МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МОГКОУ "СОШ п. Ола"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
Заместитель директора
Директор
________________________ ________________________
________________________
Хафизова Е.А.
Дробышева Ю.Н.
Приказ № 1 от
«27» августа 2023 г.
«28» августа 2023 г.
Степанцов Д.А.
Приказ № 505 от
«29» августа 2023 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Наблюдай, изучай, создавай»
для обучающихся 3 а класса
на 2 полугодие 2023-2024 учебный год
(вариативная часть: занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей)
п. Ола 2023
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это
работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоупевающими принято считать учащихся,
которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий
уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что
количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория
учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со
слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства
массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка
затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими-либо
видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне
школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает,
порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима
специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в
обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя.
Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи
ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность
операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее
количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к
слабому ученику. Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
- получение знаний за курс 3 класса по математике;
- выбор форм
получения знаний.
Родителей:
- в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
- в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных
ситуаций в школе. Школы:
- решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Режим организации занятий кружка
Периодичность занятий: 1раз в неделю.
Формы организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная.
Основные принципы программы:
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и
возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального
пути развития.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.
4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.
5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения
задания.
9. Выдача ответа или результата выполнения задания
10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
11. Постановка наводящих вопросов.
12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении
задания.
14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается
пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать
предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик
отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников
концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще
обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,
привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого,
стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются
упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в
письменных работах.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются
задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке
выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются
карточки- консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для
изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить
перегрузки школьников.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Трудность
Причина
Трудности при решении математических
задач
Затруднения при пересказывании текста,
неумение выделить главную мысль
текста.
Трудности в усвоении новых знаний
Трудность в самостоятельном
выполнении заданий
Плохое знание таблиц сложения
(умножения)
Невнимательность, рассеянность
слабо развито логическое мышление, низкий
уровень
развития образного мышления
слабое развитие логического запоминания,
низкий уровень речевого и образного
мышления
низкая степень восприятия и произвольности
низкий уровень развития произвольности,
заниженная самооценка, неразвит
самоконтроль
низкий уровень развития механической памяти
низкий уровень развития произвольности,
устойчивости и концентрации внимания
Прогнозируемый результат:
Учащиеся к концу 3 класса должны научиться:
- решать учебные и практические задачи:
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
-выполнять письменно сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и на
двузначное число в случаях, когда результат действия не превышает 1000;
- решать арифметические текстовые задачи в 3 действия (в различных комбинациях);
- правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- применять зависимости между величинами (скоростью, путём и временем
прямолинейного равномерного движения; ценой, количеством и стоимостью товара)
при решении разнообразных математических задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание. Повторение
изученного.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Решение уравнений с
неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с
неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при
вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами
Табличное умножение и деление.
Повторение.
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и
нечётные числа. Зависимости между величинами, характеризующими процессы куплипродажи: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.
Зависимости между пропорциональными величинами.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета,
количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество
предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение)
числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвёртого
пропорционального.
Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7.
Таблица Пифагора. Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7. Таблица
умножения и деления с числами 8 и 9. Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Сводная
таблица.
Площадь.
Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника.
Текстовые задачи в три действия. Составление плана действий и определение наиболее
эффективных способов решения задач
Доли. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.
Единицы времени: год, месяц, сутки.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление:
Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23. Умножение суммы на число. Приёмы
умножения для случаев вида 23 ⋅ 4, 4 ⋅ 23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 ⋅ 3, 3 ⋅ 20, 60
: 3, 80 : 20.
Приёмы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3, 87 : 29. Деление суммы на число. Связь между
числами при делении. Проверка деления. Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка
умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + b, a − b, a ⋅ b, c : d (d 0), вычисление
их значений при заданных значениях букв.
Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание: приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000.
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пре- делах 100 (900 + 20, 500 − 80, 120
⋅ 7, 300 : 6 и др.)
Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000: Приёмы устных вычислений. Приёмы
устного умножения и деления. Приём письменного умножения и деления на однозначное число. Приём
письменного умножения на однозначное число. Приём письменного деления на однозначное число.
Проверка деления умножением.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18.
Тема
Дата
план
факт
Математика. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Приёмы устных
вычислений.
Математика. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Приёмы
устных
вычислений.
Математика. Решение уравнений.
Математика. Решение буквенных выражений.
Математика. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Приёмы
письменных вычислений.
Математика. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Приёмы
письменных вычислений.
Математика. Решение задач.
Математика. Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23
Математика. Приёмы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3, 87 : 29
Математика. Отработка алгоритма письменного умножения и деления.
Математика. «Деление с остатком».
12.01.2024
Математика. «Деление с остатком».
Математика. «Приём письменного умножения и деления на
однозначное
число».
Математика. «Приём письменного умножения двузначного числа на
однозначное число».
Математика. «Приём письменного умножения двузначного числа на
однозначное число».
Математика. «Приём письменного деления двузначного числа на
однозначное число».
Математика. «Приём письменного деления двузначного числа на
однозначное число».
Резерв
08.04.2024
15.04.2024
22.01.2024
29.01.2024
05.02.2024
12.02.2024
19.02.2024
26.02.2024
04.03.2024
11.03.2024
25.03.2024
01.04.2024
22.04.2024
29.04.2024
06.05.2024
13.05.2024
20.05.2024
Материально-техническое обеспечение:
1. Математика. 3 класс: Тренинговые задания / сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель,
2007 . – 204 с.