МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
МОГКОУ "СОШ п.Ола"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
Заместитель директора
Директор
________________________ ________________________ ________________________
Хафизова Е.А.
Приказ № 1 от «27» августа
2023 г.
Дробышева Ю.Н.
Степанцов Д.А.
от «28» августа 2023 г.
Приказ № 505 от «29»
августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1173166)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3 класса
П. Ола, 2023г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет в 3 классе – 66 часов
В
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
• проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
• определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
• моделировать цепи питания в природном сообществе;
• различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
• понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
• находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
• читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
• находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
• соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
• описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
• описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;
• приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
• называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
• описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
• устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
• оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
• выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
• самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики
общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
• проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
• применение
правил
совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
• понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
• проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
• понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
• выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
• проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
• проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
• определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
• использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
• находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
• читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
•
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
• использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
• конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
• готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
• находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
•
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
• предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
• оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
• коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
• выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
• ответственно выполнять свою часть работы.
•
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
• различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам
России и своего региона;
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
• приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ
с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
• показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
• различать расходы и доходы семейного бюджета;
• распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
• проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
• группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
• сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
• использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
• использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в
природе, организме человека;
• фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;
•
•
•
•
•
•
•
•
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
1.2
Семья - коллектив близких. Родных
людей.
2
1.3
Страны и народы мира.
3
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
19
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.
11
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
2
2.3
Разнообразие растений
7
2.4
Разнообразие животных
7
2.5
Природные сообщества
3
2.6
Человек - часть природы
5
1
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
2
3.2
Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
6
Резервное время
6
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
4
5
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Безопасная информационная среда
1
2
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
природы
1
3
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые существа
1
4
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоём
1
5
Искусственные природные
сообщества, созданные человеком пруд, поле, парк, огород
1
6
Природные сообщества родного
края – два-три примера на основе
наблюдения
Р.К. Государственный природный
заповедник "Магаданский"
1
7
Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа
1
8
Что такое общество?
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
01.09.2023
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
06.09.2023
https://m.edsoo.ru/f840c162
Библиотека ЦОК
08.09.2023
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
Библиотека ЦОК
13.09.2023
https://m.edsoo.ru/f840ff74
Библиотека ЦОК
15.09.2023
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
20.09.2023
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
22.09.2023
https://m.edsoo.ru/f841330e
Библиотека ЦОК
27.09.2023
https://m.edsoo.ru/f84123aa
9
Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам России
1
10
Родной край – малая родина.
Российская Федерация
1
11
Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло,
пища (среда обитания) – обобщение
на основе результатов наблюдений и
работы с информацией
1
12
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры
Р.К. Культурные учреждения
Магаданской области.
1
13
Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых
веществ, жидкостей и газов
1
14
Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание,
называние, краткая характеристика
1
15
Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха
Р.К. Загрязнение воздуха в
Магаданской области и способы
борьбы с ней.
1
16
Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы
1
Библиотека ЦОК
29.09.2023
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
04.10.2023
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
06.10.2023
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
11.10.2023
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
13.10.2023
1
https://m.edsoo.ru/f840c7ca
Библиотека ЦОК
18.10.2023
https://m.edsoo.ru/f840c392
Библиотека ЦОК
20.10.2023
1
https://m.edsoo.ru/f840d328
Библиотека ЦОК
25.10.2023
https://m.edsoo.ru/f840cb62
17
Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе
Р.К. Водоёмы Магаданской области
1
18
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды
1
19
Почва, её состав. Значение для
живой природы
1
20
Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания
1
21
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)
Р.К. Лекарственные растения
Магаданской области
1
22
Растение как живой организм
1
23
Как растения размножаются?
1
24
Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)
1
25
Условия роста и развития растения
(по результатам наблюдений).
Бережное отношение человека к
растениям
Р.К. Ядовитые растения и грибы
нашего края
1
26
Жизнь животных в разные времена
года. Разнообразие животных
1
27
Особенности питания животных.
1
Библиотека ЦОК
27.10.2023
https://m.edsoo.ru/f840ce78
Библиотека ЦОК
10.11.2023
1
https://m.edsoo.ru/f840d03a
Библиотека ЦОК
15.11.2023
https://m.edsoo.ru/f840da26
Библиотека ЦОК
17.11.2023
https://m.edsoo.ru/f840df26
Библиотека ЦОК
22.11.2023
https://m.edsoo.ru/f840e0de
Библиотека ЦОК
24.11.2023
https://m.edsoo.ru/f840e282
Библиотека ЦОК
29.11.2023
1
https://m.edsoo.ru/f840e41c
Библиотека ЦОК
01.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
Библиотека ЦОК
06.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840e85e
Библиотека ЦОК
08.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
Цепи питания
13.12.2023
28
Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей
1
29
Роль животных в природе и жизни
людей
1
30
Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей.
