МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МОГКОУ "СОШ п. Ола"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
рук. МО
Зам. директора по УВР
Директор школы
________________________ ________________________ ________________________
___________ Хафизова Е.А. _________ Дробышева Ю.Н. __________ Степанцов Д.А.
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 505
от «27» 08 2023 г.
от «28» 08 2023 г.
от «29» 08 2023 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Умей учиться»
(слабоуспевающие)
(вариативная часть: занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей)
для обучающихся 2в класса
на 2023-2024 учебный год
п. Ола 2023 г.
Пояснительная записка
Данная программа индивидуально - групповых занятий по математике и русскому
языку предназначена для учащихся 1- 4 классов общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности,
информационного общества, инновационной экономики….
отвечающих
требованиям
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для
определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного)
общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования – М.: Просвещение, 2021. с.6.).
Программа индивидуально-групповых занятий разработана в целях индивидуальной
работы со слабоуспевающими учащимися, конкретизации содержания образовательного
стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутри
предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших
школьников.
Для решения определенных целей и задач использованы следующие методы:
- наблюдение за детьми в процессе учебной деятельности;
-анализ письменных работ;
-анализ журнала успеваемости.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это
работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные
способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у
которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких
учащихся в школах составляет примерно
10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих,
необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб
образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о
деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их
родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства
массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого
ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: занятия спортом;
какими-либо видами художественного творчества; неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень
скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому
совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям,
испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая
постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые
заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в
основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного
обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цели:
• Развивать у школьников навыки решения задач с применением таких подходов к
решению, которые наиболее типичны и распространены в областях
математической деятельности.
• Создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у
младших школьников: сравнения, анализа, обобщения, логики оперирования
информационными моделями (однозначными описаниями предметов, действий,
рассуждений).
• Формировать у учащихся представлений о языке как составляющей целостной
научной картины мира.
• Познакомить учащихся с основными положениями науки о языке и формировать
на этой основе знаково- символическое и логическое мышление учеников.
• Формировать коммуникативную компетенцию учащихся – развивать устную
• и письменную речи, монологическую и диалогическую речи, а также навыки
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
• Заложить основу формирования функционально грамотной личности.
• Обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя
носителем языка.
Для выполнения данных целей необходимо реализовать следующие задачи:
• Обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и
умений, необходимых в практической деятельности, для изучения смежных
дисциплин, для продолжения образования.
• Формировать проведение различных вычислений, измерений и построений.
Решение некоторых задач основано на работе со схемами, таблицами, диаграммами
и картами.
• Формировать осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая
находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и
с самим собой.
•
Развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
Освоить
первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
• Овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и
повествования небольшого объема;
• Воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
• Развивать личность школьника, его творческих способностей, интереса к учению.
Введение ученического практикума в систему школьного образования позволит
применить формируемые у учащихся предметные знания и умения непосредственно в
жизненных ситуациях. Такие задачи являются одним из путей реализации требований
современных государственных стандартов.
В данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие
наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с
точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной
школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с
содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение
математического опыта младших школьников за счѐт включения в курс дополнительных
вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе. Знание русского языка создает
условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом
невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях
следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи
учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными
задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания
умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических
знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной
деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им
обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного
сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в
коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение,
анализ, синтез, обобщение, моделирование); понимание и принятие учебной задачи,
поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее
эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных
формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических
средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно
действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности; активное использование
математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность
слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи; умение применять полученные
математические знания для решения учебно- познавательных и учебно-практических
задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных
процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и
пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических
действий, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике
величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики,
последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
Введение ученического практикума в систему школьного образования позволит
применить формируемые у учащихся предметные знания и умения непосредственно в
жизненных ситуациях. Такие задачи являются одним из путей реализации требований
современных государственных стандартов.
Режим занятий:
Количество часов в год –1 класс - 33ч.,
2-4 классы - 34ч..
Количество часов в неделю – 1.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Предмет
1
Сравниваем. Слева направо. Справа налево.
математика
2 -3
Как люди научились считать? Графические
диктанты.
математика
4
Взаимное расположение фигур на плоскости.
