Введение в обществознание, 5 класс (внеурочка)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Магаданской области
Магаданское областное государственное казённое общеобразовательное
учреждение "Средняя общеобразовательная школа п. Ола"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Зам.директора по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Лопаева А.А.
Куковякина Л.К.
Степанцов Д.А.
Протокол №1 от «27»
от «28» августа 2023 г.
Приказ №___ от «29»
августа 2023 г.
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Введение в обществознание»
для обучающихся 5 классов

Ола, 2023

Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе
примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов (М.:
Просвещение, 2011. Серия «Стандарты второго поколения»), примерных базисных учебных планов и
программы курса «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под
редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций»
(М.: Просвещение, 2013).
рекомендованных

или

Программа составлена на основе федерального перечня учебников,

опущенных

к

использованию

в

образовательных

учреждениях

и

учитывающих требования к результатам общего образования, представленные в Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования, предполагающие преемственность
с примерными программами для начального общего образования.
Данная программа ориентирована на использование учебника под ред. Л.Н. Боголюбова
«Обществознание: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на
электронном носителе» (М.: Просвещение, 2016), который обращён к младшему подростковому
возрасту и посвящен актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме.
Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти
вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и
несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст
условия для единства обучения и воспитания, что определяет нравственные ориентиры, формирует
образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, что
продиктовано проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается
преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека.
Программа последовательно вводит учащихся в расширяющийся круг социальны институтов: о
самых близких и эмоционально значимых (темы «Семья» и «Школа») через раскрытие важнейшей
стороны человеческой жизни (в теме «Труд») до самого общественно значимого (тема «Родина»).
Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их
общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Авторы учебника раскрывают такое нравственное качество, как добродетель: мораль и добро.
Помимо знаний важным содержательным компонентом курса являются социальные навыки, умения,
совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д.
Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 5 класса основной
общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого
образования в средней школе.

Структура рабочей программы включает пояснительную записку, тематическое планирование
учебного материала, поурочное планирование, списки основной и дополнительной литературы, а
также интернет-ресурсов.
Цели обучения
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности,

правового

самосознания,

толерантности,

приверженности

ценностям,

закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом
возрасте, повышения её духовно-нравственной, политической культуры, становление социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, углубление интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин, формирование способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной
адаптации знаний об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом
качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах
человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах
реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных

отношений,

отношений

между

людьми

различных

национальностей

и

вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений;
• овладение учащимися умением получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные,
освоение

ими

способов

познавательной,

коммуникативной,

практической

деятельности,

необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Задачи обучения:
• приобретение основ обществоведческих знаний и умений;
• содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов
и ценностей демократического общества;
• помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;
• овладение обобщёнными способами мыслительной и творческой деятельности;
•

освоение

компетенций

(учебно-познавательной,

коммуникативной,

личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической).
Содержание программы

рефлексивной,

Организационный модуль (1,6 ч). Значение изучения общества для человека. Науки,
изучающие развитие общества, сферы жизни общества.
Человек (3,2 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие
общества, сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек
– биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность. Отрочество – особая
пора в жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.
Самостоятельность –показатель взрослости.
Семья (4,8 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный
кодекс. Виды семьи. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное
хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка.
Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятие физкультурой и спортом. Телевизор и
компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Школа (4 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества.
Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд
школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с
одноклассниками, сверстникам, друзьями. Дружный класс.
Труд (4 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда.
Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд
и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Родина (5,6 ч). Наша Родина – Россия. Российская Федерация. Субъекты Федерации.
Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит
быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники.
История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин Отечества – достойный
сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России:
какие

права

человек

получает

от

рождения.

Россия

–

многонационально

государство.

Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России.
Межнациональные отношения.
Итоговый модуль (4,8 ч). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни
каждого.
В содержание курса интегрировано включены часы Регионального компонента «История и
общество родного края» в количестве 5,5 часов.
Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное
пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.
1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (как найти достойную работу?).
5. Бизнес (иллюстрированный словарь).

6. Как работает современный рынок.
7. Здоровый образ жизни.
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Мой город – город для всех.
10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Образовательная карта моего города (куда пойти учиться?).
12. Человек долга – кто он, каков он?
13. Свободное время школьника.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
В результате освоения курса обществознания 5 класса учащиеся должны овладеть
следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих
умений и качеств:
• мотивированность и направленность на активное участие в будущем в общественной и
государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия
народов, на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УДД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также
искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УДД:
• проводить наблюдения под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.

