3А- наблюдай, изучай (1полугод)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МОГКОУ "СОШ п. Ола"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор

________________________ ________________________

________________________

Хафизова Е.А.
Дробышева Ю.Н.
Приказ № 1 от
«27» августа 2023 г.
«28» августа 2023 г.

Степанцов Д.А.
Приказ № 505 от
«29» августа 2023 г.

ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Наблюдай, изучай, создавай»
для обучающихся 3 а класса
на 1 полугодие 2023-2024 учебный год
(вариативная часть: занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей)

п. Ола 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Наблюдай, изучай, создавай»
разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования МОГ КОУ «СОШ п.
Ола» с учётом Примерной программы начального общего образования «36 занятий
для будущих отличников», Л.В. Мищенкова, Москва: Издательство РОСТ, 2021.
Предназначена для использования в работе с детьми младшего школьного
возраста.
Основная цель курса: развитие творческих и интеллектуальных способностей
ребенка и их самореализация;
подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
➢ развивать и реализовать интеллектуальный потенциал ребенка;
➢ развивать логическое мышление, любознательность, способность к
самообразованию;
➢ формировать познавательный интерес, творческое воображение;
➢ решать нестандартные логические задания;
➢ раскрывать творческие способности ребенка;
➢ создать условия для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;
➢ выдвигать гипотезы, делать умозаключения.
Основные принципы, на которых построена программа:
• создается
образовательная
среда,
обеспечивающая
снятие
всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической
комфортности);
• новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие»
его детьми (принцип деятельности);
• обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом
(принцип минимакса);
• при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
• у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им
систематически
предоставляется
возможность
выбора
(принцип
вариативности);
• процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества);
• обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения
(принцип непрерывности).
Программа курса введена в часть учебного плана, формируемого ОУ в рамках
общеинтеллектуального направления, выходит за рамки общеобразовательной
программы, направлена на:
• разностороннее
раскрытие
индивидуальных
способностей
ребенка,
самостоятельный творческий поиск.
• развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно
участвовать в практической деятельности.
• Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

закономерности, строить и проверять гипотезы.
• умение аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
• Расширение знаний, учащихся о закономерностях одного языка и представлению
по математике, литературе.
Технологии организации внеурочной деятельности:
➢ уровневая дифференциация
➢ проблемное обучение
➢ моделирующая деятельность
➢ поисковая деятельность
➢ информационно-коммуникационные технологии
➢ здоровье сберегающая технология
Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и
индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:
➢ игра;
➢ викторины;
➢ конкурсы;
➢ турниры;
➢ игры – путешествия;
➢ экскурсии;
➢ онлайн экскурсии;
Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся начальных классов. И рассчитана на 16 часов
в 3 классе.
Формы представления результатов.
• Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов,
олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство), пополнение
личного портфолио результатами.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной

деятельности.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности по курсу «Наблюдай,
изучай, создавай».
Первый уровень результатов:
➢ формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
➢ формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
➢ формирование общей способности искать и находить новые решения,
необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к
рассмотрению предлагаемой ситуации.
Второй уровень результатов:
➢ развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать,
выделять главное, доказывать и опровергать.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность
формирования:
Результаты развития УУД:
Личностные
✓ определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
✓ в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные
✓ определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
✓ проговаривать последовательность действий;
✓ учиться работать по предложенному учителем плану;
✓ учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
✓ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные
✓ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
✓ делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
✓ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
✓ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
✓ перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры; преобразовывать информацию из одной формы
в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
✓ находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
коммуникативные
✓ донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
✓ слушать и понимать речь других;
✓ читать и пересказывать текст;
✓ совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им;
✓ учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
предметные
✓ описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
✓ выделять существенные признаки предметов;
✓ сравнивать между собой предметы, явления;
✓ обобщать, делать несложные выводы;

✓ классифицировать явления, предметы;
✓ определять последовательность событий;
✓ судить о противоположных явлениях;
✓ давать определения тем или иным понятиям;
✓ определять отношения между предметами типа «род-вид»;
✓ выявлять функциональные отношения между понятиями;
✓ выявлять закономерности и проводить аналогии.
3. Содержание курса внеурочной деятельности:
Выполнение программы «Эрудит» рассчитано на четырёхлетний срок обучения.
Волшебная математика (4 ч) Игры с таблицей умножения, Закончи логический
ряд Найди симметричные фигуры. Математические фокусы.
В царстве смекалки (6ч.)
Игры со словами. Решение логических задач и задач-шуток. «Мир, в котором мы
живем». «В мире цифр». Числовые ребусы. Геометрический калейдоскоп.
Олимпиадные задания (3 ч)
Львёнок. Русский медвежонок. Зелёная математика.
Очень важную науку постигаем мы без скуки (3 ч)
«На загадочной волне» (Загадки – акростихи, кроссворд). Игры «Буквы
перепутались», «Рисуем по клеточкам», «Глаз – фотограф». Проект - «Коллективная
работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи
повышенной трудности, задачи составленные детьми, взятые из жизни).

