МОГКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/____________/
Протокол МО
№ __1_ от «27»_08__2023 г.
«Согласовано»
ЗАМ директора по УВР
МОГКОУ «СОШ п. Ола»
_____________/____________/
«28»__сентября___2023 г.
«Утверждаю»
И.о.директора школы
___________ / _____________/
Приказ
№ 506 от «29» _08_2023
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для учащихся 4 класса
Программа составлена на основе: ФАОП НОО от 24.11.2022 г № 1023
п. Ола, 2023г
2
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с ЗПР разработана на
основе:
•
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ. От
29.12.2012г.
•
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
•
ФАОП НОО от 24.11.2022 г № 1023
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10
июля 2015 г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно -эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует
познавательные и социокультурные цели:
•
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как
составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления
учеников;
•
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной
компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи,
а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо
решение следующих практических задач:
•
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
•
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
•
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен
на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших
школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный,
обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество
подготовки учащегося по другим школьным предметам.
Направления коррекционной работы:
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности через упражнения, ориентирование
в задании при работе с тетрадями для самостоятельных работ в
соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями учителя, осуществление
самоконтроля и самооценки при выполнении таких работ.
Формирование умений и навыков при списывании и записи по диктовку учителя.
Учёт темпа деятельности детей с ЗПР, готовности к усвоению нового материала. Предупреждение
психофизических перегрузок.
Создание климата психологического комфорта.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.
3
2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными
линиями:
•
Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика),
лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
•
Орфография и пунктуация;
•
Развитие речи;
•
Лексикография.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского
языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению
норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также
развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и
формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на
формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших
школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный,
обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество
подготовки учащегося по другим школьным предметам.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных
интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по
результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой:
читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и
справочниками, а также средствами ИКТ.
Коррекционный курс способствует:
овладению базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция
ее недостатков;
развитию познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических
функций;
развитию зрительно-моторной координации; формированию произвольной регуляции деятельности
и поведения;
коррекции нарушений устной и письменной речи;
обеспечению учащемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышению мотивации к
школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при
изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где
осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается
помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении программы в целом.
3. Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном
плане
Количество часов, отводимое в 4 классе на изучение коррекционного курса предмета «Русский
язык», составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
4.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский
язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа,
средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у
учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении
национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному
использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем
4
общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о
нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях,
задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Планируемые результаты сформированности социальных (жизненных) компетенций:
Умение адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с
состоянием здоровья.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление
внимания и оказание помощи.
Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие,
намерение, просьбу, опасение.
Стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса.
Умение осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов.
Умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и
социальной действительности. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест
за пределами дома и школы.
Планируемые результаты специальной поддержки:
Выраженное стремление усваивать новый учебный материал, проявление желания включаться в
классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
Проявление потребности делиться своими впечатлениями, задавать вопросы;
Знакомство со способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
овладение навыками наблюдательности;
Стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической
деятельности;
Овладение первоначальными навыками умения ставить и удерживать цель деятельности;
планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать
самоконтроль на всех этапах деятельности;
Осуществление словесного отчётао процессе и результатах деятельности; оценивание процесса и
результата деятельности.
Специфические результаты:
Обучение носит элементарно - практический характер. В процессе обучения у учащихся
последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать
языковой материал, давать простейшие объяснения.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных
и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о
согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов,
действий, признаков.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают
пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний.
5
Совершенствуются графические навыки.
Умение воспроизводить словесный материал близко к тексту, пользуясь планом ответа. Проявление
способностей к творческой деятельности.
Проявление навыков самоконтроля, целеустремлённости внимания;
Осуществление фонематического анализа и синтеза;
Расширение активного словаря.
Проявление потребности выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения.
б.Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам.
Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний
звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей
русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов
(ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён существительных
(кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во
множественном числе); собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена существительные
1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного
(повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные
местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного
числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем
и будущем времени (спряжение) I и II спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения
глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог.
Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных
предложениях. Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды
предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды
предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и
нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами:
без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
6
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом
материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
•
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий,
-ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
•
безударные падежные окончания имён прилагательных;
•
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
•
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
•
безударные личные окончания глаголов;
•
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и
без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки
препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Содержание внутрипредметного модуля «Живое слово»
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного
общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы
текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный
устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации,
содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
На уроках русского языка решаются как общие с образовательной школой, так и
специфические коррекционные задачи:
-Развитие фонетического слуха, функции фонематического анализа и синтеза; -Совершенствование
грамматического строя речи.
-Расширение активного словаря.
-Развитие способностей к творческой деятельности.
-Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения.
-Увеличение объёма зрительных, слуховых, моторных восприятий;
-Совершенствование точности восприятий;
-Усвоение знаний, умений и навыков при помощи произвольного осознанного запоминания;
-Формирование полноты воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом ответа,
составлять план ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту;
-Развитие словесно - логической, образной, зрительной памяти;
-Умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования; развивать функции
фонематического анализа и синтеза;
- Совершенствование грамматического строя речи.
7
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№
Название раздела
1 Сведения о русском
языке
2
Фонетика и
Количество
часов
2
2
ЭОР и ЦОР
Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
Электронная
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
-Установление доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе;
-Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
8
графика
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
3 Лексика
4 Состав
(морфемика)
2
слова
3
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими и
сверстниками, принципы учебной
дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
-включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации обучающихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
-применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
-включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации обучающихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся;
Электронная форма -Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
учебника,
библиотека РЭШ. аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
Единая
значимой информацией;
коллекция
-демонстрация обучающимся
цифровых
примеров ответственного,
9
5 Морфология
8
мотивации обучающихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе; инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся;
6 Синтаксис
7 Орфография
пунктуация
образовательных
ресурсов
(schoolгражданского поведения,
collection.edu.ru).
проявления человеколюбия и
добросердечности через подбор
соответствующих текстов;
-включение в урок игровых
процедур, с целью поддержания
мотивации обучающихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе; инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся;
Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ. -Применение на уроке
интерактивных форм работы с
Единая
обучающимися:
коллекция
интеллектуальных игр,
цифровых
стимулирующих познавательную
образовательных
мотивацию обучающихся;
ресурсов (school-включение в урок игровых
collection.edu.ru).
процедур, с целью поддержания
7
и
7
Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
-демонстрация обучающимся
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности через подбор
соответствующих текстов;
-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
-демонстрация обучающимся
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности через подбор
соответствующих
10
текстов;
-применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся;
8 Внутрипредметны й
модуль «Живое слово»
(Развитие речи)
3
Электронная форма
учебника,
библиотека РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
-демонстрация обучающимся
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности через подбор
соответствующих текстов;
-применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся;
Итого: 34 часа
11
Номер Название раздела,
урока номер урока в разделе
по
порядку
Тема урока
Знакомство с учебником . Наша речь и наш
язык.
Язык и речь. Формулы вежливости.
3
Сведения о русском
языке (1)
Сведения о русском
языке (2)
Модуль №1
4
Модуль №2
5
Модуль №3
Обучающее изложение повествовательного
текста.
Анализ изложения. Типы текстов.
1
2
7
Орфография и
пунктуация (1)
Синтаксис (1)
8
Синтаксис (2)
9
Синтаксис (3)
10
Модуль №4
11
Синтаксис (4)
6
12
13
Орфография и
пунктуация (2)
Синтаксис (5)
14
Состав слова
(морфемика) (1)
15
Синтаксис (6)
16
Синтаксис (7)
17
Синтаксис (8)
18
Орфография и
пунктуация (3)
19
Орфография и
пунктуация (4)
Текст и его план
Контрольное списывание №1
Виды и формы
контроля
Устный опрос
Практическая
работа
Фронт. и индивид.
