Мир библиотек 3 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Магаданской области
МОГКОУ "СОШ п. Ола"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор

________________________

________________________

________________________

Хафизова Е.А.
Приказ №1

Дробышева Ю.Н.
от «28» августа 2023 г.

от «27 августа 2023 г.

Степанцов Д.А.
Приказ № 505
от «29» августа 2023 г.

Программа
внеурочной деятельности «Мир библиотеки»
для обучающихся 3-х классов
(вариативная часть: занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, развитие
способностей и талантов)

п. Ола 2023 г.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 3 классов по курсу «Мир библиотеки»
актуальна в современном обществе, особенно для обучающихся начального общего образования.
Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений.
Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости,
покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений,
ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого
себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к
художественному слову.

Цель программы:
Пробудить и сформировать у школьников интерес к детским книгам, желание их читать, развивать
способность думать над книгой, развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё
внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание. Учить различать различные жанры
художественной литературы и фольклора, формирование потребности и мотива чтения; овладение
начальными умениями и навыками чтения детей семи лет; овладение логикой развития
литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам; овладение
актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет. Научить свободно
ориентироваться в книгах, формировать у ребёнка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
Дидактические принципы отбора детской литературы:
•
•
•
•
•

доступность;
введение в мир большой литературы;
Знакомство с широким кругом детских книг;
Знакомство с классиками детской литературы;
гуманитарное развитие младших школьников

«Мир библиотеки» курса внеурочной деятельности имеет познавательно-практическую
направленность и преследует решение следующих основных задач: овладение умением
понимать прочитанное, затрагивает проблемы духовно- нравственного воспитания учащихся,
учит различать добро и зло, ценить дружбу и самому быть верным товарищем, воспитывает
любовь к Родине, родному краю.
Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.
Методы обучения:
•
•
•
•
•

эвристическая беседа;
исследование;
проблемно-поисковые задания;
наблюдение;
индивидуальные задания.

Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением
новых произведений художественной литературы различной тематики.
Планируемые результаты:

Предметное содержание грамотности чтения художественных текстов

Содержатель

Средства анализа и понимания

ная область

художественного текста

Читательские действия

(понятия, представления)
отношение автора (рассказчика)

косвенных оценок автора (рассказчика) и

Эпические
произведения

выявление (нахождение) прямых и
обоснование своего понимания (текстом)

жанр

определение (узнавание) жанра
произведения, «запускающего»
определенную читательскую стратегию

эмоциональный тон текста

выявление эмоционального тона текста и
обоснование своего понимания

герой:
•

внешние проявления

извлечение (выделение) соответствующих

(портрет, поступки, действия,

фрагментов текста, установление связей

речь), значимые для понимания

между ними и их интерпретация

внутреннего мира

(толкование)

•

внутренний мир героя:

характер, мотивы, причины, цели
действий, позиция героя (точка
зрения) эмоциональное состояние,
настроение
сюжет:

выделение последовательности событий,

последовательность событий, их

значимых для проявления внутреннего мир

развитие, позволяющие герою

героя

проявить свои качества
художественные детали:

нахождение и интерпретация (толкование)

пейзаж, интерьер, название и др.

художественных деталей, значимых для
проявления а) внутреннего мира героя и б)
отношения автора (рассказчика)

языковые средства

выявление и интерпретация (толкование)

выразительности

языковых средств художественной
выразительности, значимых для
проявления а) внутреннего мира героя и б)
отношения автора (рассказчика)

Лирические

предмет, вызывающий наиболее

нахождение по художественным деталям и

произведения

сильный эмоциональный отклик

др. выразительным средствам предмета,

рассказчика (лирического героя)

вызывающего наиболее сильный
эмоциональный отклик рассказчика
(лирического героя)

ведущий эмоциональный тон

выявление основного эмоционального тона
текста и обоснование своего понимания

художественные детали

выделение и толкование (интерпретация)
художественных деталей, значимых для
выражения настроения

языковые средства

выделение и толкование (интерпретация)

выразительности

средств языковой выразительности,
значимых для выражения ведущего
настроения и его оттенков

Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и
систематически, по всем правилам читать детские книги. Воспитание у детей сознания чётко и
интеллигентно воспринимающего мир людей и природы. Умение воспринимать во взаимосвязи
произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие от текстов,
представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Овладение минимально необходимой для самостоятельного чтения техникой.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение программы в учебном году отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

Содержание курса рассчитано на 34 час, продолжительность каждого занятия 40 минут, с
перерывом на подвижные физкультминутки и возможность чередования подвижной и учебнопознавательной деятельности.
№

Дата

п\
п

план

Тема занятия
факт

Способы
деятельности
обучающихся, формы контроля
достижения
планируемых
результатов
обучения,
содержание учебного материала

1

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Чтение стихотворений об
учении.

2

Трудолюбивым да сообразительным никакая Чтение сказок-приключений.
беда не страшна.

3

Учись отгадывать загадки.

Загадки о животных, явлениях
природы или предметах, которые
ребёнку хорошо знакомы

4

Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам Чтение сказок и рассказов о
уметь дружить.
детях и их дружбе. Правила
дружбы.

5

«Унылая пора! Очей очарованье…».

6

«Дружба заботой да подмогой крепка».

7

«Худому делу- худой конец».

Чтение сказок о хвастовстве с
последующим обсуждением.

8

«О тяжёлых боях и трудных походах».

Сказки и Родине и подвигах

9

Как звери готовятся к зиме.

Рассказы о животных.

10

«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе Сказки - приключения
сердце».

11

Стихи о Родине, о детях.

Стихи о Родине и детях

12

«Знания- наблюдениям сродни».

Рассказы о животных.

13

Мало хотеть, надо уметь.

Рассказы о детях.

14

Зимние сказки.

Чтение сказок о зиме.

15

«Не любо - не смейся, и другим не мешай».

Забавные стихи.

16

Умелец да рукодельник и себе и людям Волшебные сказки.
радость приносит.

17

Искусство выразительного чтения

Формирование навыков
выразительного чтения.

18

В шутку сказано, да всерьёз задумано.

Чтение произведений
иносказательного характера

19

В глаза любит, а за глаза губит.

Чтение сказок о дружбе
настоящей и мнимой.

20

Слава греет, позор жжёт.

Чтение произведений о героизме
и трусости.

22

Жизнь дана на добрые дела.

Чтение рассказов о хороших
людях

23

Не красна жизнь днями, а красна делами.

О ребятах – сверстниках.

24

«Родину мать учись защищать».

Чтение произведений о Родине

Чтение стихотворений об осени.
Чтение волшебных сказок о
животных.

и ее защитниках.
25

«Нет лучше дружка, чем родная матушка».

26

О дереве судят по плодам, а о человеке по его Пословицы о труде
делам.

27

По крыльям - полёт, по человеку – почёт.

28

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий Чтение научно-познавательной
разум.
литературы.

29

Знай и люби родную природу.

Описание природы.

30

Стихи о весне.

Чтение стихотворений о весне.

31

Думаешь, чудеса далеко, а они здесь, рядом.

Волшебные сказки.

32

Любовь к Родине сильнее смерти.

Чтение произведений о Родине.
Описание своей малой Родины.

33

«Все за одного, а один за всех - тогда и в деле
будет успех.

34

Любимые
книги,
Подводим итоги

любимые

О матерях и детях.

писатели. Сообщение о любимом писателе
или авторе, чтение его
произведений.

Литература
1.
2.

Интернет- ресурсы
Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»
1-4 классы.

Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в
двух частях. М.: Просвещение, 2007



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.