражнения
морфологическом
структуре
слов
разборе
(корень,
простых
в
по
окончание,
приставка, суффикс) с опорой на памятку.
Подбор однокоренных слов к разным частям
речи. Выполнение заданий в рабочей тетради.
Выполнение отдельных заданий из раздела
«Проверь себя». Самостоятельная работа
(подготовка к ВПР): обозначение в слове его
частей
(приставки,
корня,
суффикса,
окончания).
5
Правописание
частей
(18ч.)
Правописание слов с Актуализация представлений об ударных и
слова безударными
безударных гласных. Проверка написания
гласными в корне (2 безударного гласного по образцу, с опорой на
ч.)
памятку
(наглядную
схему).
Минутка
чистописания. Письмо слов, предложений с
пропущенными
гласными
по
образцу.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Воспроизведение необходимых знаний по
теме. Объяснение написания орфограмм.
Словарная работа. Выборочный диктант.
Восстановление деформированного текста.
Письмо
заголовка
Комментирование
пропущенными
и
текста.
написания
гласными
слов
в
с
корне.
Самостоятельная работа (подготовка к ВПР):
поставить знак ударения над ударными
гласными в словах.
Правописание слов с Актуализация знаний о парных по глухостиглухими и звонкими звонкости согласных. Нахождение в словах
согласными в корне (2 орфограмм, содержащих парные звонкие и
ч.)
глухие согласные. Знакомство с правилом
написания парных по глухости-звонкости
согласных в корне. Упражнения в подборе
проверочных
слов.
Списывание
предложений с выбором нужной буквы.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Закрепление правила написания парных по
глухости-звонкости
согласных
Работа
рабочей
в
Предупредительный
диктант.
в
корне.
тетради.
Проверка
правильности написания парных согласных.
Словарная
работа.
Составление
устного
рассказа повествовательного характера на
основе личных наблюдений или по рисунку
«Первый
снег»
подготовки.
после
предварительной
Самостоятельная
работа
(подготовка к ВПР): нахождение в словах
звонких согласных.
Правописание слов с Выделение
непроизносимым
слов
с
непроизносимым
согласным звуком в корне. Звукобуквенный
согласным звуком в анализ слов. Выбор проверочных слов из
корне (2 ч.)
списка
и
составление
пар.
Письмо
словосочетаний, предложений с объяснением
написания
непроизносимых
согласных.
Словарная работа.
Объяснение
написания
выделенных
орфограмм. Минутка чистописания. Письмо
слов
с
пропущенными
комментированием.
буквами
Подбор
к
с
словам
проверочных слов. Выполнение заданий в
рабочей тетради. Словарный диктант.
Правописание слов с Выделение слов с удвоенными согласными и
удвоенными
объяснение их лексического значения. Работа
согласными (2 ч.)
со словарем. Нахождение в тексте слов с
удвоенными согласными. Письмо по памяти.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Закрепление написания слов с удвоенными
согласными в упражнениях. Образование
прилагательных с удвоенными согласными
от существительных. Словарный диктант.
Морфологический разбор слов с опорой на
памятку.
Правописание
Вычленение суффиксов в словах (-оньк-, -
суффиксов (2 ч.)
еньк-, -инк-, -ек-, -ик-, -ышк-, -к-, -ок-).
Составление
памятки.
Нахождение
суффиксов в словах, группировка слов.
Письмо слов с пропущенными буквами.
Выделение
суффиксов.
Образование
однокоренных слов с помощью суффиксов с
опорой на памятку.
Закрепление
суффиксов
узнавания
в
словах
и
в
написания
упражнениях.
Образование однокоренных слов с помощью
суффиксов с опорой на памятку. Работа с
текстом. Списывание текста с последующей
проверкой.
Правописание
Вычленение
предлогов
приставок и предлогов словосочетаниях.
(2 ч.)
написания
и
приставок
Уточнение
предлогов
и
в
правила
приставок.
Составление памятки. Способы различения
приставки и предлога. Дифференциация
предлогов
и
приставок
предложений.
