математика 7.2. 4 кл

МОГКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Ола»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________/____________/
Протокол МО
№ __1_ от «27»_08__2023 г.

«Согласовано»
ЗАМ директора по УВР
МОГКОУ «СОШ п. Ола»
_____________/____________/
«28»__сентября___2023 г.

«Утверждаю»
И.о.директора школы
___________ / _____________/
Приказ
№ 506 от «29» _08_2023

АДАПТИРОВАННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по математике
для учащихся 4 класса

Программа составлена на основе: ФАОП НОО от 24.11.2022 г № 1023

п. Ола, 2023г

2

1. Пояснительная записка
Адаптированная программа учебного предмета «Математика» для обучающихся с ЗПР
разработана на основе:
•
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ. От
29.12.2012г.
•
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
•
ФАОП НОО от 24.11.2022 г № 1023
•
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно -эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цели и задачи курса
Предлагаемый начальный курс математики имеет цель не только ввести ребенка в
абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал
обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные
навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется)
с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество
предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов
конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие
способы познания окружающей действительности.
Основные учебно-воспитательные задачи:
- математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений
для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении;
формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического
мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности
различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
- развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая
знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов
системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач),
систематизацию и структурирование знаний, моделирование самоконтроль и т.д..
Направления коррекционной работы:
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в
программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность
учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера — для
коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр.
Учёт темпа деятельности детей с ЗПР, готовности к усвоению нового материала. Предупреждение
психофизических перегрузок.
Создание климата психологического комфорта.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.

2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком
помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Характеристика коррекционного курса
Курс направлен на:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Освоение
3

возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в
зависимости от ситуации общения. Освоение необходимых учащемуся социальных ритуалов.
Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми
разного социального статуса.
Формирование внимания и интереса учащегося к новизне и изменчивости окружающего мира,
понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. Формирование умения
ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия учащегося с бытовым окружением,
миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и
безопасности.

З. Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном
плане

Количество часов, отводимое в 4 классе на дополнительное изучение предмета «Математика»
в рамках коррекции, составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса связаны с целевыми и ценностными установками
начального общего образования по математике, представленными в Примерной программе по
учебным предметам начального общего образования.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат такие ценности математики как:
— восприятие окружающего мира как единого и целостного при познании фактов, процессов,
явлений, происходящих в природе и обществе, средствами математических отношений (хронология
событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменением формы, размера, мер
и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются
условием целостного восприятия природы и творений человека (объекты природы, сокровища
культуры и искусства и т.д.);
— владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяют
ученику в его коммуникативной деятельности (аргументировать свою точку зрения, строить
логическую цепочку рассуждений, выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Математики» в единстве процессов
обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе
формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечит высокую
эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

5. Предметные результаты освоения учебного предмета,
коррекционного курса
Планируемые результаты освоения внутрипредметного модуля
Обучающиеся научатся:
-решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости);
-распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
-понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
-проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
-записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
-различать рациональный и нерациональный способ решения задачи;
-находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);
- решать задачи с помощью уравнений;
-видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы
и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей.
Планируемы результаты коррекционного курса:
•

•

использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и
геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов,
явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно4
познавательных и учебно-практических задач;

•

умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и,
исследовать, распознавать и изображать
геометрические фигуры.

6. Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение, упорядочение. Число, большее
или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз.
Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.
Единицы массы - центнер, тонна; соотношения между единицами массы.
Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр,
квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в
секунду); соотношение между единицами в пределах 100 000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное
умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000;
деление с остатком.
Умножение/деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений.
Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000.
Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение
неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2-3 действия: анализ, представление на модели;
планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих
процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объем
работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость), и решение соответствующих задач.
Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчета
количества, расхода, изменения.
Задачи на нахождение доли величины, величины по ее доле.
Разные способы решения некоторых видов изученных задач.
Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса.
Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля.
Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение,
называние.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из
прямоугольников/квадратов.
Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трех прямоугольников (квадратов).
Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка логических
рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах,
в таблицах, текстах.
Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре).
Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет.
Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме.
Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажеры, их использование под руководством
5
педагога и самостоятельно.
Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника,

электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного
возраста).
Алгоритмы решения учебных и практических задач.
Внутрипредметный модуль «Секреты математики»
«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация
и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены
числовые ряды и ряды геометрических фигур; работа на вычислительной машине; задачи
комбинаторного характера; математические игры «Угадай число», «Одиннадцать палочек»; задачирасчёты; деление фигуры на части;
применение знаний в изменённых условиях; построение цепочки логических рассуждений;
определение верно или неверно для заданного рисунка, простейшие высказывания с логическими
связками все если то изображение предметов на плане комнаты по описанию их расположения;
решение задач практического и геометрического содержания; обозначение чисел римскими цифрами;
вычерчивание узоров; логические задачи и задачи повышенного уровня сложности.
Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
• ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать ее в высказываниях и
рассуждениях;
• сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры), записывать
признак сравнения;
• выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия, прием вычисления, способ
решения, моделирование ситуации, перебор вариантов);
• обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире;
• конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством (отрезок заданной
длины, ломаная определенной длины, квадрат с заданным периметром);
• классифицировать объекты по 1-2 выбранным признакам.
• составлять модель математической задачи, проверять ее соответствие условиям задачи;
• определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые
весы), температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (макет спидометра),
вместимость (с помощью измерительных сосудов).
Работа с информацией:
• представлять информацию в разных формах;
• извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице, на диаграмме;
• использовать справочную литературу для поиска информации, в том числе интернет (в условиях
контролируемого выхода).
Универсальные коммуникативные учебные действия:
• использовать математическую терминологию для записи решения предметной или практической
задачи;
• приводить примеры и контрпримеры для подтверждения/опровержения вывода, гипотезы;
• конструировать, читать числовое выражение;
• описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии;
• характеризовать математические объекты, явления и события с помощью изученных величин;
• составлять инструкцию, записывать рассуждение;
• инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении.
Универсальные регулятивные учебные действия:
• контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения
текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения;
• самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений;
• находить, исправлять, прогнозировать трудности и ошибки в решении учебной задачи. Совместная
деятельность:
• участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения, распределять работу
между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества
вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа;
договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной работы с величинами (составление
6
расписания, подсчет денег, оценка стоимости и веса покупки, рост и вес человека, приближенная
оценка расстояний и временных интервалов; взвешивание; измерение температуры воздуха и воды),

геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при конструировании, расчет и разметка,
прикидка и оценка конечного результата).
На уроках математики решаются как общие с образовательной школой, так и специфические
коррекционные задачи:
Формирование навыков самоконтроля, развитие целеустремленности внимания, быструю
переключаемость внимания; воспитывать устойчивое внимание.
Развитие умения делать словесно - логические обобщения, группировать предметы, выделять из общего
частное, учить делать выводы, применять правила при выполнении упражнений, развивать
регулирующую функцию мышления.
Развитие устной и письменной речи (порождение связного письменного высказывания с
использованием математических терминов, понятий).

7. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся

№

Название

Кол.

раздела

часов

1 Числа

4

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Электронная форма
учебника, библиотека
РЭШ. Единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

-Установление доверительных
отношений с обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной
деятельности;
-побуждение обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения

7

со старшими и сверстниками,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; -привлечение
внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их
работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией;
-включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации обучающихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.

2

Величины

6

3

Арифметичес кие
действия

4

Электронная форма
учебника, библиотека
РЭШ. Единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов (school-Побуждение обучающихся
collection.edu.ru
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения
со старшими и сверстниками,
принципы учебной дисциплины и
самоорганизации; -привлечение
внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их
работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией;
-применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся;
-включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации обучающихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе.
Электронная форма
учебника, библиотека -Привлечение внимания
РЭШ. Единая
обучающихся к ценностному
коллекция цифровых аспекту изучаемых на уроках
образовательных
явлений, организация их работы с
ресурсов (schoolполучаемой на уроке социально
collection.edu.ru)
значимой информацией;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
8

4

Текстовые

с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся;
-включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации обучающихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся.
9

задачи

5

Пространстве
нные
отношения и
геометрическ ие
фигуры

9

Электронная форма
учебника, библиотека
РЭШ. Единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

Электронная форма
учебника, библиотека
РЭШ. Единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
-демонстрация обучающимся
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности
через подбор соответствующих задач
для решения;
-включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации обучающихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся.

-Применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся;
-включение в урок игровых
процедур с целью поддержания
мотивации обучающихся к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе;
-инициирование и поддержка
9

исследовательской деятельности
обучающихся.
Математическ
ая
информация

6

2

Электронная форма
учебника, библиотека
РЭШ. Единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru)

-Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально
значимой информацией;
-демонстрация обучающимся
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности
через подбор соответствующих
задач для решения;
-применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих
познавательную мотивацию
обучающихся;
инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
обучающихся.

Итого – 34 часа
№
урока
по
порядку

Название
раздела, номер
урока в разделе

1

Числа (2)

2

Числа (3)

3

Числа (4)

4

Числа (5)

6

Математическая
информация (1)

7

8

Математическая
информация (2)
Математическая
информация (3)

Тема урока

Числа в пределах миллиона: чтение,
запись, поразрядное сравнение,
упорядочение.
Число, большее или меньшее данного
числа на заданное число разрядных
единиц, в заданное число раз.
Свойства многозначного числа.
Дополнительные числа до заданного
круглого числа.

Виды, формы
контроля

Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос

Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос

Умножение трёхзначного числа на
однозначное число. Свойства умножения.
Алгоритм письменного деления.
Фронтальный и
Приёмы письменного деления

индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос

10

9
10

Арифметические
действия (1)
Математическая
информация (4)

11

Математическая
информация (5)

12

Математическая
информация (6)

13

Числа (6)

14

Математическая
информация (7)

15
16

Числа (7)
Числа (8)

17

Числа (9)

18

Арифметические
действия (2)

19

Числа (10)

20

Числа (11)

21

Числа (12)

22

Величины (1)

23

Величины (2)

24

Величины (3)

25

Величины (4)

26

Величины (5)

27

Величины (6)

28

Величины (7)

Входная контрольная работа №1
Работа над ошибками.
Работа с утверждениями: проверка
истинности, конструирование.
Модуль 1. Данные о реальных процессах
и явлениях окружающего мира,
представленные на столбчатых
диаграммах.
Модуль 2. Данные о реальных процессах
и явлениях окружающего мира,
представленные на схемах, в таблицах,
текстах.
Обобщение по разделу «Числа от 1 до
1000»
Модуль 3. Составление и проверка
логических рассуждений при решении
задач. Примеры и контрпримеры.
Класс единиц и класс тысяч.

Контрольная
работа
Фронтальный и
индивид. опрос
Практическая
работа

Фронтальный и
индивид. опрос

Самостоятельная
работа
Фронтальный и
индивид. опрос

Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
Чтение и запись многозначных чисел.
индивид. опрос
Фронтальный и
Разрядные слагаемые. Сравнение чисел. индивид. опрос
Математический
Увеличение и уменьшение числа в 10,
100, 1000 раз.
диктант
Закрепление изученного.
Устный опрос
Класс миллионов и класс миллиардов.
Фронтальный и
Модуль 4. Свойства многозначного
индивид. опрос
числа.
Контрольная
Контрольная работа №2 по теме
работа
«Числа, которые больше 1000.
Нумерация».
Анализ контрольной работы. Работа над Проект
ошибками
Модуль 5. Проект «Наш город в числах и
величинах»
Единицы длины. Километр. Закрепление Фронтальный и
индивид. опрос
изученного.
Единицы площади. Квадратный
Фронтальный и
километр. Квадратный миллиметр.
индивид. опрос
Практическая
работа
Модуль 6. Таблица единиц площади.
Измерение площади с помощью палетки.
Единица массы. Тонна. Центнер.
Фронтальный и
индивид. опрос
Модуль 7. Единицы времени. Секунда. Практическая
работа
Определение времени по часам.
Определение начала, конца и
продолжительности события.
Век. Таблица единиц времени.
Фронтальный и
11