опрос
Изложение
Фронт. и индивид.
опрос
Контрольное
списывание
Слово, сочетание слов (словосочетание) и Фронт. и индивид.
предложение, осознание их сходства и опрос
различий;
Фронт. и индивид.
Связь между словами в словосочетании и
опрос
предложении (при помощи смысловых
вопросов).
Виды предложений по цели высказывания и Фронт. и индивид.
по интонации .
опрос
Диалог. Обращение.
Фронт. и индивид.
опрос Слов./д
Фронт и индивид
опрос.
Распространённые и нераспространённые
предложения. Г лавные и второстепенные
члены предложения.
Bходной мониторинг
К/д.
Работа над ошибками. Словосочетание.
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос
Повторение: состав изменяемых слов,
выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса.
Фронт. и индивид.
Однородные члены предложения (общее
опрос
понятие)
Фронт. и индивид.
Интонация перечисления в предложениях с опрос
однородными членами. Предложения с
однородными членами без союзов
Фронт. и индивид.
Предложения с однородными членами с
опрос
союзами а, но, с одиночным союзом и.
Связь однородных членов предложения.
Фронт. и индивид.
Знаки препинания в предложениях с
опрос
однородными членами.
Проверочная
работа
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Проверочная работа
20
21
Модуль №5
Синтаксис (9)
22
Синтаксис (10)
23
Синтаксис (11)
24
Синтаксис (12)
25
Синтаксис (13)
26
27
28
Орфография и
пунктуация (5)
Синтаксис (14)
Модуль №6
30
Орфография и
пунктуация (6)
Модуль №7
31
Лексика (1)
32
Лексика (2)
33
Лексика (3)
34
Лексика (4)
35
Состав слова
(морфемика) (2)
Состав слова
(морфемика) (3)
29
36
37
38
39
40
41
Состав слова
(морфемика) (4)
Орфография и
пунктуация (7)
Орфография и
пунктуация (8)
Орфография и
пунктуация (9)
Орфография и
Сочинение по картине И.И. Левитана
«Золотая осень»
Работа над ошибками. Простые и сложные
предложения. Связь между простыми
предложениями в составе сложного
Сложное предложение и предложение с
однородными членами.
Сложносочинённые предложения с союзами
и, а, но;
Сложносочинённые предложения с союзами
и, а, но;
Бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов)
Упражнение в написании сложных
предложений.
Обобщающий урок по теме "Предложение"
Сочинение
Фронт. и индивид.
опрос Слов./д
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос
Практическая
работа
Самооценка с
использованием
«Оценоч. листа»
Проект
Проект "Похвальное слово знакам
препинания"
К/д
Контрольный диктант по теме
«Предложение»
Работа над ошибками. Обучающее изложение Изложение
повествовательного текста.
Фронт. и индивид.
Анализ изложения. Слово и его лексическое опрос
значение. Многозначные слова. Прямое и
переносное значения слов.
Фронт и индивид
Заимствованные слова. Устаревшие слова.
опрос.
Фронт и индивид
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Наблюдение за использованием в речи
опрос. Слов/д
синонимов, антонимов, устаревших слов
(простые случаи).
Тестирование
Фразеологизмы. Обобщение знаний о
лексических группах слов
Фронт. и индивид.
Основа слова. Состав неизменяемых слов.
опрос
Фронт. и индивид.
Значение наиболее употребляемых
опрос
суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Состав слова. Распознавание значимых
Проверочная
частей слова. Проверочная работа
работа
Правописание гласных и согласных в корнях Фронт. и индивид.
опрос
слов.
Фронт. и индивид.
Правописание гласных и согласных в корнях опрос
слов, удвоенных согласных в словах.
Правописание приставок и суффиксов.
Фронт. и индивид.
