МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Магаданской области
МОГКОУ "СОШ п. Ола"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
Заместитель директора
Директор
________________________
________________________
________________________
Хафизова Е.А.
Приказ №1
Дробышева Ю.Н.
от «28» августа 2023 г.
от «27 августа 2023 г.
Степанцов Д.А.
Приказ № 505
от «29» августа 2023 г.
Программа
внеурочной деятельности «Мир библиотеки»
для обучающихся 3-х классов
(вариативная часть: занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, развитие
способностей и талантов)
п. Ола 2023 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов по курсу «Мир библиотеки»
актуальна в современном обществе, особенно для обучающихся начального общего образования.
Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений.
Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости,
покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений,
ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого
себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к
художественному слову.
Цель программы:
Пробудить и сформировать у школьников интерес к детским книгам, желание их читать, развивать
способность думать над книгой, развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё
внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание. Учить различать различные жанры
художественной литературы и фольклора, формирование потребности и мотива чтения; овладение
начальными умениями и навыками чтения детей семи лет; овладение логикой развития
литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам; овладение
актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет. Научить свободно
ориентироваться в книгах, формировать у ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
Дидактические принципы отбора детской литературы:
•
•
•
•
•
доступность;
введение в мир большой литературы;
Знакомство с широким кругом детских книг;
Знакомство с классиками детской литературы;
гуманитарное развитие младших школьников
«Мир библиотеки» курса внеурочной деятельности имеет познавательно-практическую
направленность и преследует решение следующих основных задач: овладение умением
понимать прочитанное, затрагивает проблемы духовно- нравственного воспитания учащихся,
учит различать добро и зло, ценить дружбу и самому быть верным товарищем, воспитывает
любовь к Родине, родному краю.
Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.
Методы обучения:
•
•
•
•
•
эвристическая беседа;
исследование;
проблемно-поисковые задания;
наблюдение;
индивидуальные задания.
Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением
новых произведений художественной литературы различной тематики.
Планируемые результаты:
Предметное содержание грамотности чтения художественных текстов
Содержатель
Средства анализа и понимания
ная область
художественного текста
Читательские действия
(понятия, представления)
отношение автора (рассказчика)
косвенных оценок автора (рассказчика) и
Эпические
произведения
выявление (нахождение) прямых и
обоснование своего понимания (текстом)
жанр
определение (узнавание) жанра
произведения, «запускающего»
определенную читательскую стратегию
эмоциональный тон текста
выявление эмоционального тона текста и
обоснование своего понимания
герой:
•
внешние проявления
извлечение (выделение) соответствующих
(портрет, поступки, действия,
фрагментов текста, установление связей
речь), значимые для понимания
между ними и их интерпретация
внутреннего мира
(толкование)
•
внутренний мир героя:
характер, мотивы, причины, цели
действий, позиция героя (точка
зрения) эмоциональное состояние,
настроение
сюжет:
выделение последовательности событий,
последовательность событий, их
значимых для проявления внутреннего мир
развитие, позволяющие герою
героя
проявить свои качества
художественные детали:
нахождение и интерпретация (толкование)
пейзаж, интерьер, название и др.
художественных деталей, значимых для
проявления а) внутреннего мира героя и б)
отношения автора (рассказчика)
языковые средства
выявление и интерпретация (толкование)
выразительности
языковых средств художественной
выразительности, значимых для
проявления а) внутреннего мира героя и б)
отношения автора (рассказчика)
Лирические
предмет, вызывающий наиболее
нахождение по художественным деталям и
произведения
сильный эмоциональный отклик
др. выразительным средствам предмета,
рассказчика (лирического героя)
вызывающего наиболее сильный
эмоциональный отклик рассказчика
(лирического героя)
ведущий эмоциональный тон
выявление основного эмоционального тона
текста и обоснование своего понимания
художественные детали
выделение и толкование (интерпретация)
художественных деталей, значимых для
выражения настроения
языковые средства
выделение и толкование (интерпретация)
выразительности
средств языковой выразительности,
значимых для выражения ведущего
настроения и его оттенков
Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и
систематически, по всем правилам читать детские книги. Воспитание у детей сознания чётко и
интеллигентно воспринимающего мир людей и природы. Умение воспринимать во взаимосвязи
произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие от текстов,
представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Овладение минимально необходимой для самостоятельного чтения техникой.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение программы в учебном году отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Содержание курса рассчитано на 34 час, продолжительность каждого занятия 40 минут, с
перерывом на подвижные физкультминутки и возможность чередования подвижной и учебнопознавательной деятельности.
№
Дата
п\
п
план
Тема занятия
факт
Способы
деятельности
обучающихся, формы контроля
достижения
планируемых
результатов
обучения,
содержание учебного материала
1
Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Чтение стихотворений об
учении.
2
Трудолюбивым да сообразительным никакая Чтение сказок-приключений.
беда не страшна.
3
Учись отгадывать загадки.
Загадки о животных, явлениях
природы или предметах, которые
ребёнку хорошо знакомы
4
Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам Чтение сказок и рассказов о
уметь дружить.
детях и их дружбе. Правила
дружбы.
5
«Унылая пора! Очей очарованье…».
6
«Дружба заботой да подмогой крепка».
7
«Худому делу- худой конец».
Чтение сказок о хвастовстве с
последующим обсуждением.
8
«О тяжёлых боях и трудных походах».
Сказки и Родине и подвигах
9
Как звери готовятся к зиме.
Рассказы о животных.
10
«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе Сказки - приключения
сердце».
11
Стихи о Родине, о детях.
Стихи о Родине и детях
12
«Знания- наблюдениям сродни».
Рассказы о животных.
13
Мало хотеть, надо уметь.
Рассказы о детях.
14
Зимние сказки.
Чтение сказок о зиме.
15
«Не любо - не смейся, и другим не мешай».
Забавные стихи.
16
Умелец да рукодельник и себе и людям Волшебные сказки.
радость приносит.
17
Искусство выразительного чтения
Формирование навыков
выразительного чтения.
18
В шутку сказано, да всерьёз задумано.
Чтение произведений
иносказательного характера
19
В глаза любит, а за глаза губит.
Чтение сказок о дружбе
настоящей и мнимой.
20
Слава греет, позор жжёт.
Чтение произведений о героизме
и трусости.
22
Жизнь дана на добрые дела.
Чтение рассказов о хороших
людях
23
Не красна жизнь днями, а красна делами.
О ребятах – сверстниках.
24
«Родину мать учись защищать».
Чтение произведений о Родине
Чтение стихотворений об осени.
Чтение волшебных сказок о
животных.
и ее защитниках.
25
«Нет лучше дружка, чем родная матушка».
26
О дереве судят по плодам, а о человеке по его Пословицы о труде
делам.
27
По крыльям - полёт, по человеку – почёт.
28
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий Чтение научно-познавательной
разум.
литературы.
29
Знай и люби родную природу.
Описание природы.
30
Стихи о весне.
Чтение стихотворений о весне.
31
Думаешь, чудеса далеко, а они здесь, рядом.
Волшебные сказки.
32
Любовь к Родине сильнее смерти.
Чтение произведений о Родине.
Описание своей малой Родины.
33
«Все за одного, а один за всех - тогда и в деле
будет успех.
34
Любимые
книги,
Подводим итоги
любимые
О матерях и детях.
писатели. Сообщение о любимом писателе
или авторе, чтение его
произведений.
Литература
1.
2.
Интернет- ресурсы
Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»
1-4 классы.
Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в
двух частях. М.: Просвещение, 2007