Функциональная грамотность_ 1-4 классы, 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Магаданской области
МОГКОУ "СОШ п.Ола"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Хафизова Е. А.
Приказ № 1 от
«27» августа 2023 г.

Дробышева Ю.Н.
Степанцов Д.А.
«28» августа 2023 г.
Приказ № 505
от «29» август 2023 г.

ПРОГРАММА

по курсу «Функциональная грамотность»
(обязательная часть: занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся)
для обучающихся 4 классов

п. Ола 2023 г.

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные
точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а
также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,
решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
2

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 1
год: 4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Деловые беседы;
• Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
• Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
3

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
4

- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире;
- способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о
глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального,
этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№
п/п
1

Раздел
Читательская
грамотность

2.

Итого
Естественнонаучная грамотность

3.

Итого
Финансовая
грамотность

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1

Содержание

Формы внеурочной деятельности

Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство русской избы
Предметы обихода русской избы
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;

5

1
1
1
1

4.

Итого
Математическая
грамотность

5.

Итого
Глобальная
компетентность

6.

Итого
Креативное
мышление
Итого

Итого

6
1
2
1
1
1
1
1
8
1
1
2
1
1
2

Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.

Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Организуем экскурсию
Отправляемся в путешествие.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Комплексное задание «Экологичная
обувь».
Комплексное задание «Этичная одежда».
История со словом «спички».
Рассказы по картинкам.

34

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п

Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Всего
В том числе
часов
Теория
Практика
Читательская грамотность
Старинная женская одежда.
1
0,5
0,5
Старинные женские головные убо1
0,5
0,5
ры.
Старинная мужская одежда и голов1
0,5
0,5
ные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Ру1
0,5
0,5
си.
Внутреннее убранство русской из1
0,5
0,5
бы.
Предметы обихода русской избы.
1
История посуды на Руси.
1
0,5
0,5
Какие деньги были раньше в России
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
Томат.
1
0,5
0,5
Болгарский перец.
1
0,5
0,5
Картофель.
1
0,5
0,5
Баклажан. Семейство Паслёновые.
1
0,5
0,5
Лук.
1
0,5
0,5
Капуста.
1
0,5
0,5
Горох.
1
0,5
0,5
Грибы.
1
0,5
0,5
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Экологичная
1
0,5
0,5
обувь».
6

Дата проведения
План
Факт
06.09.23
13.09.23
20.09.23
27.09.23
04.10.23
11.10.23
18.10.23
25.10.23
15.11.23
22.11.23
29.11.23
06.12.23
13.12.23
20.12.23
27.12.23
10.01.24
17.01.24

18. Комплексное задание «Этичная
1
0,5
одежда».
Финансовая грамотность
19. Потребительская корзина.
1
0,5
20. Прожиточный минимум.
1
0,5
21. Инфляция.
1
0,5
22. Распродажи, скидки, бонусы.
1
0,5
23. Благотворительность.
1
0,5
24. Страхование.
1
0,5
Математическая грамотность
25. В бассейне.
1
0,5
26. Делаем ремонт.
1
0,5
27. Делаем ремонт.
1
0,5
28. Праздничный торт.
1
0,5
29. Обустраиваем участок.
1
0,5
30. Поход в кино.
1
0,5
31. Организуем экскурсию
1
0,5
32. Отправляемся в путешествие.
1
0,5
Креативное мышление
История со словом «спички».
Рассказы по картинкам.
Итого:
16
16

7

0,5

24.01.24

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

31.01.24
07.02.24
14.02.24
21.02.24
28.02.24
06.03.24

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

27.03.24
03.04.24
10.04
17.04
24.04
08.05.
15.05
22.05.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.