Занимательный русский язык, 8 класс (внеурочка)

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________/_______________ /

«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МКОУ СОШ п. Ола
________/_______________/

Протокол МО № ______
от «___»__________ 2022 г.

«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ п. Ола
__________ / ________________/
Приказ № _______________
от «___» _____________2022 г.

«___»_______________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(часть, формируемая участниками образовательного процесса)
по русскому языку для учащихся 8-х классов
«Занимательный русский язык»

Срок реализации: 1 год
Курс рассчитан на 34 часа в год
Модифицирована
Максименко Светланой Николаевной
Аникьевой Валентиной Павловной
Янченковой Мариной Сергеевной
учителями русского языка и литературы
на основе программы Шубниковой Е.А,
М.: «Просвещение», 2018

Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол № ________
от «____»_____________ 2022 г.

2022 - 2023

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
8 класс.
При составлении программ внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС многие
учителя русского языка и литературы испытывают затруднения. При всем многообразии
материала в интернете и других источниках выбрать для своей работы интересный курс сложно.
Предлагаемая программа соответствует ФГОС. Предназначена для использования учителями
русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 8 классе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Программа курса по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для
учащихся 8 класса составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014г №1654);
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН).
2. Актуальность программы. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все
то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для
удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает
именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебника,
приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать
материал, пользоваться справочной литературой.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными
на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития
таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Таким образом, создание данной программы является актуальным.
3. Цель программы.
Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование
способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в
учебной деятельности и повседневной жизни.
4. Задачи программы:
- углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного
языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- воспитание культуры обращения с книгой;
- воспитания любви и уважения к родному языку;
- развитие смекалки и сообразительности;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности
5. Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих
общедидактических принципах: научность; сознательность и активность; наглядность;
индивидуальный подход к учащимся; принцип последовательности и систематичности в
изложении материала; принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний; принцип
связи теории с практикой; принцип доступности; принцип тесной взаимосвязи кружковых
занятий с классными; принцип добровольного участия школьников в занятиях; принцип равного
права всех учеников на участие в кружковой работе; принцип самодеятельности,
самостоятельности учащихся; принцип занимательности.
6. Возраст обучающихся: 13-15 лет
7. Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).
За год (34 недели) – 34 занятий.
8. Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповые (работа в
больших и малых группах); индивидуальные.
Виды деятельности: теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция); практические
(тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение
тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём, составление ребусов, диалогов,
редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка
сообщений, выполнение проектов); индивидуальные (работа над словом, со справочной
литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных
монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия
(самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий
с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных
материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
9. Тематический план. (Приложение)
10. Содержание программы.
Тема 1. Язык – вековой труд поколений. (1 ч).
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.
Работа с различными толковыми словарями
Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1 ч.)
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на
лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте
Тема 3. Не все годится, что говорится. (2 ч.)
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра конкурс «Кто больше?». «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и
крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2 ч.)
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Конкурс «Своя
игра» по теме «Фразеологизмы».
Тема 5. Каков человек, такова его и речь. (1 ч.)
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском
литературном языке.
Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском
языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа
«Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Тема 7. Различай и отличай. (4 ч.).
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.
Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание
приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (4 ч.)
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует
ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.
Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (5 ч.)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи
существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир. Слова
вежливости, междометия. Создаём ребусы. Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна. (1 ч.)
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы.
Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.
Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила
разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Тема 12. В многословии не без пустословия. (3 ч.)
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая
тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка
монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное
оформление мысли, запоминание, произнесение.
Тема 13. По речи узнают человека. (2 ч.)
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания
речевого контакта с собеседником. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и
участников общения. Правила выбора темы разговора. Конкурс знатоков речи
Тема 14. Что в имени тебе моем? (2 ч.)
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой
антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы,
сбор материала.
Тема 15. Итоговые занятия. (2 ч.)
Аукцион знаний. Защита проекта «Что в имени тебе моем?»
11. Планируемые результаты.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»; развитие
интеллектуального потенциала школьников; повышение уровня речевой грамотности
обучающихся; развитие личности шестиклассников. Второй уровень результатов: участие
школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому
языку, конкурсах, викторинах; заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов: осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета; пользоваться различными видами лексических словарей
(толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и
использовать полученную информацию в различных видах деятельности; участвовать в
олимпиадах, конкурсах районного, краевого уровня.
12. Формы и виды контроля.
Формы контроля: викторины, творческие конкурсы, грамматические турниры, ролевые
игры, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг. Виды контроля: вводный,
текущий, итоговый.
13. Методические рекомендации.
Программа рассчитана на учащихся 8-х классов. Все занятия по программе строятся на
основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний
Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий
во внеурочной деятельности учащиеся мало пишут и много говорят. Для успешного проведения
занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры,
театральные постановки, используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и
поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует
его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова,
учит их любить и чувствовать родной язык. В каждом занятии прослеживаются три части:
теоретическая; практическая; игровая.

