МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Магаданской области
МОГКОУ "СОШ п. Ола"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
Заместитель директора
Директор
________________________ ________________________ ________________________
Хафизова Е.А.
Приказ №1
от «27 августа 2023 г.
Дробышева Ю.Н.
Степанцов Д.А.
от «28» августа 2023 г.
Приказ № 505
от «29» августа 2023 г.
Программа
внеурочной деятельности «ХОРОВАЯ СТУДИЯ»
для обучающихся 1-х классов
(вариативная часть: занятия, направленные на удовлетворение
интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом
развитии, развитие способностей и талантов)
п. Ола 2023 г.
1
1.1. Пояснительная записка
Внеурочная общеразвивающая образовательная программа «Хоровая студия»
направлена на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к
исполняемым музыкальным произведениям, развитие у школьников знаний и умений,
связанных с усвоением способов вокальной техники, самостоятельности, способности к
самореализации; на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности
наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным.
По форме организации: групповая.
Уровень освоения программы: базовый.
Новизна программы
Новизна внеурочной общеразвивающей программы «Вокал» заключается в том, что
наряду с теоретическими знаниями обучающиеся должны приобрести практический опыт,
выступая на различных конкурсах и концертах. По форме организации программа
предусматривает как групповое обучение (пение в дуэтах, трио, ансамблях) для всех
обучающихся, так и индивидуальное обучение талантливых детей.
Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная
последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения
и разрядки делают занятия продуктивными и действенными.
Актуальность программы
Вокальному воспитанию придаётся особо важное значение, т.к. пение является одним из
самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь
закладываются первые навыки индивидуального труда: умение творчески подходить к
постановке и решению задач, воспитывается организованность, ответственность,
добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в
коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке
позитивных личностных качеств ребёнка. Пение является весьма действенным методом
эстетического воспитания. В процессе изучения курса сольного эстрадного пения дети
осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус,
расширяют свой кругозор. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом
со стороны детей и их родителей на программы художественного развития школьников,
материально-технические условия, для реализации которых имеются в нашей школе.
Педагогическая целесообразность программы
Занятия по программе «Хоровая студия» дают возможность приобщения учащихся
к лучшим традициям музыкальной культуры через увлекательные и познавательные
формы учебной и творческой деятельности.Программа предполагает обучение не только
правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение
работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. В
обучении используются лучшие образцы российского исполнительского репертуара, что
обеспечивает патриотическое воспитание детей. Песенный материал, который подбирается
педагогом в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, а также
по принципу от простого к сложному, в основном имеет небольшой диапазон,
что
позволяет оптимально решать задачи обучения детей пению, развивать музыкальные
способности. Выбор способов педагогического воздействия зависит от психофизических
способностей обучающихся. За период обучения дети получат определённый объём знаний,
умений и навыков, а использование в программе специальных методов: практического,
проблемного, проектного обеспечивают развитие творческих способностей учащихся.
2
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Хоровая студия» легко интегрируется и адаптируема для различных
возрастных групп.
Как правило, в коллектив приходят дети с разным уровнем подготовки. Темп освоения
внеурочной общеразвивающей программы «Хоровая студия» различный, поэтому
программа включает индивидуальное освоение и расчитна на обучающихся 1-го класса.
Реализация программы предполагает групповые занятия по вокально-хоровому
направлению, индивидуальную работу с солистами, участие в массовых мероприятиях,
праздниках, конкурсах, фестивалях.
Условия набора в учебные группы
Для обучения по данной программе существует отбор на основании прослушивания
детей, обладающих музыкальными и вокальными способностями.
Во время первого знакомства с учащимися проводится входная диагностика,
определяющая наличие музыкального слуха, голоса, чувства ритма.
Количество учащихся
Наполняемость учебных групп: 6-10 человек.
Объём и срок освоения программы
Количество учебных недель в году - 33.
Формы организации деятельности учащихся:
Индивидуальные, групповые, ансамблевые.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы – обучение вокалу детей школьного возраста; духовно-нравственное и
художественно-эстетическое воспитание обучающихся средствами певческой культуры,
развитие музыкальных и творческих способностей.
Задачи программы
1 год обучения
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о строении голосового аппарата;
- обучить детей вокальным навыкам (правильному и естественному звукоизвлечению,
певческому дыханию, чёткой дикции);
- обучить музыкальной грамоте;
- познакомить со средствами музыкальной выразительности.