при
Словарная
написании
работа.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Закрепление
написания
предлогов
и
приставок в предложениях. Образование
однокоренных слов при помощи приставок.
Составление предложений из слов, текста из
предложений.
Выделение
приставок
и
предлогов. Зрительный диктант.
Правописание слов с Вычленение разделительного твердого знака
разделительным
в словах. Составление памятки с примерами.
твёрдым знаком (2 ч.)
Нахождение слов с разделительным твердым
знаком,
выделение
в
них
приставок.
Образование слов с помощью приставок,
выделение
твердого
знака.
Минутка
чистописания.
Закрепление знаний по теме. Списывание
текста с пропущенными орфограммами с
комментированием.
Перенос
слов
с
разделительным твердым знаком. Написание
объявления. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Повторение
Выполнение упражнений и заданий для
пройденного
повторения
материала (3 ч.)
понятий, изученных в четверти. Работа с
и
закрепления
основных
наглядными схемами, памятками. Минутка
чистописания.
Работа
с
правилами
правописания, с предложениями, текстами.
Комментированное
списывание.
Диктант
(выборочный, предупредительный). Работа в
рабочей тетради. Выполнение отдельных
заданий из раздела «Проверь себя».
Урок
оценки
проверки
и Выполнение контрольных тестовых заданий.
знаний,
умений и навыков (1
ч.)
3 четверть (44 ч.)
6
Повторение (1ч.)
Части речи (1 ч.)
Актуализация знаний по теме. Упражнения в
нахождении
частей
речи
в
тексте,
составлении словосочетаний, предложений.
Упражнения в словоизменении, нахождении
орфограмм. Работа с наглядными схемами,
памятками. Работа в рабочей тетради.
7
Имя
Что обозначает имя Повторение
признаков
существительное
существительное? (2 существительного.
(33ч.)
ч.)
Составление
Составление
памятки.
словосочетаний
существительными,
предметы,
имени
с
обозначающими
живые
существа,
растения,
явления природы, события. Постановка к
именам
существительным
косвенных
вопросов. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Закрепление знаний по теме. Работа с
памяткой. Группировка существительных по
признакам.
Определение
лексического
значения слов. Дописывание предложений по
смыслу. Словарная работа.
Одушевленные
и Актуализация знаний по теме. Составление
неодушевленные
памятки. Упражнение в дифференциации
имена
одушевленных
существительные
ч.)
и
(2 существительных.
неодушевленных
Работа
со
словарем.
Работа с текстом: определение темы и частей.
Закрепление
знаний
по
памяткой.
Письмо
стихотворения
по
памяти.
заданий в рабочей тетради.
теме.
Работа
небольшого
Выполнений
Собственные
и Актуализация знаний по теме. Составление
нарицательные имена памятки.
существительные
ч.)
Группировка
собственных
и
(2 нарицательных слов. Письменные ответы на
вопросы
под
руководством
учителя.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Закрепление
знаний
памяткой.
Минутка
по
теме.
Работа
чистописания.
Выборочный диктант. Составление устного
рассказа по серии сюжетных картинок.
Письмо почтового адреса.
Число
имен Актуализация знаний по теме. Наблюдение
существительных
ч.)
(2 изменения существительных по числам.
Выделение
окончаний
существительных
единственного и множественного числа.
Составление памятки. Определение числа
имен
существительных,
выделение
окончаний. Орфографическая пятиминутка.
Закрепление
знаний
по
теме.
Работа
памяткой. Словарная работа. Изменение
формы числа существительного. Работа с
орфоэпическим
словарем.
Выборочный
диктант. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Род
имен Знакомство со способами определения рода
существительных
ч.)
(2 имен
памятки.
существительных.
Минутка
Составление
чистописания.
Группировка слов по родам, выделение
окончаний. Списывание текста, определение
рода существительных.
Определение рода имени существительного
во множественном числе. Работа в паре:
совет
другу,
существительных.
существительных.
как
определить
Определение
род
значений
Составление
словосочетаний и предложений. Выполнение
заданий в рабочей тетради. Самостоятельная
работа (подготовка к ВПР): выписать имена
существительные, указать род и число.