Тематический план:
№

Название разделов

1
2
3
4

Волшебная математика
В царстве смекалки
Олимпиадные задания
Очень важную науку постигаем мы без скуки
Всего

Количество
часов
4
6
3
3
16

4. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Наблюдай, изучай, создавай» (16 часов, 1 ч.
в неделю) 3 класс
№
п/
п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы проведения

Дата проведения
по плану
по
факту

Раздел I. Волшебная математика (4 ч)
Игры с таблицей умножения
1
Практическая работа
04.09.2023
Закончи логический ряд
1
Викторина
11.09.2023
Найди симметричные фигуры
1
Экскурсия
18.09.2023
Математические фокусы.
1
Практическая работа
25.09.2023
Раздел II. В царстве смекалки (6 ч.)
02.10.2023
Игры со словами
1
Игра – соревнование
09.10.2023
Решение логических задач и задач-шуток.
1
Игра – соревнование
16.10.2023
«Мир, в котором мы живем».
1
Викторина
23.10.2023
«В мире цифр».
1
Познавательная игра
30.10.023
Числовые ребусы.
1
Игра
13.11.202
Геометрический калейдоскоп
1
Викторина
Раздел III. Олимпиадные задания (3 ч)
20.11.2023
Львёнок
1
Конкурс
27.11.2023
Русский медвежонок
1
конкурс
04.12.2023
Зелёная математика
1
Конкурс
Раздел IV. Очень важную науку постигаем мы без скуки (3 ч)
11.12.2023
Игра – соревнование
«На загадочной волне» (Загадки – акростихи, 1
кроссворд).
18.12.2023
Игра
«Буквы перепутались», «Рисуем по клеточкам», 1
«Глаз – фотограф».
25.12.2023
Творческая работа
Проект - «Коллективная работа по организации 1
классной выставки» (лучшие загадки, ребусы,
задачи
повышенной
трудности,
задачи
составленные детьми, взятые из жизни).

Причин
а
коррект
иров ки

5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

курса
➢
➢
➢
➢

№
1.

Компьютерная техника.
Аудиотехника.
Мультимедийная система.
Учебно – методическое обеспечение

Автор, год издания
Дробышев Ю.А. ФГОС –
М.: Издательство
«Экзамен», 2015г.
Ефимова И.В. – Ростов
н\Д: Феникс, 2013 г.

Название пособия
Вид пособия
Олимпиады по математике. Пособие для учителя
1-4 класс.

3.

А.Г.Асмолов; под ред.
А.Г.Асмолова. – 2 – е изд.
– М.: Просвещение, 2010.
– 152 с. – (Стандарты
второго поколения).

Как
проектировать
универсальные учебные
действия в начальной
школе: от действия к
мысли

4.

Максимова
Т.Н.
ВАКО, 2011г.

5.

Нежинская
Волгоград. 2004г.

2.

Логические задания для 3 Пособие для учителя
класса: орешки для ума
Методическое
пособие для учителя

М.: Олимпиадные задания по Пособие для учителя
математике,
русскому
языку и курсу
«Окружающий мир»: 3-4
классы. –
О.Ю. Занимательные материалы Пособие для учителя
для развития логического
мышления.

Цифровые образовательные ресурсы:
✓ uchi.ru .
✓ znanio.ru
✓ infourok.ru
✓ yaklass.ru
✓ prodlenka.org.
✓ Онлайн-читать.рф
✓ Videourok.net
• Интернет-ресурсы:
✓
http://prozagadki.ru/
✓
https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241
✓
https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitelklass- 3293930.html
✓
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_intellektualnyj_klub_myslitel_dlya_
zan yatij_po_vneurochnoj_deyatelnosti_2_4_klassy-141072
✓
http://ddtcentr.edusite.ru/p34aa1.html
✓
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489
•



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(41341)2-52-97