Развивающие:
- развивать музыкальную память;
3
- развить артикуляцию и дикцию;
- развить музыкальные способности.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию доброжелательности в отношениях со сверстниками;
- способствовать воспитанию музыкального вкуса;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма.
1.3. Содержание программы.
Учебный план.
1 год обучения
№
Наименование раздела, темы
Раздел1.
Введение в программу.
1
Введение.
Раздел 2.
Музыкальная грамота
Всего
1
Количество часов
Теория
Практика
0,5
0,5
1
0,5
7
Формы аттестации\
контроля
Диагностическое
анкетирование
0,5
4,5
2,5
Фронтальный
опрос
1.
Длительность нот.
2
1
1
2.
Паузы.
1
1
0
Фронтальный
опрос
3.
Ключи.
1
0,5
0,5
Фронтальный
опрос
4.
Музыкальный звукоряд.
2
1
1
Фронтальный
опрос
7.
Обобщающее занятие.
1
1
0
Фронтальный
опрос, выполнение
упражнений
Раздел 3.
Голосообразование
6
4,5
1,5
1
Строение голосового аппарата.
1
1
0
Индивидуальный
опрос
2
Процесс звукообразования.
2
1
1
Индивидуальный
опрос
3.
Регистровое строение голоса
1
0,5
0,5
Фронтальный
опрос
4.
Что такое резонатор?
1
1
0
Фронтальный
опрос
4
5.
Обобщающее занятие.
Раздел 4.
Вокально-хоровая работа
1
1
10
4
0
Фронтальный
опрос, выполнение
упражнений
6
Фронтальный
опрос
1
Дыхание.
3
1
2
2
Дикция и артикуляция.
3
1
2
Фронтальный
опрос
3
Ладовое чувство.
1
0,5
0,5
Фронтальный
опрос
4
Динамические оттенки.
2
1
1
Фронтальный
опрос
5
Обобщающее занятие.
1
0,5
0,5
Раздел 5.
Песенное творчество.
Средства музыкальной
выразительности. Мелодия.
Средства музыкальной
выразительности. Ритм.
9
4,5
4,5
2
1
1
2
1
1
Фронтальный
опрос
3
Средства музыкальной
выразительности. Темп.
2
1
1
Фронтальный
опрос
4
Построение (формы) музыки.
2
1
1
Фронтальный
опрос
5
Итоговое занятие
1
0,5
0,5
33
18
15
1
2
Итого:
Фронтальный
опрос, выполнение
упражнений
Фронтальный
опрос
Содержание учебного плана.
1 год обучения
Раздел 1. «Введение в программу»
Тема №1. «Введение»
Теория. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности.
Викторина «Как зарождалась музыка?».
Практика. Начальная диагностика музыкальных способностей. Обсуждение репертуара.
Раздел 2. « Музыкальная грамота»
Тема №1. «Длительность нот.»
Теория. Понятие «музыкальный звук», его свойства. Виды нот: целые, половинные,
четвертные.
5
Практика. Длительности нот. Работа в нотной тетради. Музыкальный счёт нот.
Исполнение упражнений с различными длительностями нот.
Тема №2. «Паузы.»
Теория. Знаки молчания в музыке. Виды пауз: целая, половинная, четвертная.
Практика. Музыкальные паузы. Работа в нотной тетради. Музыкальный счёт пауз.
Исполнение музыкальных упражнений.
Тема №3. «Ключи.»
Теория. Нотные ключи в музыке и их виды.
Практика. Музыкальные ключи: скрипичный, басовый. Работа в нотной тетради.
Исполнение музыкальных упражнений в разных голосовых регистрах.
Тема №4. Музыкальный звукоряд.
Теория. Ряд звуков, расположенных по высоте. Устойчивые и неустойчивые ступени.
Практика. Работа в нотной тетради. Разучивание и исполнение гаммы До мажор с
названием нот. Исполнение упражнений с устойчивыми и неустойчивыми звуками на
конце музыкальной фразы.
Тема №5. Обобщающее занятие.
Теория. Фронтальный опрос терминологии по разделу.
Практика. Тестирование. Выполнение письменных заданий. Исполнение упражнений.
Раздел 3. «Голосообразование»
Тема №1. Строение голосового аппарата.