опрос
Разделительные твёрдый и мягкий
Самостоятельная
13
42
пунктуация (10)
Модуль №8
43
Морфология (1)
44
Морфология (2)
45
Морфология (3)
46
Модуль №9
47
48
Морфология (4)
Орфография и
пунктуация (11)
49
Орфография и
пунктуация (12)
50
51
Орфография и
пунктуация (13)
Модуль №10
52
Морфология (5)
53
Морфология (6)
54
Морфология (7)
55
Морфология (8)
56
Морфология (9)
57
Морфология (10)
58
Морфология (11)
59
Модуль №11
60
Морфология (12)
знаки
Обучающее изложение повествовательного
текста.
Анализ изложения. Части речи.
Морфологические признаки частей речи.
Склонение имен существительных и имен
прилагательных.
Имя числительное. Глагол
работа
Изложение
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос
Сочинение
Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова
«Иван-царевич на Сером волке»
Анализ сочинения. Работа над ошибками.
Наречие как часть речи.
Правописание наречий.
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос Слов./д
Обобщающий урок по теме "Слово в языке и Самооценка с
речи"
использованием
«Оценоч. листа»
К/д
Контрольный диктант по теме «Слово в
языке и речи»
Фронт. и индивид.
Работа над ошибками. Корректирование
опрос
текстов с учётом точности, правильности,
богатства и выразительности письменной
речи.
Распознавание падежей имён
Фронт. и индивид.
существительных.
опрос
Фронт. и индивид.
Упражнение в распознавании именительного, опрос
родительного, винительного падежей
неодушевленных имен существительных.
Фронт. и индивид.
Упражнение в распознавании одушевленных опрос
имен существительных в родительном и
винительном падежах, в дательном падеже.
Фронт. и индивид.
Упражнение в распознавании имен
опрос
существительных в творительном и
предложных падежах
Проверочная
Повторение сведений о падежах и приемах их работа
распознавания. Несклоняемые имена
существительные. Проверочная работа
Три склонения имён существительных (общее Фронт. и индивид.
опрос
представление).
1-е склонение имён существительных
Упражнение в распознавании имён
Фронт. и индивид.
существительных 1-го склонения
опрос
Сочинение
Сочинение по картине А.А. Пластова
«Первый снег».
Анализ сочинения. Работа над
Фронт. и
14
61
Морфология (13)
ошибками. 2-е склонение имён
существительных
Упражнение в распознавании имён
существительных 2-го склонения.
Морфология (14)
3-е склонение имён существительных
63
Морфология (15)
64
Морфология (16)
Упражнение в распознавании имён
существительных 3-го склонения
62
65
Модуль №12
66
Орфография и
пунктуация (14)
67
Морфология (17)
68
Орфография и
пунктуация (15)
69
Морфология (18)
70
Орфография и
пунктуация (16)
Орфография и
пунктуация (17)
Орфография и
пунктуация (18)
71
72
73
74
75
76
77
78
79
Орфография и
пунктуация (19)
Орфография и
пунктуация (20)
Орфография и
пунктуация (21)
Орфография и
пунктуация (22)
Модуль №13
Орфография и
пунктуация (23)
Модуль № 14
Типы склонения. Алгоритм определения
склонения имени существительного.
Обучающее изложение повествовательного
текста.
индивид. опрос
Фронт. и индивид.
опрос Слов./д
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос
Практическая
работа
Изложение
Фронт. и индивид.
опрос
Анализ изложения. Падежные окончания
имен существительных единственного числа
1, 2, 3 - го склонения. Способы проверки
безударных падежных окончаний имён
существительных
Именительный и винительный падежи.
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
Правописание окончаний имён
опрос
существительных в родительном падеже.
Именительный, родительный и винительный Фронт. и индивид.
опрос
падежи одушевлённых имён
существительных.
Правописание окончаний имён
Фронт. и индивид.
существительных в дательном падеже.
опрос
Контрольная работа за 1 полугодие
К/д
Упражнение в правописании безударных
окончаний имен существительных в
родительном и дательном падежах.
Правописание окончаний имён
существительных в творительном падеже
Упражнение в правописании окончаний имен
существительных в творительном падеже
Правописание окончаний имён
существительных в предложном падеже
Правописание безударных окончаний имен
существительных во всех падежах.
