МОГКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/____________/
Протокол МО № __1_ от
«27_»_08______2023 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МОГКОУ СОШ п. Ола
_____________/____________/
«_28_»__08__________ 2023 г.
«Утверждаю»
Директор МОГКОУ СОШ
п. Ола
___________/ _____________/
Приказ
№_505___от «_29_» _08__2023
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
(вариативная часть: занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, развитие
способностей и талантов)
для учащихся 2 класса
Срок реализации :1 год
2023 - 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Речевое развитие» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе
программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием
методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять,
что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому
языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать
свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без
хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание
на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
➢ развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
➢ пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
➢ развитие мотивации к изучению русского языка;
➢ развитие творчества и обогащение словарного запаса;
➢ совершенствование общего языкового развития учащихся;
➢ углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
➢ формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
➢ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
➢ развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
➢ учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели:
познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения
требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Отличительные особенности программы:
Преподавание предмета ведется по безотметочной системе.
Режим занятий:
Занятия проходят два раза в неделю.
Рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 2 часа в неделю (всего 68
часов).
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
- возраст детей и их психологические особенности: 8-9 лет;
- особенности набора детей: набор в группу свободный (предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся
нескольких классов);
- число обучающихся: 2 класс – не менее10 человек;
- продолжительность занятий – 40 минут.
Ожидаемые результаты:
−
улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
−
развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
−
укрепление здоровья школьников.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
➢ умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
➢ любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
➢ интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
➢ интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
➢ интерес к изучению языка;
➢ осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
➢ самостоятельно формулировать тему и цели урока;
➢ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
➢ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
➢ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы
и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
➢ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
➢ пользоваться словарями, справочниками;
➢ осуществлять анализ и синтез;
➢ устанавливать причинно-следственные связи;
➢ строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
➢ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.
➢ высказывать и обосновывать свою точку зрения;
➢ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать
свою точку зрения;
➢ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
➢ задавать вопросы.
Предметные результаты
➢ умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
➢ умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова,
отгадывать и составлять ребусы;
➢ умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
➢ умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
➢ умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Содержание разделов программы
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки,
творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна
развитие познавательного интереса к русскому языку.
Методическое обеспечение
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах,
индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети
Интернет.
Технологии, методики:
➢ уровневая дифференциация;
➢ проблемное обучение;
➢ моделирующая деятельность,
➢ поисковая деятельность;
➢ информационно-коммуникационные технологии;
➢ здоровьесберегающие технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
➢ с уроками русского языка;
➢ с уроками литературного чтения;
➢ с уроками окружающего мира.
Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.
Техническое оборудование:
➢ компьютер;
➢ принтер;
➢ сканер;
➢ мультмедиапроектор.
Информационное обеспечение
Методические пособия:
1. Методическое пособие для 2 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.:
Издательство РОСТ, 2013.
2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Дополнительная литература:
1.
2.
3.
4.
5.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2011 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2011 г
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2012 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара.
Издательство “Сам Вен”, 2014г.
6. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 2014 г.
7. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2013 г.
Цифровые ресурсы:
1. Ресурсы Интернет.
2. ЦОР по русскому языку для начальной школы.
3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
Технические средства обучения:
1. Компьютер с художественным программным обеспечением.
2. Мультимедиа – проектор.
3. Экран.
Календарно – тематический планирование
№
п/п
Темы занятий
Кол-во
часов
1-3
Что мы знаем о 3
звуках и буквах
4-5
Что такое лек- 2
сика?
6-7
Однозначные и 2
многозначные
слова
Основные виды деятельности
Дата
план
Различают звуки и буквы.
Распознают условные обозначения звуков речи. Развивают фонематичекий слух, ориентация в пространстве.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Определяют значение слова по толковому словарю.
Объясняют лексическое значение слова.
Находят в тексте незнакомые слова.
Классифицируют слова по тематическим группам.
Фронтальная работа
Работа в парах
Распознают многозначные слова, слова в прямом и
переносном значении.
Работают с толковым и орфографическим словарями.
Работа в группах
факт
8
9
Путешествие в 1
страну гласных
звуков.
Хитрые
глас- 1
ные
Работа на карточках «Вставь пропущенные гласные». Отыщи гласные буквы в тексте .
10
Слова-братья
1
12
Словарот
1
1314
Эти интересные 2
сочетания: жиши, ча-ща, чущу.
Эти интересные 2
сочетания: чк,
чн, щн, нщ.
И снова посло- 1
вицы, пословицы, пословицы, …
1516
17
наобо-
Сказка о гласных буквах Я, Е, Ё,И и согласной й. Игры
«Скажи наоборот», «Исправь ошибки». Работа в карточках «Вставьте пропущенные буквы». Диктант.
Распознают среди данных пар слов синонимы.
Подбирают к слову синонимы
Индивидуальная работа.
Распознают среди данных пар слов антонимы.
Подбирают к слову антонимы.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Заучивание запоминалок. Тренировочные игры и
упражнения на эту тему. Выполнение тестов
Заучивание запоминалок. Тренировочные игры и
упражнения на эту тему.
Выполнение тестов.
Разгадывать ребусы. Писать слова на изученные
правила оценивать результаты работы потреблять в
речи пословицы и поговорки, объяснять их значение
18
Играем со сло- 1
варными словами
Использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в
слове; подборе проверочного слова; оценивать результаты выполненного задания. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
1920
Правила составления памятки. Работа по составлению памятки. Тренировочные упражнения. Игра «Исправь ошибки». Проведение опытов.