Теория. Органы голосового аппарата: гортань, твердое и мягкое нёбо и их роль в
голосообразовании. Краткие сведения о голосовом аппарате. Практика. Исполнение
гласных звуков с акцентированием внимания на органах голосового аппарата.
Тема №2. «Процесс звукоообразования»
Теория..Беседа о способах вокального звукоизвлечения. Атака – момент
звукообразования. Твердая , мягкая и придыхательная атака звука.
Практика. Приёмы напевного, лёгкого звука. Исполнение упражнений:
легато, нон легато, стаккато.
Тема№3. «Регистровое строение голоса»
Теория. Понятие «регистр» и его виды. Верхний, нижний, микстовый регистры.
Округленное звучание.
Практика. Выполнение упражнений в разных регистрах: головном, грудном и среднем.
Тема №4. «Что такое резонатор?»
Теория. Беседа «Резонатор – усилитель звука.» Виды резонаторов: головной, когда голос
обретает "полетность", собранность, "металл» и грудной, где придаёт звуку полноту и
объемность звучания.
Практика. Исполнение вокальных упражнений прикрытым звуком.
Тема№5. «Обобщающее занятие.»
Теория. Фронтальный опрос терминологии по разделу.
6
Практика. Тестирование. Исполнение упражнений.
Раздел 3. «Вокально-хоровая работа»
Тема №1. «Дыхание.»
Теория. Особенности певческого дыхания. Моменты вдоха и выдоха.
Взаимосвязь певческой установки, дыхания и качества звучания голоса.
Практика. Навыки певческого дыхания. Исполнение упражнений на распределение
дыхания.
Тема №2. «Дикция и артикуляция.»
Теория. Основные правила вокальной речи. Строение артикуляционного аппарата.
Доказательство зависимости качества певческого звука от чёткости произносимого текста
и степени связанности звуков.
Практика. Приём утрирования согласных. Упражнения на качество произносимых
согласных, гласных.
Тема №3. «Ладовое чувство.»
Теория. Понятие «лад». Виды лада: мажор, минор, переменный.
Практика. Особенность звучания мажорного и минорного лада. Определение на слух
звучания лада. Исполнение упражнений в разных ладах.
Тема № 4. «Динамические оттенки.»
Теория. Подвижные и неподвижные нюансы. Система обозначения динамических
оттенков.
Практика. Работа над устранением форсированного звука. Упражнения
с
различными нюансами. Исполнение песен с применением различных
динамических оттенков.
Тема №5. «Обобщающее занятие.»
Теория. Фронтальный опрос терминологии по разделу.
Практика. Тестирование. Исполнение упражнений, песен.
Раздел 4. «Песенное творчество»
Тема №1. «Средства музыкальной выразительности. Мелодия.»
Теория. Мелодия - главное средство музыкальной выразительности. Её значение в
технике исполнения. Определение вокального репертуара.
Практика. Этапы работы над песней: показ песни, разучивание нотного
и
литературного текста, фразировки.
Тема№2.«Средства музыкальной выразительности. Ритм.»
Теория. Ритм - средство музыкальной выразительности. Его виды и значение в технике
исполнения.
Практика. Этапы работы над песней: преодоление вокальных, интонационных и
ритмических трудностей.
Тема№3.«Средства музыкальной выразительности. Темп.»
Теория. Темп - средство музыкальной выразительности. Его виды и значение в технике
исполнения.
Практика. Этапы работы над песней: преодоление вокальных, интонационных и
ритмических трудностей.
7
Тема №4.«Построение (формы) музыки.»
Теория. Строение музыкальных произведений. Форма музыки и её виды.
Практика. Работа над песней.
Раздел 5. «Итоговая аттестация»
Тема №1. «Итоговое занятие»
Теория. Тестирование, разгадывание кроссворда.
Практика. Отчётный концерт. Составление программы, выбор ведущих и солистов,
оформление зала, репетиция.
Планируемые результаты:
По окончании первого года обучения учащиеся:
будут знать/понимать:
Предметные результаты:
- строение голосового аппарата;
- основы музыкальной грамоты в пределах программы;
уметь:
- владеть вокальными навыками (правильным и естественным звукоизвлечением,
певческим дыханием, чёткой дикцией).
Развивающая деятельность:
- будет развита музыкальная память детей;
- будут развиты музыкальные способности детей;
- будет развита артикуляция и дикция.