Сочинение по картине В.А.Тропинина
«Кружевница»
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос Слов./д
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос
Сочинение
Практическая
работа
Анализ сочинения. Работа над ошибками.
Упражнение в правописании безударных
падежных окончаний имён существительных.
Формулирование простых выводов на
Фронт. и
15
80
Орфография и
пунктуация (24)
81
Морфология (19)
82
Морфология (20)
83
Морфология (21)
84
Орфография и
пунктуация (25)
85
Морфология (22)
86
Орфография и
пунктуация (26)
87
Орфография и
пунктуация (27)
88
Модуль №15
89
90
Модуль №16
Морфология (23)
91
Морфология (24)
92
Морфология (25)
93
Модуль №17
94
Морфология (26)
95
Орфография и
пунктуация (28)
96
Орфография и
основе информации, содержащейся в тексте. индивид. опрос
Интерпретация и обобщение содержащейся в
тексте информации.
К/д
Контрольный диктант по теме
«Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных в
единственном числе»
Фронт. и индивид.
опрос
Работа над ошибками. Склонение имен
существительных во множественном числе.
Фронт. и индивид.
Именительный падеж имён существительных опрос
множественного числа.
Фронт. и индивид.
Родительный падеж имён существительных опрос
множественного числа.
Фронт. и индивид.
опрос
Правописание окончаний имен
существительных множественного числа в
родительном падеже. Родительный и
винительный падежи имен существительных
множественного числа.
Дательный, творительный, предложный
Фронт. и индивид.
падежи имён существительных
множественного числа
опрос Слов./д
Практическая
Анализ изложения. Правописание падежных работа
окончаний имён существительных в
единственном и множественном числе
Проверочная
работа
Обобщающий урок по теме "Имя
существительное" Проверочная работа
Изложение
Работа над ошибками. Обучающее изложение
повествовательного текста. Упр. 273
Проект «Г оворите правильно»
Проект
Имя прилагательное - как часть речи.
Фронт. и индивид.
опрос
Род и число имён прилагательных.
Фронт. и индивид.
опрос
Склонение имён прилагательных
Фронт. и индивид.
опрос
Сочинение
Сочинение на тему «Чем мне запомнилась
картина В.Серова «Мика Морозов»
Фронт. и индивид.
Работа над ошибками. Склонение имён
прилагательных мужского и среднего рода в опрос
единственном числе.
Фронт. и индивид.
Правописание окончаний имен
прилагательных мужского и среднего рода в опрос
именительном падеже.
Правописание окончаний имен
Фронт. и
16
пунктуация (29)
97
Орфография и
пунктуация (30)
98
Морфология (27)
99
Орфография и
пунктуация (31)
100
Орфография и
пунктуация (32)
101
Модуль №18
102
Модуль №19
103
Орфография и
пунктуация (33)
104
Морфология (28)
105
Морфология (29)
106
Морфология (30)
107
Морфология (31)
108
Орфография и
пунктуация (34)
109
110
Модуль №20
Орфография и
пунктуация (35)
111
Морфология (32)
112
113
Модуль №21
Морфология (33)
114
Морфология (34)
115
Морфология (35)
прилагательных мужского и среднего рода в индивид. опрос
родительном падеже.
Фронт. и индивид.
Правописание окончаний имен
прилагательных мужского и среднего рода в опрос
дательном падеже.
Фронт. и индивид.
Именительный, винительный, родительный опрос
падежи имён прилагательных
Фронт. и индивид.
опрос
Правописание окончаний имен
прилагательных мужского и среднего рода в
творительном и предложном падежах.
Самостоятельная
Упражнение в правописании окончаний имён работа
прилагательных мужского и среднего рода
Выборочное изложение описательного текста. Изложение
Упр.57
Проект
Анализ изложения. Наши проекты «Имена
прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке
А.С. Пушкина»
Фронт. и индивид.
Правописание падежных окончаний имен
опрос
прилагательных мужского и среднего рода
Склонение имён прилагательных в женском Фронт. и индивид.