Мягкий знак (ь) на Знакомство
конце
с
правилом.
Составление
имен памятки. Работа с пословицами. Объяснение
существительных
написания
выделенных
после шипящих (2 ч.)
Комментированное
слов
в
письмо.
тексте.
Подбор
существительных по заданным признакам.
Выборочный диктант.
Написание
изложения
простого
по
содержанию и лексике текста. Чтение текста
учителем. Уточнение значений непонятных
слов,
словосочетаний,
Определение
предложений.
основной
мысли
текста.
Составление плана изложения. Выделение
слов с орфограммами. Повторное чтение
текста. Проверка изложения.
Обобщение
и Воспроизведение
систематизация
Работа
с
необходимых
памятками.
знаний.
Вариативные
знаний и умений (2 ч.) упражнения: определение признаков имен
существительных, числа, рода. Нахождение и
объяснение орфограмм. Морфологический
разбор
простых
существительных.
по
Работа
структуре
с
текстом.
Выборочный диктант. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Склонение
имен Знакомство со склонением (изменением по
существительных
ч.)
(3 падежам)
имен
существительных
на
наглядно-практической основе. Выполнение
действий по заданию учителя. Составление
предложений
Запись
по
результатам
предложений.
изменением
действий.
Наблюдение
окончаний
за
имен
существительных. Составление наглядной
схемы
с
выделением
окончаний
существительных. Работа со схемой.
Конструирование предложений на основе
предметных
картинок.
Дополнение
предложений по картинкам. Дополнение
предложений по вопросам. Практические
упражнения в склонении существительных
по падежам.
Соотнесение названий падежей с вопросами.
Практические
упражнения
существительных
по
предложений
в
склонении
падежам.
с
Запись
постановкой
существительных в нужной падежной форме.
Определение
падежа
существительных.
Работа с сигнальными карточками.
Именительный падеж Выделение
(2 ч.)
признаков
имен
существительных в именительном падеже.
Определение
падежа
существительного,
имени
которое
является
подлежащим в предложении. Составление
предложений. Выделение существительных в
именительном падеже. Сравнение окончаний
существительных разного рода.
Закрепление
признаков
именительного
падежа. Нахождение существительных в
именительном
падеже.
Синтаксический
разбор предложения. Выделение орфограмм.
Письмо по памяти. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Родительный падеж (2 Выделение
ч.)
признаков
имен
существительных в родительном падеже.
Составление
памятки-подсказки
запоминания
информации.
для
Сравнение
окончаний существительных разного рода в
родительном падеже. Нахождение в тексте
существительных в родительном падеже.
Закрепление
падежа.
признаков
Дополнение
родительного
предложений
по
вопросам. Списывание текста, выделение
орфограмм. Словарная работа. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Дательный падеж (2 Выделение
признаков
ч.)
в
существительных
имен
дательном
Составление
памятки-подсказки
запоминания
информации.
падеже.
для
Сравнение
окончаний существительных разного рода в
дательном падеже. Нахождение в тексте
существительных в дательном падеже.
Закрепление признаков дательного падежа.
Запись
словосочетаний,
выделение
предлогов и окончаний существительных.
Объяснение написания орфограмм. Устное
продолжение текста. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Винительный
(2 ч.)
падеж Выделение
признаков
имен
существительных в винительном падеже.
Составление
памятки-подсказки
запоминания
информации.
для
Сравнение
окончаний существительных разного рода в
винительном падеже. Нахождение в тексте
существительных в винительном падеже.
Закрепление
признаков
винительного
падежа. Запись словосочетаний, выделение
предлогов и окончаний существительных.
Способы распознавания родительного и
винительного
падежа
существительных
мужского рода. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Творительный падеж Выделение
(2 ч.)
признаков
имен
существительных в творительном падеже.
Составление
памятки-подсказки
запоминания
информации.
для
Сравнение
окончаний существительных разного рода в
творительном падеже. Нахождение в тексте
существительных в творительном падеже.
Закрепление
признаков
творительного
падежа. Письмо под диктовку. Выделение
орфограмм. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Предложный падеж (2 Выделение
ч.)