Коммуникативные УДД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, с учётом мнения других людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою
точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
В области познавательной:
• относительно целостное представление о человеке, механизмах и регуляторах деятельности
людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: философии,
социологии, экономики, юриспруденции, психологии и культурологии.
В области ценностно-мотивационной:
• понимание побудительной роли мотивов и деятельности человека, места ценностей и
мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения курса обществознания учащиеся должны усвоить следующее.
Знать и понимать:
• социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
• значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
• закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• различные подходы к исследованию человека и общества;
• основные социальные институты и процессы;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их
место и значение в жизни общества как целостной системы;
• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
• формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы по
определённым проблемам;
• применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих
актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни для:
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными
институтами;
• ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной
гражданской позиции;
• оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей;
• нравственной оценки социального поведения людей;
• предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
• осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными
ценностями и разным социальным положением.

Место предмета
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Введение в
обществознание» обществознания в 5 классах отводится 0,8 час в учебную неделю, итого 27,2 ч за
учебный год, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 3,2 резервных часа на
практические и тому подобные работы. Большинство тем программы 5 класса разбиты на 2 урока и
предполагают выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют
практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на
практике усвоенное содержание. Данная программа составлена в соответствии с таким
распределением учебного времени.
В содержание курса интегрировано включены часы Регионального компонента «История и
общество родного края» в количестве 5,5 часов.

Межпредметные связи
История, 5 класс: формирование единой с историей системы понятий, структуры
общественных связей.
Литература, 5 класс: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у
учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
География, 5 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура
географических названий.
Биология, 5 класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания
мира человеческим обществом.

Учебное и учебно-методическое обеспечение
Обществознание: 5 класс: учебник для образовательных учреждений с приложением на
электронном носителе. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016.
Мультимедиа
Мультимедийное приложение к учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание: 5 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе» (М.:
Просвещение, 2016).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Кол-во
Тема урока
урока часов
1,2
2
Вводный урок
Глава 1. Человек (3,2 ч)
3
1
Загадки человека
4
1
Человек и наследственность
5
1
Отрочество – особая пора жизни
6
1
Самостоятельность – показатель взрослости
Глава 2. Семья (4,8 ч)
7
1
Семья и семейные отношения
8
1
Семья и семейные ценности
Р: Моя семья, наши семейные традиции и ценности
9
1
Семейное хозяйство
10
1
Как хозяйствовать по правилам?
11,12
2
Свободное время
Глава 3. Школа (4 ч)
13
1
Образование в жизни человека
Р: Образование в Магаданской области
14
1
Чему учит сегодня школа?
Р: Образовательные учреждения Магаданской области
15
1
Образование и самообразование
Р: Профессии, которые можно получить в Магаданской области
16
1
Испокон веков книга растит человека
Р: Библиотеки на территории п. Ола
17
1
Одноклассники, сверстники, друзья
Глава 4. Труд (4 ч)
18
1
Труд – основа жизни
Трудовая деятельность несовершеннолетних
19
1
Богатство и бедность
Р: Доход несовершеннолетних в Ольском округе
20
1
Труд и творчество
Творческая деятельность в Ольском округе
21,22
2
Проект «Творчество в науке и искусстве»
Глава 5. Родина (5,6 ч)
23
1
Наша Родина – Россия
Р: Моя малая Родина – Магаданская область
24
1
Моя Родина – Россия
25
1
Государственные символы России
Р: Государственные символы Магаданской области
26
1
Гражданин России
Р: Патриотизм на территории Ольского округа
27
1
Я – гражданин России
Р: Гражданская позиция населения Магаданской области
28
1
Мы – многонациональный народ
Р: Национальный состав Магаданской области
29
1
Многонациональная культура России
Р: Национальная культура Магаданской области
30,31
2
Проверим знания по теме «Родина»
32,33
2
Человек. Семья. Школа, Труд. Родина.
34
1
Применение знаний на практике

Дата проведения
План
Факт
05,12.09.23
19.09.23
26.09.23
03.10.23
10.10.23
17.10.23
24.10.23
07.11.23
14.11.23
21,28.11.23
05.12.23
12.12.23
19.12.23
26.12.23
09.01.24
16.01.24
23.01.24
30.01.24
06,13.02.24
20.02.24
27.02.24
06.03.24
13.03.24
20.03.24
03.04.24
10.04.24
17,24.04.24
08,15.05.24
22.05.24



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.