опрос
роде
Именительный и винительный падежи имён Фронт. и индивид.
прилагательных женского рода
опрос
Фронт. и индивид.
Родительный, дательный, творительный и
предложный падежи имён прилагательных
опрос
женского рода
Винительный и творительный падежи имён Фронт. и индивид.
прилагательных женского рода
опрос
Проверочная
Упражнение в правописании падежных
работа
окончаний имен прилагательных.
Проверочная работа
Изложение описательного текста.
Изложение
Фронт. и индивид.
Анализ изложения. Правописание падежных опрос
окончаний имен прилагательных.
Склонение имён прилагательных во
Фронт. и индивид.
множественном числе.
опрос Слов./д
Сочинение
Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха
«Заморские гости».
.Анализ сочинения. Работа над ошибками.
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных множественного числа
Родительный и предложный падежи имён
прилагательных множественного числа.
Дательный и творительный падежи
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и
17
116
Орфография и
пунктуация (36)
117
Модуль №22
118
Морфология (36)
119
Орфография и
пунктуация (37)
Модуль №23
120
121
122
Морфология (37)
Морфология (38)
123
Морфология (39)
124
Морфология (40)
125
Модуль №24
126
Орфография и
пунктуация (38)
127
Орфография и
пунктуация (39)
128
Модуль №25
129
130
Орфография и
пунктуация (40)
Морфология (41)
131
Морфология (42)
132
Морфология (43)
133
Морфология (44)
134
Модуль №26
135
Морфология (45)
136
Морфология (46)
137
Орфография и
индивид. опрос
имён прилагательных множественного числа.
Обобщающий урок по теме "Имя
Самооценка с
прилагательное"
использованием
«Оценоч. листа»
Сочинение
Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря
«Февральская лазурь»
Фронт. и индивид.
Анализ сочинения. Работа над ошибками.
опрос
Обобщение по теме «Имя прилагательное».
К/д
Контрольный диктант по теме «Имя
прилагательное».
Самос. работа
Анализ контрольного диктанта. Изучающее,
ознакомительное чтение. Поиск информации,
заданной в тексте в явном виде.
Местоимение как часть речи Личные
Фронт. и индивид.
местоимения.
опрос
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го Фронт. и индивид.
опрос
лица по падежам
Изменение личных местоимений 3-го лица по Фронт. и индивид.
опрос
падежам.
Изменение личных местоимений по падежам.
Фронт. и индивид.
опрос Слов./д
Изложение
Изложение повествовательного текста с
элементами описания.
Изменение личных местоимений по падежам. Фронт. и индивид.
опрос
Обобщающий урок по теме «Местоимение». Самооценка с
использованием
«Оценоч. листа»
Ситуации устного и письменного общения
Фронт. и индивид.
(письмо, поздравительная открытка,
опрос
объявление)
К/д
Контрольный диктант по теме
«Местоимение»
Роль глаголов в языке
Фронт. и индивид.
опрос
Изменение глаголов по временам
Фронт. и индивид.
опрос
Неопределённая форма глагола
Фронт. и индивид.
опрос
Изменение глаголов по временам
Фронт. и индивид.
опрос
Изложение
Изложение повествовательного текста по
цитатному плану.
Фронт. и индивид.
Анализ изложения. Спряжение глаголов.
опрос
Спряжение глаголов.
Фронт. и индивид.
опрос
2-е лицо глаголов настоящего и
Фронт. и
18
пунктуация (41)
138
Модуль №27
139
Морфология (47)
140
Морфология (48)
141
Орфография и
пунктуация (42)
142
Орфография и
пунктуация (43)
143
Орфография и
пунктуация (44)
144
Морфология (49)
145
Орфография и
пунктуация (45)
Орфография и
пунктуация (46)
Модуль №28
146
147
148
Орфография и
пунктуация (47)
149
Орфография и
пунктуация (48)
Орфография и
пунктуация (49)
Орфография и
пунктуация (50)
Орфография и
пунктуация (51)
Модуль №29
150
151
152
153
154
155
156
Орфография и
пунктуация (52)
Модуль №30
Модуль №31
индивид. опрос
будущего времени в единственном числе
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Сочинение
Большая вода».