признаков
имен
существительных в предложном падеже.
Составление
памятки-подсказки
запоминания
информации.
для
Сравнение
окончаний существительных разного рода в
предложном падеже. Нахождение в тексте
существительных в предложном падеже.
Закрепление признаков предложного падежа.
Составление
предложений,
выделение
предлогов и окончаний существительных.
Работа с текстом. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Все падежи (4 ч.)
Воспроизведение необходимых знаний и
умений.
Работа
«Признаки
с
наглядной
падежей».
схемой
Выполнение
упражнений с сигнальными карточками.
Работа
с
деформированными
предложениями.
Словарная
работа.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Выполнение отдельных заданий из раздела
«Проверь себя».
Повторение признаков падежей. Работа в
парах: нахождение слов в заданном падеже,
группировка слов по падежам. Объяснение
значений
устойчивых
выражений.
Выборочный диктант. Выполнение заданий
по
диктанту.
Проверка
правильности.
Выделение орфограмм.
Составление
небольшого
рассказа
с
элементами описания по картине К.Ф. Юона
«Конец зимы. Полдень». Рассматривание
картины
под
руководством
учителя.
Коллективное составление плана описания
по опорным словам. Анализ трудных слов.
Самостоятельная работа (подготовка к ВПР):
выписать имена существительные, указать
род, число, падеж.
9
Имя
Как определить имена Повторение
признаков
прилагательное
прилагательные? (3 ч.) прилагательного.
Составление
(10ч.)
Выбор
прилагательных
имени
для
предмета.
Определение
значения
прилагательных.
памятки.
описания
лексического
Минутка
чистописания. Упражнения в согласовании
прилагательных
с
существительными.
Словарная работа. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Подбор
к
именам
существительным
подходящих по смыслу имен прилагательных
(из словаря для справок). Словарная работа.
Выделение
прилагательных,
противоположных
близких
по
и
смыслу.
Синтаксический разбор предложения. Работа
с текстом.
Нахождение однокоренных прилагательных.
Морфологический
разбор
простых
по
структуре прилагательных с опорой на
памятку. Нахождение в тексте сложных
прилагательных, обозначающих цвета и
оттенки с опорой на наглядную основу.
Орфографическая пятиминутка.
Роль
прилагательных
тексте (3 ч.)
имен Синтаксический
разбор
в нераспространенного
простого
предложения.
Распространение предложения с помощью
прилагательных. Определение роли имён
прилагательных в тексте. Списывание текста.
Выделение орфограмм.
Выделение
в
тексте
прилагательных,
объяснение их роли и лексического значения.
Минутка чистописания. Работа в паре:
распространение предложений с помощью
прилагательных (из словаря для справок).
Работа с загадками-описаниями. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Сравнение
описательного
репродукцией
картины
текста
М.А.
с
Врубеля
«Царевна-лебедь». Составление и запись
описания
предмета
(иллюстрации)
под
руководством учителя. Словарная работа.
Синтаксический разбор распространенных
предложений. Выборочный диктант.
Повторение
Выполнение упражнений и заданий для
пройденного
повторения
материала (3 ч.)
понятий, изученных в четверти. Работа с
и
закрепления
основных
наглядными схемами, памятками. Минутка
чистописания.
Работа
с
правилами
правописания, с предложениями, текстом.
Комментированное
диктант.
письмо.
Работа
в
Словарный
рабочей
тетради.
Выполнение отдельных заданий из раздела
«Проверь себя».
Урок
оценки
проверки
и Выполнение контрольных тестовых заданий.
знаний,
умений и навыков (1
ч.)
4 четверть (32 ч.)
10
Имя
Род
прилагательное
прилагательных (3 ч.)
(10ч.)
имен Знакомство с изменением прилагательных по
родам на наглядно-практической основе.
Составление памятки (наглядной схемы)
«Изменение имен прилагательных по родам».
Составление и запись словосочетаний имен
прилагательных
с
существительными.
именами
Определение
рода,
выделение окончаний.
Закрепление знаний по теме. Работа с
памяткой (наглядной схемой). Работа с
загадками-описаниями.