29

Математическая
информация (8)

30

Величины (8)

31

Величины (9)

32

Арифметические
действия (3)
Арифметические
действия (4)

33

34
35
36
37
38
39

40
41
42
43
44
45
46

47
48
49

Текстовые задачи
(1)
Текстовые задачи
(2)
Текстовые задачи
(3)
Текстовые задачи
(4)
Текстовые задачи
(5)
Математическая
информация (9)

Математическая
информация (10)
Арифметические
действия (5)
Арифметические
действия (6)
Арифметические
действия (7)
Арифметические
действия (8)
Арифметические
действия (9)
Арифметические
действия (10)
Арифметические
действия (11)
Арифметические
действия (12)
Арифметические
действия (13)

индивид. опрос
Практическая
Модуль 8. Сбор математических данных работа
о заданном объекте (числе, величине).
Поиск информации в справочной
литературе, сети Интернет.
Контрольная работа №3 по теме
Контрольная
«Величины»
работа
Анализ контрольной работы. Работа над Фронтальный и
ошибками
индивид. опрос
Обобщение по разделу «Величины»
Устные и письменные приемы
Фронтальный и
вычислений.
индивид. опрос
Математический
Нахождение неизвестного слагаемого,
диктант
неизвестного уменьшаемого,
неизвестного вычитаемого.
Фронтальный и
Нахождение нескольких долей целого.
индивид. опрос
Решение задач.
Фронтальный и
индивид. опрос
Решение задач на нахождение нескольких Фронтальный и
долей целого.
индивид. опрос
Модуль 9. Сложение и вычитание
Самостоятельная
величин.
работа
Решение задач.
Фронтальный и
индивид. опрос
Практическая
Модуль 10. Сбор математических данных работа
о заданном объекте (геометрической
фигуре). Поиск информации в
справочной литературе, сети Интернет.
Фронтальный и
Модуль 11. Странички для
индивид. опрос
любознательных. Задачи-расчёты.
Контрольная работа №4 по теме
Контрольная
«Сложение и вычитание»
работа
Анализ контрольной работы. Работа над Фронтальный и
ошибками. Обобщение знаний.
индивид. опрос
Свойства умножения.
Устный опрос
Письменные приемы умножения.
Умножение чисел, запись которых
оканчивается нулями.
Нахождение неизвестного множителя,
неизвестного делимого, неизвестного
делителя.
Модуль 12. Деление с числами 0 и 1
Письменные приемы деления
Приемы деления и умножения.

Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос
Математический
диктант
Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос
Самостоятельная
работа
12

50

Текстовые задачи
(6)

51

Арифметические
действия (14)

52

Арифметические
действия (15)

53

Текстовые задачи
(7)
Арифметические
действия (16)

54

55

Арифметические
действия (17)

56

58

Текстовые задачи
(8)
Текстовые задачи
(9)
Величины (10)

59

Величины (11)

57

60
61

62
63
64
65
66
67
68
69

70
71
72

Текстовые задачи
(10)
Текстовые задачи
(11)
Текстовые задачи
(12)
Текстовые задачи
(13)
Величины (12)
Арифметические
действия (18)
Арифметические
действия (19)
Текстовые задачи
(14)
Арифметические
действия (20)
Текстовые задачи
(15)
Арифметические
действия (21)
Арифметические
действия (22)
Текстовые задачи
(16)

Задачи на уменьшение и увеличение
числа в несколько раз, выраженные в
косвенной форме.
Закрепление изученного. Умножение и
деление на однозначное число.
Контрольная работа №5 по теме
«Умножение и деление на однозначное
число»
Анализ контрольной работы. Работа над
ошибками. Решение задач.
Деление многозначных чисел на
однозначные, когда в записи частного
есть нули.
Модуль 13. Проверка результата
вычислений, в том числе с помощью
калькулятора.

Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос
Контрольная
работа
Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос
Практическая
работа

Фронтальный и
Закрепление изученного. Решение задач. индивид. опрос
Решение задач.
Самостоятельная
работа
Фронтальный и
Модуль 14. Скорость. Единицы скорости. индивид. опрос
Взаимосвязь между скоростью, временем Фронтальный и
и расстоянием.
индивид. опрос
Решение задач на движение.
Фронтальный и
индивид. опрос
Решение задач на движение. Закрепление. Фронтальный и
индивид. опрос
Контрольная работа №6 за 1

Контрольная
работа
полугодие
Анализ контрольной работы. Работа над Фронтальный и
ошибками. Решение задач.
индивид. опрос
Модуль 15. Доля величины времени,
Фронтальный и
массы, длины.
индивид. опрос
Умножение числа на произведение.
Фронтальный и
индивид. опрос
Письменное умножение на числа,
Фронтальный и
оканчивающимися нулями.
индивид. опрос
Фронтальный и
Решение задач на встречное движение. индивид. опрос
Фронтальный и
Перестановка и группировка множителей. индивид. опрос
Практическая
Модуль 16. Решение задач на движение. работа
Представление на модели.
Деление числа на произведение.
Фронтальный и
индивид. опрос
Деление с остатком на 10,100, 1000.
Фронтальный и
индивид. опрос
Решение задач.
Самостоятельная
работа
13

73
74
75

76
77
78
79

80

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90

Арифметические
действия (23)
Арифметические
действия (24)
Арифметические
действия (25)
Текстовые задачи
(17)
Текстовые задачи
(18)
Текстовые задачи
(19)
Текстовые задачи
(20)
Текстовые задачи
(21)
Текстовые задачи
(22)
Арифметические
действия (26)
Арифметические
действия (27)
Арифметические
действия (28)
Текстовые задачи
(23)
Текстовые задачи
(24)
Арифметические
действия (29)
Арифметические
действия (30)
Арифметические
действия (31)
Арифметические
действия (32)

91

Арифметические
действия (33)

92

Математическая
информация (11)

93

Математическая
информация (12)

94

Математическая

Письменное деление на числа,
оканчивающегося нулями.
Умножение и деление на числа,
оканчивающиеся нулями.
Контрольная работа №7 по теме
«Умножение и деление на числа,
оканчивающиеся нулями»
Анализ контрольной работы Работа над
ошибками. Решение задач.
Решение задач на движение в
противоположных направлениях.
Решение задач на движение.

Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос
Контрольная
работа

Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
индивид. опрос
Закрепление изученного. Решение задач. Самостоятельная
работа

Модуль 17. Разные способы решения
некоторых видов изученных задач.
Решение задач на движение.

Фронтальный и
индивид. опрос

Фронтальный и
индивид. опрос
Умножение числа на сумму.
Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
Письменное умножение на двузначное
индивид. опрос
число.
Умножение на двузначное число.
Фронтальный и
индивид. опрос
Фронтальный и
Решение задач на нахождение
индивид. опрос
неизвестного по двум разностям.
Решение задач.
Самостоятельная
работа
Письменное умножение на трёхзначное Фронтальный и
индивид. опрос
число.
Умножение на трёхзначное число.
Фронтальный и
индивид. опрос
Закрепление изученного. Умножение на Фронтальный и
трёхзначное число.
индивид. опрос
Контрольная
Контрольная работа №8 по теме
работа
«Умножение на двузначное и
трёхзначное число»
Анализ контрольной работы Работа над Фронтальный и
индивид. опрос
ошибками. Повторение пройденного
материала.
Практическая
Модуль 18. Запись информации в
работа
предложенной таблице, на столбчатой
диаграмме.
Проект
Модуль 19. Проект «Математика вокруг
нас». Доступные электронные средства
обучения, пособия. Их использование под
руководством педагога и самостоятельно.
Модуль 20. Составление сборника
Коллективная
14

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104

105
106
107
108
109
110
111
102
113

114
115
116

117

информация (13)
Арифметические
действия (34)
Арифметические
действия (35)
Арифметические
действия (36)
Арифметические
действия (37)
Арифметические
действия (38)
Текстовые задачи
(25)
Арифметические
действия (39)
Арифметические
действия (40)
Арифметические
действия (41)
Математическая
информация (14)

математических задач и заданий.
Деление на двузначное число.