Календарно-тематическое планирование
№
урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9
10

11-12
13-14

15-16

Колво
часов

Содержание программного материала

Дата
Дата
проведения
проведения
план
факт
Тема 1. Язык – вековой труд поколений
1
Высказывания великих людей о русском
языке. Пословицы и поговорки о родном
языке. Работа с различными толковыми
словарями
Тема 2. Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово
1
Лексикография – наука о составлении
словарей. Как найти слово? Конкурс –
аукцион на лучшего знатока пословиц и
поговорок о языке, речи, грамоте
Тема 3. Не всё годится, что говорится
1
Жаргоны,
диалектизмы,
использование
историзмов и лексических неологизмов. Игра
- конкурс «Кто больше?».
1
«Крылатые выражения» и «афоризмы».
Нахождение
афоризмов
и
крылатых
выражений в произведениях Осеевой В.
«Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов»
1
Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
Фразеологизмы с именем собственным.
Фразеологизмы со значением цвета
1
Работа с фразеологическим словарём.
Конкурс
«Своя
игра»
по
теме
«Фразеологизмы».
Тема 5. Каков человек, такова его и речь
1
Орфоэпические нормы при произношении
некоторых групп согласных в русском
литературном языке
Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!»
1
Суффиксы для образования профессий,
названия лиц по месту жительства в русском
языке.
1
Иноязычные словообразовательные элементы
в русском языке
1
Практическая
работа
«Составление
словообразовательных гнёзд – «словесных»
деревьев».
Тема 7. Различай и отличай
2
Правописание приставок. Опасные согласные
в приставках. Коварная приставка С-.
2
Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕТренировочные упражнения на правописание
приставок, решение кроссвордов, ребусов
Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?
2
Чередование гласных в корнях. Командуют
гласные, командуют и согласные. Командует
ударение, командует значение слова

17-18

2

19-20

2

21-22

2

23

1

24

1

25

1

26

1

27-28

2

29

1

30

1

31

1

32

1

33-34

2

Работа с текстами. Викторина «Узнай меня».
Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Самостоятельные и служебные части речи.
Практикум.
Употребление в речи существительных,
прилагательных,
местоимений,
числительных. Грамматический турнир.
Слова
вежливости,
междометия.
Звукоподражательные слова, их роль и
употребление.
Игра
«Неизвестное
об
известном» на распознавание частей речи.
Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна.
Решение филологических задач. Логогрифы.
Шарады.
Метаграммы.
Анаграммы.
Лингвистические загадки. Лингвистические
кроссворды
Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Телефонный разговор. Общие правила
телефонного разговора. Практикум «Правила
разговора по мобильному телефону в
общественном месте».
Тема 12. В многословии не без пустословия.
Многословие. Речевая избыточность и
речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение
за речью дикторов, нахождение нарушений
языковых норм. Подготовка монолога. Этапы
подготовки монолога: отбор материала,
расположение
материала,
словесное
оформление
мысли,
запоминание,
произнесение
Тема 13. По речи узнают человека.
Как поддержать разговор. Сценарий диалога.
Приемы установления и поддержания
речевого контакта с собеседником.
Тематика разговора, ее зависимость от
ситуации и участников общения. Правила
выбора темы разговора. Конкурс знатоков
речи
Тема 14. Что в имени тебе моем?
История появления имён, отчеств и фамилий
в русском языке. Знакомство с наукой
антропонимикой
Проект о происхождении имен. Выбор темы,
алгоритма
выполнения
работы,
сбор
материала.
Тема 15. Итоговое занятие
Аукцион знаний. Защита проекта «Что в
имени тебе моем?»



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.