Графические диктанты.
математика
Дата
5-6
Единицы длины.
математика
7
Тренируем память. Графические диктанты.
математика
8
Из истории математики.
математика
9-10
Учимся решать логические задачи.
математика
11-12
Учимся быть наблюдательными. Графические
диктанты.
математика
13-14
Симметрия. Ось симметрии
математика
15-16
Весёлые задачки. Графические диктанты.
математика
Календарно-тематическое планирование ученического практикума
по предмету русский язык 1 класс
№
Тема урока
Дата
1-2
Кто помогает человеку в саду и огороде?
Обведение по контуру, штриховка.
3-4
Сказочные герои и предметы.
наклонных с петлёй внизу и вверху.
5-6
Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с
согласными звуками. Строчные буквы и, г, п.
7-8
Письмо слогов и слов с буквами. Особенности
соединений.
9-10
Упражнения в
письме.
Знакомство с
местоимениями он, она, оно, они и их роль в речи.
11-12
Работа с деформированным текстом. Обучение
списыванию с печатного текста.
13-14
Упражнения в письме. Наблюдение над словами с
гласными после шипящих.
15-16
Упражнения в письме. Обучение выборочному
списыванию.
17-18
Согласные звуки [д],[д’], буква д. Строчная буква
д.
Написание
19-20
Заглавная буква В. Упражнения в письме
20-21
Заглавные Е, Ё.
Однокоренные слова, части
слова. Выборочное списывание
22-23
Упражнения в письме. Однокоренные слова.
24-25
Закрепление пройденного.
26-27
Письмо слогов и слов с буквами. Особенности
соединений.
28-29
Работа с деформированным текстом.
30-31
Упражнения в письме
32-33
Закрепление пройденного.
Календарно-тематическое планирование ученического практикума
по предметам «Математика», «Русский язык»
2 класс
№
Тема занятия
Предмет
1
Числа и величины. Числовые равенства и
неравенства.
математика
2
Понятие о предложении. Типы предложения
по цели высказывания.
русский язык
3
Арифметические действия. Сложение
вычитание «круглых» десятков.
и математика
Дата
4
Понятие о главных и второстепенных членах
предложения.
5
Текстовые задачи.Решение арифметических
задач. Краткая запись задачи.
6
Состав слова. Морфемика .Понятие об
окончании слова.
7
Арифметические действия. Сложение и
вычитание «круглых» десятков с
однозначными числами.
математика
8
Синтаксис Понятие о словосочетании. Связь
слов в предложении.
русский язык
9
Поразрядное
сложение
двузначных чисел.
10
Cостав слова. Морфемика. Слова –названия
предметов разного рода.
русский язык
11
Арифметические действия. Сложение
двузначного числа и однозначного с
переходом через разряд.
математика
12
Морфология Понятие о начальной форме
слова. Начальная форма слов-названий
предметов.
русский язык
13
Вычитание однозначного числа из «круглого»
десятка.
математика
14
Начальная форма слов-названий признаков.
русский язык
15
Задачи на разностное сравнение.
математика
16
Начальная форма слов-названий действий.
русский язык
и
математика
вычитание математика
17
Арифметические действия.
математика
Поразрядное сложение двузначных чисел без
перехода через разряд.
18
Состав слова. Морфемика. Понятие о
родственных словах.
119 Поразрядное сложение двузначных чисел с
переходом через разряд.
русский язык
математика
20
Состав слова. Морфемика. Корень слова.
русский язык
21
Геометрические величины. Дециметр, метр,
сантиметр.
математика
22
Орфография и пунктуация Чередования
ударных и безударных гласных (воды-вода).
русский язык
23
Арифметические действия. Произведение и
множители. Значение произведения.
математика
24
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чущу.
русский язык
25
Текстовые задачи. Задачи,
смысл действия умножения.
раскрывающие математика
28
Орфография и пунктуация. Правописание
парных глухих и звонких согласных на конце
слова.
русский язык
27
Арифметические действия. Умножение
однозначных чисел на 1,2,3,4 .
математика
28
Правописание непроизносимых согласных.
русский язык
29
Разряд сотен. Сложение
«круглых» сотен.
и
вычитание математика
30
Орфография и пунктуация. Написание
разделительных ъ и ь.