Охрана животного мира в России
1
31
Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика
Р.К. Красная книга Магаданской
области
1
32
Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Многообразие
растений и животных"
1
33
Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание
Р.К. Съедобные грибы нашего края
1
34
Общее представление о строении
организма человека. Температура
тела, частота пульса как показатели
здоровья человека
1
35
Резервный урок. Органы чувств их
роль в жизни человека
1
36
Опорно-двигательная система и её
роль в жизни человека
1
37
Пищеварительная система и её роль
в жизни человека
1
38
Дыхательная система и её роль в
жизни человека
1
39
Кровеносная и нервная система и их
роль в жизни человека
1
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
15.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
Библиотека ЦОК
20.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840ed90
Библиотека ЦОК
22.12.2023
1
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
Библиотека ЦОК
27.12.2023
https://m.edsoo.ru/f840fde4
Библиотека ЦОК
1
29.12.2023
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
10.01.2024
1
https://m.edsoo.ru/f840f240
Библиотека ЦОК
12.01.2024
https://m.edsoo.ru/f84104ba
Библиотека ЦОК
17.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8410f78
Библиотека ЦОК
19.01.2024
https://m.edsoo.ru/f84116c6
Библиотека ЦОК
24.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
Библиотека ЦОК
26.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
Библиотека ЦОК
31.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8410654
40
Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма
1
41
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз
1
42
Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Человек - часть
природы. Строение тела человека"
1
43
Знаки безопасности во дворе жилого
дома. Безопасность в доме
1
44
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного, авиа и водного
транспорта. Знаки безопасности
45
Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части. Знаки
безопасности во дворе жилого дома
Р.К. Дорожные знаки по пути в
школу.
1
46
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме
1
47
Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в
культуре народов России
1
48
Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов
1
49
Полезные ископаемые – богатство
земных недр Р.К. Полезные
1
Библиотека ЦОК
02.02.2024
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
Библиотека ЦОК
07.02.2024
1
https://m.edsoo.ru/f8410910
Библиотека ЦОК
09.02.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
14.02.2024
https://m.edsoo.ru/f8411f90
Библиотека ЦОК
1
16.02.2024
21.02.2024
https://m.edsoo.ru/f8411dd8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
Библиотека ЦОК
28.02.2024
https://m.edsoo.ru/f84112c0
Библиотека ЦОК
01.03.2024
https://m.edsoo.ru/f841254e
Библиотека ЦОК
06.03.2024
https://m.edsoo.ru/f8412706
Библиотека ЦОК
22.03.2024
https://m.edsoo.ru/f8412896
ископаемые Магаданской области
50
Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности
региона
1
51
Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности
Р.К. Растениеводство в нашем крае
1
52
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на
производстве, в сельском хозяйстве
Р.К. Животноводство в нашем крае.
1
53
Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный
бюджет
1
54
Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи
1
55
Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы семьи
1
56
Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, ПереславльЗалесский
1
57
Города Золотого кольца России:
Ростов, Углич, Ярославль
1
58
Памятники природы и культуры
стран Европы (по выбору)
1
59
Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль
1
60
Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга
1
Библиотека ЦОК
27.03.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
29.03.2024
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
Библиотека ЦОК
03.04.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
05.04.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
10.04.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
12.04.2024
https://m.edsoo.ru/f8412ef4
Библиотека ЦОК
17.04.2024
https://m.edsoo.ru/f8413c3c
Библиотека ЦОК
19.04.2024
https://m.edsoo.ru/f8413e30
Библиотека ЦОК
24.04.2024
https://m.edsoo.ru/f84140ba
Библиотека ЦОК
26.04.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
03.05.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
61
Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода
1
62
Достопримечательности родного
края: памятники природы и
культуры региона Р.К. Памятники
Магаданской области, Ольского
района
1
63
Резервный урок. Проверочная
работа по теме "Наша Родина Российская Федерация"
1
64
Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)
1
65
Резервный урок. Проверочная
работа по итогам обучения в 3
классе
1
66
Памятники природы и культуры
Китая (по выбору) и стран Азии
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
66
Библиотека ЦОК
08.05.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
10.05.2024
https://m.edsoo.ru/f841380e
Библиотека ЦОК
1
15.05.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
17.05.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
1
22.05.2024
https://lesson.edu.ru/15/03
Библиотека ЦОК
24.05.2024
4
6
https://lesson.edu.ru/15/03