Информация для родителей будущих первоклассников о новый ФГОС НОО

ФГОС-2021 для
начальной и основной
школы

Ф ГОСФедеральный государственный образовательный
стандарт - совокупность обязательных требований к
образованию определенного уровня и (или) к
профессии, специальности и направлению
подготовки.

По ФГОС пишут учебники и методички,
определяют, сколько времени уделить тому
или иному предмету, решают, как проводить
аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.
Словом, ФГОС — это фундамент
образовательного процесса.
Основная задача ФГОС- создание единого
образовательного пространства по всей
России. Считается, что оно обеспечит
комфортные условия обучения для детей при
переезде в другой город или, к примеру, при
переходе на семейное обучение.

Утвердили новые ФГОС начального и
основного общего образования
(приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287).
В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по
сравнению со старыми стандартами.

Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО
начиная 2022/2023 учебного года.
Переход на ФГОС - до 2027 года
Актуальный текст государственных образовательных стандартов
можно почитать на официальном сайте fgos.ru.

Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными
образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не
использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был
не личностный, а предметный результат.

Второе поколение образовательных стандартов
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в
них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть
способности самостоятельно добывать информацию с использованием
технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность
ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной
деятельности.

Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты
третьего поколения будет осуществлён в сентябре
2022 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё
весной 2018, и с тех пор прорабатывается их
внедрение.

С сентября 2022 года
ученики 1-х и новых 5-х
классов будут обучаться
только по новым ФГОС

П одготовлено в ОКТИОНУ Образование

Новые ФГОС с
2022 года

•Минпросвещения запретило
принимать на обучение по старым
Ф ГС) С в 1-е и 5-е классы с
2022/2023 учебного года.
•Дети, которые на этот момент
продолжают обучение в школе,
вправе продолжить обучение по
старым ФГОС или перейти на
новые

Что же принесут новые
ФГОС?
Стандарты образования
стали конкретнее и
единообразнее.
Учитывают современные
тенденции.

Новый стандарт снизил
максимальный предел часов
аудиторной нагрузки:

t.\

Аудиторных
занятий стало
меньше

с 3345 до 3190 — для начальной
школы;
с 6020 до 5549 — для основной
школы.
Это значит, что у школьника буд
меньше на 1-3 урока в неделю.
Но это не скажется на качестве
обучения!

Сделали ставку
вариативность
программ

Теперь школа обязана еще больше
индивидуализировать программу, в том
числе:
- вводить углубленное изучение
предметов;
- комбинировать предметы, курсы,
модули;
- разрабатывать индивидуальные
учебные планы.
Разрешили по-разному вести
образовательный процесс в разных
группах, даже если дети из этих групп
входят в один класс.

Родной
язык
второй
иностранный
не «обязаловка»

Предметы «Родной язык»,
«Литературное чтение на
родном языке», «Родная
литература», «Второй
иностранный язык» теперь
можно вводить, если есть
заявление родителей и ресурсы
у школы.
Язык надо выбрать из
школьного перечня.

Кон кре гизи рова ли
требования к
итоговым знаниям
учеников

Детям станет понятнее,
чего от них хотят
учителя и классные
руководители.
Родителям проще
контролировать успехи
детей и работу
педагогов.

Основные изменения, внесённые в проекты современных
ФГОС:
•Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности,
школы) перед учениками и родителями.
•Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — мета предметных и личностных.
■ Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми
должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать,
интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
• Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков
(проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
•Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
(сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому
подобное).
•Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год
обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами
(ранее это допускалось).
•Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов.
Главное, чтобы ребята не были перегружены.

“Всё наполнение программы начального
общего образования (содержание и
планируемые результаты обучения, условия
организации образовательной среды)
подчиняемся современным целям начального
образования, которые представлены во ФГОС
как система личностных, мега предметных и
предметных достижений обучающегося.

Личностные результаты
•включают ценностные отношения
обучающегося к окружающему миру, другим
людям, а также к самому себе как субъекту
учебно-познавательной деятельности
(осознание её соц,иальной значимости,
ответственность, установка на принятие
учебной задачи и др.).

Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
41.1.1. Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине - России;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
• уважение к своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
41.1.2. Духовно-нравственного воспитания:
• признание индивидуальности каждого человека;
• проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим лкщям.

41.1.3. Эстетического воспитания:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
• стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
41.1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационном);
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
41.1.5. Трудового воспитания:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества,
килах тоудовой
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в разли жых в д
руд
деятельности, интерес к различным профессиям.
41.1.6. Экологического воспитания:
• бережное отношение к природе;
• неприятие действий, приносящих ей вред.
41.1.7. Ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира;
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.

Мета предметн ые результаты
•характеризуют уровень сформированное™
познавательных, коммуникативных и ре­
гулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных
предметов, а также становление способности
к самообразованию и саморазвитию.

Способы
решения задач

Логические действия
и операции

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Умение выражать свои
мысли

Управление поведением
партнёра

Планирование учебного
сотрудничества

Целеполагание

Зачем?

Планирование

В какой
последовательности?