2122
Создание па- 2
мятки
«Правила переноса»
Волшебник
2
ударение.
2324
Секреты неко- 2
торых букв
25
Интересные
1
согласные Н, Р,
М, Л, Й.
Сказка «Волшебник ударение»,
«Ударные и безударные гласные», «Почему Ё всегда
ударная» Шифровка слов. Гласные без хлопот. Работа со словами-омографами.
Разгадывание загадок.
Уточнить представления детей о буквах «Я»,»Е», «Ё»,
«Ю», о разделительном твёрдом знаке, а также о
мягком знаке как показателе мягкости согласных и
разделительном мягком знаке, различаем две роли
мягкого знака в словах.
Рассматривание артикуляции. Загадки. Игра «Чудесный мешочек». Рисование букв шнурком. Игра «Придумай интересные слова». Работа на карточках
«Вставьте пропущенные буквы». Чтение весёлых стихотворений про эти буквы.
26
Еще раз о сино- 1
нимах и антонимах
2728
Удивительный 2
фокусник мягкий знак.
2930
Два раздели- 2
тельных брата.
31
Проверочный
1
диктант.
Память и гра- 2
мотность.
3233
3435
3637
Распознают среди данных пар слов синонимы и антонимы.
Работают со словарями синонимов и антонимов
учебника, находят нужную информацию.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Учимся различать мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак,
находим синонимы и антонимы в тексте, разгадывать шарады, анаграммы и метаграммы, развивать
внимание, мышление и пространственную ориентацию, расширяем словарный запас.
Сказка про мальчика Незнайкина «Забавные истории». Чтение стихотворений с ь и ъ. Упражнения, тесты на закрепление данной темы.
Словарные
2
слова
.Словарный
диктант.
Слова, обозна2
чающие предметы
3839
Слова, обозначающие действие предметов
2
4041
Слова, обозначающие признаки предметов
2
4245
Части речи все 4
важны.
46
Самостоятельная работа.
Текст,
тема, 2
главная мысль
4748
Рассказ о видах памяти – показ презентации. Зарядка
для развития памяти. Тренировка памяти через специальные игры.
Ребусы по разгадыванию словарных слов. Рисование
словарного слова. Написание словарного диктанта.
Соотносят слова-названия (предметов, признаков,
действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
Находят в тексте части речи с опорой на их признаки.
Индивидуальная работа.
Распознают глагол среди других частей речи по
обобщённому лексическому значению и вопросу.
Классифицируют глаголы по вопросам.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Распознают имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению
и вопросу.
Выделяют из предложения словосочетания с именами прилагательными.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
Развиваем умение различать части речи, одушевлённые и неодушевлённые предметы, образовывать
словосочетания по образцу, развивать внимание,
мышление и пространственную ориентацию. Развиваем артистические способности.
Отличают текст от других записей по его признакам.
Осмысленно читают текст.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа
4950
Заголовоквсему голова
51
Работаем
с 1
фразеологизмами
52
Что нам стоит 1
слово построить.
53
Внимание, ко- 1
рень!
54
Секреты род- 1
ственных слов.
56
5758
Проверочный
тест.
Такие разные 2
приставки.
5960
Такие разные 2
суффиксы.
61
И вновь словар- 1
ные слова
6263
Учимся разли- 2
чать имена существительные,
имена
прилагательные и глаголы
Игры с предло- 1
гами
Закрепление
2
пройденного.
64
6566
2
Определяют тему и главную мысль текста.
Соотносят текст и заголовок.
Подбирают заголовок к заданному тексту.
Работа в парах
Работают с толковым и орфографическим словарями.
Оценивают эстетическую сторону речевого высказывания.
Развиваем внимание, мышление, воображение,
речь.
Сказка «Как подарок превратился в икподар», «Знакомство с окончанием». Работа на карточках
«Вставьте подходящее окончание», исправьте
ошибки.
Сказка «Почему корень назвали корнем». Тренировочные упражнения «Кто командует корнем!» (ударение и смысл). Зашифруй и расшифруй слова. Работа на карточках «Найди в словах корни»
Занятие в форме рассказывания сказки. Игры «Замечательный сад», «Третий лишний». Упражнения на
подбор родственных слов, использование зарифмованного материала. Работа со словообразовательным словарём. Тавтология. Игра «Домино».
1
Чтение стихотворений про приставки. Работа на
карточках по дифференциации предлогов и
приставок, «Найди в словах приставки», зашифруй и
расшифруй слова.
Сказка «Суффикс работяга». Зашифруй и расшифруй
слова. Работа на карточках «Найди в словах
суффиксы»
Использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове;
подборе проверочного слова; оценивать результаты
выполненного задания. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Распознают знакомые части речи.
Характеризуют их.
Развиваем внимание, слуховую и смысловую память,
мышление, речь, пространственную ориентацию, воображение, расширяем словарный запас.
Изготовление памятки «Предлоги». Игра с весёлым Колобком. Тренировочные упражнения.
Закрепляем умение грамотно писать словарные
слова, различать слова различных частей речи, а
также одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, развиваем внимание, слуховую и
смысловую память, мышление, речь, пространственную ориентацию, воображение, расширяем словарный запас.
67
Повторяем…
68
Повторяем, по- 1
вторяем…
Итого:
1
68ч.
Развиваем умение находить скрытый смысл пословиц, подбираем пословицу к тексту, выражающую
главную мысль. Разгадываем русские народные загадки, используем в речи фразеологизмы. Развиваем
внимание, мышление, воображение, речь.
Развиваем умение подбирать заголовок к тексту, различать части речи, подбирать синонимы и антонимы
к словам, развивать внимание, мышление, конструкторские способности.