Фронт. и индивид.
Анализ в сочинения. Работа над ошибками. опрос
I и II спряжение глаголов настоящего
времени.
I и II спряжение глаголов будущего времени.
Фронт. и индивид.
опрос Слов./д
Фронт. и индивид.
Правописание безударных личных окончаний опрос
глаголов в настоящем и в будущем времени.
Фронт. и индивид.
Правописание безударных личных окончаний опрос
глаголов в настоящем и в будущем времени.
Самост. работа
Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и в будущем времени.
Возвратные глаголы.
Фронт. и индивид.
опрос
Фронт. и индивид.
Правописание -тся и -ться в возвратных
опрос
глаголах.
Фронт. и индивид.
Правописание -тся и -ться в возвратных
опрос
глаголах.
Сочинение
Составление рассказа по серии картинок.
Фронт. и индивид.
Анализ сочинения. Работа над ошибками.
опрос
Правописание глаголов в прошедшем
времени.
Правописание родовых окончаний глаголов в Фронт. и индивид.
прошедшем времени.
опрос
Правописание безударного суффикса в
Фронт. и индивид.
глаголах прошедшего времени
опрос
Обобщение по теме «Глагол»
Тестирование
К/д
Контрольный диктант по теме «Г лагол»
Изложение повествовательного текста по
вопросам
Анализ контрольного диктанта. Работа над
ошибками.
Изложение повествовательного текста.
Анализ изложения. Язык. Речь. Текст
Изложение
Фронт. и индивид.
опрос
Изложение
157
Синтаксис (15)
Предложение и словосочетание.
158
Синтаксис (16)
Предложение и словосочетание.
Фронт. и индивид.
опрос Слов./д
Фронт. и индивид.
опрос
Самост. работа
159
Орфография и
пунктуация (53)
Контрольное списывание №2
Контрольное
списывание
19
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
Лексика 5
Лексическое значение слова.
Орфография и
пунктуация (54)
Модуль №32
Промежуточная аттестация
Состав слова
(морфемика) (5)
Состав слова
(морфемика) (6)
Морфология (50)
Сочинение на тему «Мои впечатления от
картины И.И. Шишкина «Рожь».
Работа над ошибками. Состав слова.
Состав слова.
Части речи.
Фонетика и графика
(1)
Звуки и буквы.
Модуль №33
Контрольное изложение
повествовательного текста по цитатному
плану.
Анализ изложения. Звуки и буквы.
Фонетика и графика
(2)
Модуль №34
Морфология (51)
Игра «По галактике Частей Речи».
Обобщающий урок
Фронт. и индивид.
опрос
Промежуточная
аттестация
Сочинение
Фронт. и индивид.
опрос
Практическая
работа
Фронт. и индивид.
опрос Слов./д
Фронт. и индивид.
опрос
К/изложение
Практическая
работа
Игра
Фронт. и индивид.
опрос
Итого: 170 часов (из них 34 модульных занятия)
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Действия по алгоритму, по инструкции Списывание
Разнообразные виды диктантов (объяснительные, предупредительные, зрительные,
творческие, контрольные, словарные, выборочные, картинные)
Работа с текстом Работа с учебником Тестирование
Работа с таблицами и опорными схемами Моделирование и конструирование Анализ
проблемных учебных ситуаций Решение грамматических задач Обучающие изложения и
сочинения Лексико-фразеологические игры
Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного
запаса
Игры по морфемике и словообразованию
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
8. Описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса Программу
обеспечивают:
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 4 класс: учебник в 2 ч. - Просвещение: 2019 г.
2. О.Н.Крылова. Русский язык. 4 класс УМК Контрольные работы по русскому языку в 2 ч./
Издательство «Экзамен», 2021 г.
Материально-техническое обеспечение кабинета: мультимедийный проектор, ноутбук, ксерокс,
принтер
20