Прогнозирование

Где необходимо?

Контроль

Правильно ли?

Коррекция

Как исправить?

Оценка

Хорошо! Правильно!

Саморегуляция

Сосредоточиться и ещё раз!

Предметные результаты
•В результате освоения содержания различных
предметов, курсов, модулей обучающиеся
овладевают рядом междисциплинарных
понятий, а также различными знаково­
символическими средствами, которые
помогают обучающимся применять знания
как в типовых, так и в новых, нестандартных
учебных ситуациях,.

Предметные результаты
1класс:

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
• различать слово и предложение; вычленять слова из предложений,
• вычленять звуки из слова;
• различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный звук [й ]
и гласный звук [и]);
• различать ударные и безударные гласные звуки;
• различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове),
• различать понятия «звук» и «буква»;
• определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи, слова без
стечения согласных); определять в слове ударный слог;
• обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами в, ё, ю, я и буквой ъ в конце
слова;
• правильно называть буквы русского ал фавита; использовать знание последовательности
букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов,
• писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы,
соединения букв, слова;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении,
знаки препинания в конце предл ожения: точка, вопросител ьный и восклицазельныи
знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамш ,
клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа
«согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положени
д
ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты
объёмом не более 25 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений оукв) слова, предложения из 3 5 слов,
тексты объёмом не более 20 сло в, правописание которых не расходится с
произношением;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать прослушанный текст;
читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и
пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
составлять предложение из набора форм слов;
устно составлять текст из 3— 5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям,
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Пример
требований по
иностранному
языку в
начальной школе

Письменная речь. Выпускник
должен:

-■ владеть техникой письма;
-■ заполнять простые анкеты с
личной информацией по нормам,
принятым в стране изучаемого
языка;
- писать электронное сообщение
личного характера объемом до 40
слов с опорой на предъявленный
педагогом образец.

Финансовая грамотность., С младших классов школьники теперь начнут
изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о
введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки
на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов
«Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика»,
«География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать
максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в
реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвещения. — Поэтому новые
стандарты позволяют обновить содержание программ и в части
гуманитарных направлений, и в части предметов научнотехнического цикла, расширить знания школьников о здоровом
образе жизни, экологии, задействовать интерактивна
программы, формирующие патриотическое
воспитание».

П редм етны е области
Русский язык и литературное
чтение
Родной язык и литературное
чтение на родном языке

Учебны е предметы (учебны е модули)
Русский язык,
Л и тературное чтение
Родной язык и (или) государственны й язык
республики Российской Ф едерации,
Л и тературное чтение на родном языке

Иностранны й язык

Иностранны й язык

М атем а ти ка и инф орматика

М атем ати ка

О б щ еств ознан и е и
естеств о знани е ("окружаю щий
мир")
Основы религиозны х культур
и светской этики

О круж аю щ ий мир
Основы религиозны х культур и светской этики:
учебный модуль: "Основы православной
культуры";
учебны й модуль: "Основы иудейской культуры";
учебны й модуль: "Основы буддийской
культуры";
учебны й мюдуль: "Основы исламской культуры";
учебный модуль: "Основы религиозны х культур
народов России";
учебный модуль: "Основы светской этики"

Искусство

И зобрази тельное искусство, Музыка

Технол огия

Технология

Ф и зическая культура

Ф изическая культура

Примерная основная образовательная программа начального общего образования 573я основная образовательная прог

Вариант 1
_____________П р и м е р н ы й у ч еб н ы й п л а н н а ч а л ь н о г о обшего о б р а зо в а н и я (5 -д н е в н а я н ед ел я)
К оли чество часов в неделю
П р е д м е т н ы е области

У чебны е п р ед м еты к л а с сы

Всего

][

II

III

IV

Р у сски й я з ы к

5

5

5

5

20

Л и т е р а т у р н о е ч тен и е

4

4

4

4

16

2

2

2

6

О б язат ельная част ь

Р у сск и й я з ы к и л и т е р а т у р н о е ч т е н и е

И ностранны й язы к

И ностранны й язы к

М атем ати ка и инф орм атика

М атем атика

4

4

4

4

16

О круж аю щ ий мир

2

2

2

2

8

О сновы р е л и г и о з н ы х к у л ь т у р и
светской э т и к и

1

1

■

-

-

И з о б р а з и т е л ь н о е искусство

1

1

1

1

4

М у зы к а

1

1

1

1

4

Т ехнология

Т е х н о л о ги я

1

1

1

1

4

Ф и зи ч еск ая ку л ьту р а

Ф и зи ч еск ая культура

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

1

1

1

0

3

21

23

23

23

90

О б щ е с т в о зн ан и е и е стеств о зн ан и е
(О к р у ж аю щ и й м ир)
О сновы р е л и г и о з н ы х к у л ь т у р и
светской э т и к и
И скусство

И того
Ч аст ь, ф о р м и р уем а я участ ииксичи о б р а зо ва т ельны х от нош ений

М аксим ально допустим ая н ед ел ьн ая н агрузка



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.