Воспитательные:
- будет воспитана доброжелательность в отношениях со сверстниками;
- будет воспитан музыкальный вкус;
- будет воспитано чувство патриотизма, коллективизма.
Методическое обеспечение 1 года обучения
№
Название раздела,
МатериальноФормы, методы,
тема
техническое
приёмы обучения
оснащение, дидактикометодический
материал
Раздел1.
Беседа, игра;
Введение в программу.
словесный,
Баян, СD, MP3
наглядный,
1 Введение.
репродуктивный,
викторина
Раздел 2.
Музыкальная грамота
Комплект
Практическое
дидактических
и
карточек, таблицы,
теоретическое
ребусы, нотная тетрадь,
занятие;
нотные издания с
словесный,
вокальными
наглядный,
произведениями, баян,
практический.
СD, MP3
8
Формы
подведения
итогов
Диагностическое
анкетирование
Фронтальный
опрос,
упражнения
Раздел 3.
Голосообразование
Раздел 4.
Вокально-хоровая работа
Раздел 5.
Песенное творчество.
Раздел 6.
Итоговая аттестация.
Баян, музыкальный
центр, плакаты,
таблицы. СD, MP3,
фонограммы «минус»
музыкальных
композиций различных
стилевых направлений
Баян, музыкальный
центр, плакаты,
таблицы. СD, MP3,
фонограммы «минус»
музыкальных
композиций различных
стилевых направлений
СD, MP3,
баян, музыкальный
центр,фонограммы
«минус» музыкальных
композиций различных
стилевых направлений,
нотные издания с
вокальными
произведениями,
детские музыкальные
инструменты
Комплект
дидактических
карточек, плакаты, баян,
музыкальный центр,
тесты, СD, MP3,
фонограммы «минус»
музыкальных
композиций
Беседа,
практическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический
Беседа,
практическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический
Беседа,
практическое
занятие,
словесный,
наглядно-слуховой,
репродуктивный,
практический,
проблемный,
творческий
Обобщающее
занятие, словесный,
практический,
организационный,
творческий
Фронтальный
опрос,
индивидуальный
опрос,
упражнения
Фронтальный
опрос,
упражнения
Фронтальный
опрос
Тест, отчётный
концерт
Методические условия реализации программы.
На занятиях в зависимости от темы используются следующие формы работы:
1. показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии;
3. устный анализ услышанного(увиденного) способствует пониманию правильного
звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное
звучание);
4. разучивание - по элементам;по частям;в целом виде; разучивание музыкального
материала, стихотворного текста.
Для освоения учащимися полного курса программы используются следующие
методы:
- словесные: лекция, объяснение терминов и понятий.;
9
-наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения песен, использование
презентаций;
- практические: исполнение вокальных произведений, тренировочных вокальных
упражнений, хореографических движений;
- репродуктивный метод: метод показа и подражания;
- проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и
пластических) для создания сценического образа исполняемого произведения;
- творческий метод: определяет
качественно- результативный показатель
практического воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность,
инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного решения задач воспитания обучающихся нужны определенные условия:
Перечень материалов, необходимых для занятий:
Печатные нотные издания с вокальными произведениями, нотные тетради.
Методические пособия по предметам: нотная грамота, вокал, техника речи, актёрское
мастерство.
Фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений.
Аудио, CD, MP3, DVD, видеозаписи выступлений исполнителей различных стилевых
направлений (классика, эстрада, народная музыка), концерты эстрадных, отечественных и
народных и коллективов и солистов.
Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных, народных вокалистов и
вокальных групп, в том числе современных детских ансамблей и групп.
Формы и методы оценивания результатов:
создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков
устный анализ творческих заданий
устный анализ самостоятельных работ
итоговая аттестация в форме отчётного концерта в конце года.
Список литературы.
1.
Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 2020 г.
2.
Арнхейм Р.А. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 2021 г.
3.
Выготский Л.С. Гимнастика чувств. – М.: Просвещение, 2019 г.
4.
Журавлёв А.П. Звук и смысл. – Просвещение, 2019 г.
5.
Литературно-музыкальный альмонах «Молодёжная эстрада» Ретро-шлягер. – М.:
«Молодая гвардия» 2019г. – с. 51 – 65.
10