работа
Фронтальный и
индивид. опрос
Письменное деление на двузначное
Фронтальный и
число.
индивид. опрос
Фронтальный и
Алгоритм письменного деления на
индивид. опрос
двузначное число.
Письменное деление с остатком на
Самостоятельная
двузначное число.
работа
Фронтальный и
Деление с остатком на двузначное число. индивид. опрос
Фронтальный и
Закрепление изученного. Решение задач индивид. опрос
Закрепление изученного. Деление на
Фронтальный и
двузначное число.
индивид. опрос
Письменное деление на двузначное
Фронтальный и
число. Закрепление изученного.
индивид. опрос
Контрольная работа №9 по теме
Контрольная
«Деление на двузначное число»
работа
Фронтальный и
индивид. опрос
Работа над ошибками.
Модуль 21. Правила безопасной работы с
электронными источниками информации.
Деление на трёхзначное число.
Арифметические
Фронтальный и
действия (42)
индивид. опрос
Арифметические
Письменное деление на трёхзначное
Фронтальный и
действия (43)
число.
индивид. опрос
Арифметические
Фронтальный и
действия (44)
Алгоритм деления на трёхзначное число. индивид. опрос
Арифметические
Письменное деление на трёхзначное
Фронтальный и
действия (45)
число
индивид. опрос
Арифметические
Закрепление изученного. Деление на
Фронтальный и
действия (46)
трёхзначное число.
индивид. опрос
Деление
с
остатком.
Арифметические
Самостоятельная
действия (47)
работа
Арифметические
Деление с остатком на трёхзначное
Фронтальный и
действия (48)
число.
индивид. опрос
Арифметические
Деление на трёхзначное число.
Фронтальный и
действия (49)
Закрепление.
индивид. опрос
Практическая
Математическая
работа
Модуль 22. Алгоритмы для решения
информация (15)
учебных и практических задач.
Арифметические
Контрольная работа №10 по теме
Контрольная
действия (50)
«Деление на трёхзначное число».
работа
Арифметические
Анализ контрольной работы. Работа над Фронт и индивид
действия (51)
ошибками. Закрепление.
опрос.
Пространственн ые Модуль 23. Наглядные представления о Фронтальный и
отношения и
симметрии.
индивид. опрос
геометрические
фигуры (1)
Фронтальный и
Пространственн ые Ось симметрии фигуры. Фигуры,
имеющие
ось
симметрии.
индивид. опрос
отношения и
геометрические
15

118

119

120

121

122

123

124

125
126

127

128

129

130

131

фигуры (2)
Пространственн
отношения
геометрические
фигуры (3)
Пространственн
отношения
геометрические
фигуры (4)
Пространственн
отношения
геометрические
фигуры (5)
Пространственн
отношения
геометрические
фигуры (6)
Пространственн
отношения
геометрические
фигуры (7)
Пространственн
отношения
геометрические
фигуры (8)
Пространственн
отношения
геометрические
фигуры (9)
Арифметические
действия (52)
Пространственн
отношения
геометрические
фигуры (10)

ые Окружность, круг. Распознавание и
и изображение.

Фронтальный и
индивид. опрос

ые Построение окружности заданного
и радиуса.

Фронтальный и
индивид. опрос

ые Пространственные геометрические
и фигуры (тела): шар, куб.

Фронтальный и
индивид. опрос

ые Пространственные геометрические
и фигуры (тела): цилиндр, конус.

Фронтальный и
индивид. опрос

ые Пространственная геометрическая фигура Фронтальный и
и пирамида.
индивид. опрос

ые Построение геометрических фигур с
и помощью линейки, угольника.

Фронтальный и
индивид. опрос

ые Модуль 24. Построение геометрических Практическая
работа.
и фигур с помощью циркуля.

