Технология предпринимательства, 9 класс (внеурочка)

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________/ __________________
Протокол МО № _____
«_____» ________________2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МКОУ СОШ п.Ола
____________/ __________________

«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ п.Ола
____________ / ______________
Приказ № ____________

«_______» ________________2023 г.

от «_____» ____________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по технологии для учащихся 9-х классов
«Технология предпринимательства»

Курс рассчитан на 17 часов в год (полугодие)

Модифицирована
Казанцевым Е.Н., учителем технологии и информатики
первой квалификационной категории
на основе программы «Технология предпринимательства»
Леонтьева А.В., М.: Дрофа, 2018.

Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол № ___
от «___» __________2022 г.

2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями проекта ФГОС основной
школы, где подчеркивается, что стандарты направлены на обеспечение формирования
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде. Изменения, произошедшие в обществе и экономике
России, переход к рыночным отношениям и связанные с ним объективные процессы,
обусловили повышенный интерес к прикладным экономическим наукам и возросшую
потребность в их изучении. Этот интерес подкреплён необходимостью социальной адаптации
выпускников к условиям реальной экономической среды. Одной из важнейшей задач
современной школы является подготовка социально адаптированной личности, в условиях
рыночной экономики. В рыночной экономике способность к предпринимательству
рассматривается как один из факторов производства и является главным условием
эффективного функционирования рынка.
Настоящая программа актуальна, так как в настоящее время, в период перехода от сырьевой
экономики к экономике знаний признается важность ознакомления всех обучающихся старшего
подросткового возраста с основами предпринимательства. Это объясняет появление в
образовательной области «Технология» раздела «Основы предпринимательства» нашедшего
отражение и в «Образовательном минимуме содержания основного общего образования».
Необходимость изучения основ предпринимательской деятельности в школе подтверждается и
тем, что в экономически развитых странах первичные знания и умения о бизнесе, в основном
формируются именно в рамках трудовой и технологической подготовки в старшем
подростковом периоде.
Новизна программы в использовании местного материала и интерактивных методов обучения.
Основная цель данной программы – развитие экономического мышления и
инновационной творческой деятельности обучающихся.
При этом необходимо решать следующие задачи:
•
•
•

•

развивать способности личности к удовлетворению познавательных интересов;
создать условия для формирования ключевых компетенций, составляющих основу
дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
создать условия для включения обучающихся в процессы преобразования социальной
среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной
деятельности;
продолжить формирование у обучающихся экономической грамотности.

Ожидаемые результаты учебной деятельности включают в себя:
Формирование:
•
•

•

•
•

ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития и
общественной практики, учитывая социальное, культурное, экономическое разнообразие
современного мира;
коммуникативной компетентности в отношении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между
природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние
на качество жизни человека и качество окружающей среды.

Личностные
Сформированность навыков образовательной, общественно-полезной деятельности,
уверенности в собственных силах и возможностях по осуществлению несложной, доступной
возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в
условиях нестабильности рынка труда.
Мониторинг и наблюдение
Метапредметные
Владение навыками проектной деятельности, умение самостоятельно определять цели и
составлять планы, вооружать некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений,
самоконтроля и самооценки; оценивать потребительские качества товаров и услуг
Творческая работа, реферат, ролевая игра, самопрезентация, защита проекта.
Предметная
Получение новых знаний в рамках модульного курса, преобразование знаний и их применение
в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, обучить составлению резюме и
способам самопрезентации.
Тест, опрос, проверочная работа, групповая работа, практикум.
В программу заложено использование разнообразных традиционных и инновационных форм
проведения занятий - индивидуальные и фронтальные, тестирование, самоконтроль и взаимный
контроль разработка бизнес-проектов и т.д. Изучение нового материала проводится в форме
лекций и практических занятий. Часть материала выносится на самостоятельное изучение.
Обучающиеся готовят сообщения по выбранным ранее темам.
Программа рассчитана на 1 год теоретических и практических занятий в количестве 17 часов.

Календарно-тематическое планирование курса
№
Дата
Разделы и темы уроков
занятия
Глава I. Предприниматель в рыночной экономике
Экономика как наука об ограниченности
1
ресурсов и проблеме выбора.
Что такое рыночная экономика.
2

Часы Дата

1
1

Ресурсы и факторы производства. Четвертый
1
фактор производства
Экономический интерес предпринимателя и
4
1
этика предпринимательства.
Из истории развития предпринимательства в
5
1
России.
Тест на оценку своих предпринимательских
способностей.
6
Технология предпринимательства.
1
Всего: 6
Глава II. Выработка предпринимательской идеи и проектирование
продукции.
Источники новых идей. Первоначальная
7
1
оценка идей.
3

8
9

Роль информации в деятельности
предпринимателя.
Компьютер
и бизнес.

1
1
3

Всего:
Глава III. Планирование предпринимательской деятельности.
Составление
бизнес-плана.
Назначение
и структура
бизнес-плана.
10
1
Титульный лист. Производственный план.
Себестоимость производимой продукции.
11
1
Понятие маркетинга. Эволюция маркетинга.
12
1
Целевой маркетинг.
13
Разработка товара. Назначение цены.
1
14
Сбыт. Реклама.
1
Участники предпринимательской деятельности
15
1
в России
Менеджмент в деятельности предпринимателя.
16
1
Финансовый план. План доходов и расходов.
17
Предприниматель и налоги
1
Всего:

8

Всего:

17

Литература:
1. Технология. Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд.,
переработанное./ под ред. В.Д.Симоненко.-М.: Вентана-Графт, 2018.
2. Основы

потребительской

культуры, учебник

для

старших

классов

общеобразавательных учреждений. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А.-М.:
Вита-Пресс, 2015.
3. Школьникам о предпринимательстве: пособие для 10-11 кл. общеобр.
учрежд./Е.Н. Соболева, А.В. Бусыгин.- М.: Просвещение, 2015г
4. Введение

в

предпринимательство:

учебник

для

10,11

классов

общеобразовательных учреждений, Черняк В.З. – М.: Вита-Пресс, 2014.
5.

Технология предпринимательства. 9 кл.: учебник для общеобразовательных
школ, Леонтьев А.В. – 2-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2014г. – 192с.:ил.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.