русский язык
31
Текстовые задачи. Решение задач.
математика
32
Образование слов с помощью суффиксов.
русский язык
33
Порядок действий.
математика
34
Состав слова. Морфемика Образование слов с
помощью приставок.
русский язык
Календарно – тематическое планирование ученического
практикума по предметам «Русский язык», «Математика»
3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
27
Тема занятия
Предложение, словосочетание
Табличное умножение 3, 4
Главные и второстепенные члены пр-ния
Порядок выполнения действий
Простые и сложные пр -ния
Решение задач
Синонимы и антонимы
Площадь прямоугольника
Части речи
Окружность, круг
Однокоренные слова
Внетабличное умножение в пределах 100
Правописание корней
Внетабличное умножение в пределах 100
Имя существительное
Внетабличное умножение в пределах 100
Род имен существительных
Внетабличное умножение в пределах 100
Число имен существительных
Решение задач
Склонение имен существительных
Приемы сложения и вычитания до 1000
Имя прилагательное
Приемы сложения и вычитания до 1000
Изменение прилагательных по падежам
Приемы сложения и вычитания до 1000
Местоимение
Предмет
русский
математика
русский
математика
русский
русский
русский
математика
русский
математика
русский
математика
русский
математика
русский
математика
русский
математика
русский
математика
русский
математика
русский
математика
русский
математика
русский
Дата
28
29
30
31
32
33
34
Решение задач
Глагол
Решение задач
Время и число глаголов
Решение геометрических задач
Повторение изученного
Повторение изученного
математика
русский
математика
русский
математика
русский
математика
Календарно-тематическое планирование ученического практикума по
предметам «Математика», «Русский язык»
4 класс
№
Тема занятия
Предмет
1
Главные члены предложения
русский язык
2
Алгоритмы письменных действий
математика
3
Знаки препинания при однородных членах
русский язык
4
Чтение и запись многозначных чисел.
математика
5
Разбор предложения по членам.
русский язык
6
Класс миллионов. Класс миллиардов.
математика
7
Простые и сложные предложения
русский язык
8
Единицы площади
математика
9
Прямая речь. Обращение
русский язык
10
Величины и единицы их измерения
математика
11
Склонение имен существительных
русский язык
12
Решение сложных уравнений
математика
13
Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных.
русский язык
14
Сложение и вычитание значений величин.
математика
15
Окончания имен существительных множественного
числа.
русский язык
16
Решение задач.
математика
17
Правописание безударных окончаний прилагательных
русский язык
Дата
18
Связь между скоростью, временем и расстоянием.
Решение задач на движение
математика
19
Склонение имён прилагательных
русский язык
20
Решение задач на кратное увеличение, уменьшение.
математика
21
Склонение личных местоимений
русский язык
22
Задачи на движение в противоположных направлениях.
математика
23
Неопределенная форма глагола.
русский язык
24
Письменные приемы умножения на трехзначное число.
математика
25
Спряжение глаголов.
русский язык
26
Деление многозначного числа на двузначное.
математика
27
Правописание личных окончаний глаголов
русский язык
28
Алгоритм деления на трёхзначное число.
математика
29
Правописание личных окончаний глаголов
русский язык
30
Величины. Действия с величинами.
математика
31
Правописание -тся -ться в глаголах
русский язык
32
Решение задач разных типов
математика
33
Правописание наречий
русский язык
Учебно-методическое обеспечение:
Для реализации программного содержания используются:
М.И Моро, М.А Бантова, Г.В. Бельтюкова, С .И Волкова, С. В. Степанова Математика. 1-4
класс: Учебник. В 2 ч. — М.: «Просвещение»/Учебник, 2012.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для
самостоятельной работы 1-4 класс (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Захарова О.А. Математика в практических заданиях: Тетрадь для самостоятельной
работы: 1-4 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык: учебник для 1-4 класса начальной школы –
М.: Просвещение, 2012.
Т.Н.Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК В.П.Канакиной. М:
«Вако», 2012.
О.А. Ефремушкина «Занимательный русский язык».- М.: Феникс, 2014.
Электронные учебные пособия
1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 1-4 класс ( диск CDROM) авторы ГорецкийВ.Г, Канакина В.П.
2. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1-4 класс (диск CDROM), авторы С.И Волкова, С.П. Максимова.