Контрольная работа №11
Промежуточная аттестация

Контрольная
работа
ые
Фронтальный и
и Анализ контрольной работы. Работа над индивид. опрос
ошибками.
Конструирование: разбиение фигуры на
прямоугольники (квадраты).
Пространственн ые Конструирование: составление фигур из Фронтальный и
индивид. опрос
отношения
и прямоугольников (квадратов)
геометрические
фигуры (11)
Фронтальный и
Пространственн ые Периметр фигуры, составленной из
отношения
и квадратов.
индивид. опрос
геометрические
фигуры (12)
Пространственн ые Периметр фигуры, составленной из двух- Фронтальный и
отношения
и трёх прямоугольников.
индивид. опрос
геометрические
фигуры (13)
Фронтальный и
Пространственн ые Площадь фигуры, составленной из
индивид. опрос
отношения
и квадратов.
геометрические
фигуры (14)
Пространственн
Площадь фигуры, составленной из
Фронтальный и
16

132

133

134

135

136

индивид. опрос
ые отношения и двух-трёх прямоугольников.
геометрические
фигуры (15)
Проверочная
Пространственн ые Проверочная работа по теме
работа
отношения
и «Пространственные отношения и
геометрические фигуры»
геометрические
фигуры (16)
Пространственн ые Анализ проверочной работы. Работа над Фронтальный и
индивид. опрос
отношения
и ошибками
геометрические
фигуры (17)
Фронтальная
Пространственн ые
отношения
и Модуль 25. Что узнали. Чему научились. работа
геометрические
Конструирование предметов из
фигуры (18)
геометрических фигур.
Пространственн ые Модуль 26. Урок-игра «В поисках клада» Фронтальная
работа
отношения
и
геометрические
фигуры (19)
Фронтальная
Пространственн ые Модуль 27. Итоговый урок за год.
работа
отношения
и
геометрические
фигуры (20)
Итого 136 часов (из них 27 модульных занятий)

Основные виды учебной деятельности обучающихся:
1. По форме организации: участвуют во фронтальной работе, работают в группах, в парах,
работают индивидуально.
2. По форме выполнения задания: слушают, пишут, решают устно и письменно, читают,
объясняют, наблюдают, строят модель (рисунки, схемы, чертеж, выкладку, математические записи),
отвечают, считают, проверяют, комментируют, проговаривают вслух («про себя»), оценивают,
дополняют.
3. По характеру познавательной деятельности (активности): действуют по образцу; планируют
деятельность; переносят знания, умения в новую ситуацию; ищут другие способы решения;
исследуют; моделируют; самостоятельно составляют; решают проблему.
4. По видам мыслительной деятельности: под руководством учителя сравнивают, устанавливая
различное или общее; анализируют, рассуждают, проводят аналогию, высказывают догадку,
выявляют способ решения (приемы работы), находят причинноследственные зависимости,
обобщают, классифицируют, систематизируют, структурируют, выявляют существенное; выделяют
главное в учебной информации, выявляют способ решения, самостоятельно формулируют правило.
5. По видам учебной деятельности: воспринимают или выделяют учебную цель, задачу;
разъясняют, с какой целью на уроке выполнялась определенная практическая деятельность;
устанавливают границу между известным и неизвестным; устанавливают несоответствие между
условиями новой учебной задачи и известными способами действий; определяют способ выполнения
учебного задания; планируют этапы и
последовательность выполнения учебного задания; осуществляют самоконтроль своих действий и
полученных результатов, соотносят их с образцом (алгоритмом) и устанавливают их соответствие или
несоответствие; исправляют ошибки; оценивают отдельные операции и результаты учебной
деятельности; дают прогностическую оценку своих возможностей относительно решения
поставленной перед ними учебной задачи.
17

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
1.
М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 4 класс:
учебник. В 2 ч. - Москва «Просвещение», 2021 г.
2.
М.И.Моро, С.В.Волкова. Математика. 4 класс: тетради для самостоятельной работы в 2 ч./
Москва «Просвещение», 2022 г.
3.
С.И.Волкова. Математика. 4 класс. Проверочные работы/ Москва «Просвещение», 2022 г.
Специфическое оборудование:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
магнитная доска;
интерактивная доска;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные
линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); демонстрационные пособия для
изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования:
модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел; демонстрационные таблицы
сложения и умножения (пустые и заполненные); видеофрагменты и другие информационные объекты,
отражающие основные темы курса математики.

18



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(41341)2-52-97