Частичный
грамматический разбор прилагательных под
руководством
учителя.
Письмо
словосочетаний с выделением окончаний
прилагательных.
Орфографическая
пятиминутка. Постановка вопросов от имен
существительных
Образование
к
прилагательным.
прилагательных
от
существительных с помощью суффиксов по
образцу.
Работа с текстом: выделение словосочетаний
с
прилагательными,
определение
лексического значения слов. Работа в парах:
подбор прилагательных к существительным,
составление словосочетаний, определение
рода.
Образование
прилагательных
от
существительных с помощью суффиксов.
Выборочный диктант.
Число
имен Актуализация знаний по теме. Составление
прилагательных (2 ч.)
памятки «Изменение прилагательных по
числам». Словарная работа. Нахождение в
тексте прилагательных и определение числа.
Выписывание из текста прилагательных
единственного и множественного числа.
Составление и запись словосочетаний с
именами прилагательными разных форм.
Определение
рода
прилагательных
в
единственном числе.
Работа с текстом: объяснение орфограмм,
лексических значений слов, нахождение
прилагательных. Творческое списывание:
преобразование
прилагательных
единственного
в
числа
множественное.
Написание объявления о пропаже животного
под руководством учителя. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Изменение
прилагательных
падежам (5 ч.)
имен Актуализация
по существительных
Сопоставление
знаний
о
по
падежных
склонении
падежам.
окончаний
прилагательных мужского и среднего рода с
окончаниями
вопросов.
Составление
наглядной схемы (памятки). Упражнения в
склонении
прилагательных
мужского
и
среднего рода по падежам. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Сопоставление
прилагательных
окончаниями
падежных
женского
вопросов.
окончаний
рода
с
Составление
наглядной схемы (памятки). Упражнения в
склонении прилагательных женского рода по
падежам. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Закрепление знаний по теме. Упражнения в
правописании падежных окончаний имен
прилагательных.
Составление
словосочетаний.
Работа
с
текстом.
Морфологический разбор прилагательных,
определение
рода,
числа
и
падежа.
Выполнение отдельных заданий из раздела
«Проверь себя».
Склонение
слов
падежам,
в
словосочетаниях
выделение
существительных
Объяснение
окончаний
и
Синтаксический
прилагательных.
разбор
предложений.
написания
пропущенными
по
слов
буквами.
с
Объяснение
значений устойчивых словосочетаний слов
(фразеологизмов). Выборочный диктант.
Работа
с
текстом
дополнение
и
иллюстрацией:
предложений,
определение
темы, написание заголовка, установление
последовательности
запись,
предложений
морфологический
разбор
и
их
слов.
Составление рассказа с элементами описания
по
картине
В.А.
Серова
«Девочка
с
персиками» под руководством учителя (с
использованием
опорных
слов).
Коллективное составление плана рассказа.
Самостоятельная работа (подготовка к ВПР):
выписать имена прилагательные с именами
существительными, указать род и число.
11
Местоимение
Личные местоимения Актуализация
(3ч.)
(3 ч.)
местоимениях.
учебника.
представлений
Работа
Уточнение
местоимений
на
с
о
иллюстрацией
значений
личных
наглядно-практической
основе. Составление памятки. Упражнения в
определении лица и числа местоимений с
опорой
на
памятку.
Нахождение
местоимений в тексте.
Закрепление знаний по теме. Словарная
работа. Соотнесение местоимений 3-го лица
единственного числа с существительными
мужского,
среднего
и
женского
рода.
Восстановление пропущенных местоимений
в тексте. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Написание
письма
кому-либо
из
родственников или другу. Анализ образца
письма
под
руководством
учителя.
Выделение в письме смысловых частей.
Составление плана. Выполнение отдельных
заданий из раздела «Проверь себя».
12
Глагол (20ч.)
Что обозначает
Повторение признаков глагола. Составление
глагол? (3 ч.)
памятки. Выбор глаголов для описания
события.
Определение
лексического
значения
глаголов.
Составление
словосочетаний
глаголов
и
существительных. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Образование глаголов от существительных.
Словарная
работа.
синонимов
и
Подбор
к
антонимов.
предложений
с
глаголам
Списывание
выделением
глаголов.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Самостоятельная работа (подготовка к ВПР):
выписать из текста все глаголы.
Восстановление пропущенных глаголов в
тексте. Морфологический разбор глаголов с
опорой
на
памятку.
Орфографическая
пятиминутка.
Составление
повествовательного
рассказа
по
серии
картинок.
Число глаголов (2 ч.)
Актуализация знаний о единственном и
множественном
числе
существительных.
Подбор к существительным глаголов с
помощью
вопросов
(что
делает?,
что
делают?). Соотнесение окончания глаголов с
окончанием вопросов. Обозначение числа у
глаголов.
Нахождение
глаголов
единственного и множественного числа в
тексте. Списывание текста с выполнением
грамматических заданий.
Закрепление знаний по теме. Работа с
предложениями и текстом. Орфографическая
пятиминутка. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Времена глаголов (5
Актуализация представлений о настоящем,
ч.)
прошедшем и будущем времени с опорой на
личный опыт. Введение понятия о временах
глаголов. Составление памятки «Времена
глаголов».
Упражнения
в
нахождении
глаголов разного времени в тексте.
Закрепление знаний по теме. Выписывание
глаголов из текста по вопросам. Работа в
паре: заполнение таблицы с опорой на
памятку.
Дополнение
предложений
пропущенными глаголами.
Составление наглядной схемы «Изменение
глаголов по временам». Работа со схемой.
Образование
возможных
предложений
от
заданных
форм
с
глаголов
времени.
Письмо
изменением
времени
глаголов. Объяснение смысла пословиц.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Работа с наглядной схемой «Изменение
глаголов по временам». Подбор глаголов к
существительным.
Работа
с
текстом
стихотворения А. Часова. Ответы на вопросы
учителя. Словарная работа. Составление
устного рассказа «Как я помогаю родителям
по дому» по готовому плану.
Написание
изложения
простого
по
содержанию текста. Чтение текста учителем.
Уточнение
значений
непонятных
слов,
словосочетаний, предложений. Определение
основной мысли текста. Составление плана
изложения. Выделение слов с орфограммами.
Повторное
чтение
текста.
Проверка
изложения.
Неопределенная
Выделение в тексте под
руководством
форма глагола (2 ч.)
учителя глаголов с суффиксами -ть, -ти, -чь.
Попытка определить число и время глаголов
(нельзя определить). Общее понятие о
неопределенной форме глагола. Вариативные
упражнения
в
нахождении
глаголов
неопределенной формы в тексте. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы «что
сделать?» и «что делать?». Письмо под
диктовку.
Закрепление знаний по теме. Работа с
устойчивыми
словосочетаниями:
определение значения, нахождение глаголов
неопределенной
формы.
деформированным
Работа
текстом.
с
Выполнение
заданий в рабочей тетради.
Правописание НЕ с
Актуализация знания правила. Нахождение
глаголами (2 ч.)
глаголов
с
частицей
НЕ
Вариативные
упражнения
глаголов
частицей
с
чистописания.
в
в
тексте.
написании
НЕ.
Минутка
Орфографическая
пятиминутка. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Закрепление
Упражнения
написания
с
орфограммы.
объяснением
написания
орфограмм. Наблюдение написания глаголов
с буквосочетаниями -тся и -ться на конце.
Составление памятки. Выборочный диктант.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Повторение
Выполнение упражнений и заданий для
пройденного
повторения
материала (4 ч.)
понятий, изученных в четверти. Работа с
и
закрепления
основных
наглядными схемами и памятками. Минутка
чистописания. Работа с частями речи, с
правилами правописания, с предложениями,
текстом. Письмо под диктовку. Выделение и
объяснении е орфограмм. Работа с текстом.
Выборочный
диктант.
Выполнение
отдельных заданий из раздела «Проверь
себя».
Урок
оценки
проверки
и Выполнение
контрольной
знаний, работы (диктант и дополнительные задания).
умений и навыков (1
ч.)
комплексной