<Письмо> Минпросвещения России от
15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информационно-методическим
письмом о введении федеральных
государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего
образования")
Документ предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 28.02.2022
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Министерство просвещения Российской Федерации направляет для использования в работе
методические рекомендации по введению обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных
приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования".
А.В.ЗЫРЯНОВА
Приложение 1
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации,
идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего
образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня
сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья
приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 286 <1> и N
287 <2> утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты
начального общего и основного общего образования (далее - ФГОС НОО и ООО).
-------------------------------<1> Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано
в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/
<2> Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано
в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 2 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
Целью информационно-методического письма является рассмотрение основных изменений
обновленных ФГОС НОО и ООО, а также определение первоочередных мероприятий и задач
подготовки к введению обновленных ФГОС НОО и ООО в штатном режиме в субъектах
Российской Федерации.
О принципах обновленных ФГОС НОО и ООО
Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и
реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС
НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание
условий, инициирующих действия обучающихся.
В обновленных ФГОС НОО и ООО сохраняется привычная для образовательных
организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы
обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной
программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений),
возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и
реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации
основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к
предметным, метапредметным и личностным результатам.
В обновленных ФГОС НОО и ООО остается неизменным положение, обусловливающее
использование проектной деятельности <3> для достижения комплексных образовательных
результатов.
-------------------------------<3> Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской
деятельности
в
образовательных
организациях
https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_uchebnoi_proektno_issledovatelskoi_deyat
elnosti_v_obrazovatelnih_organizaciyah.htm
Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ООО
Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к
результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего
уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и
предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления
содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям
формирования функциональной грамотности обучающихся <4>.
-------------------------------<4> Материалы по формированию функциональной грамотности обучающихся (письмо
Минпросвещения России от 21.12.2021 N 03-2195 "О направлении материалов").
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 3 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное
содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки
качества образования учителем, образовательной организацией и т.д.
Среди основных изменений обновленных ФГОС НОО и ООО выделим следующие.
Изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ,
произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне,
введено понятие "учебный модуль". Все эти изменения требуют пересмотра учебного плана
образовательной организации, рабочих программ по учебным предметам, программ внеурочной
деятельности. Для обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации,
снижения нагрузки на педагогических работников разработаны примерные рабочие программы.
<5>
-------------------------------<5> Раздел "О разработке учебно-методических документов по обеспечению реализации
обновленных ФГОС НОО и ООО" настоящего информационно-методического письма.
В целях конкретизации, оптимизации процедур обновления материально-технической базы
образовательных организаций в тексте ФГОС даются разъяснения понятия "современная
информационно-образовательная среда" <6>
-------------------------------<6> Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 N 649 "Об утверждении Целевой модели
цифровой
образовательной
среды"
https://imcstr.ru/wp-content/uploads/2020/03/Приказ-Минпросвещения-России-от-02.12.2019-N-649Об-утв.цос.pdf
Распоряжение Минпросвещения России от 14 января 2021 г. N Р-16 "Об утверждении
методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств
обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных
организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой
образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей,
показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального
проекта "Образование" - https://docs.edu.gov.ru/document/284a92ca7bcb8eb91b2c814141365d1c/
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ
Минпросвещения России N 396 от 30.06.2021, а не от 30.07.2021.
Приказ от 30.07.2021 N 396 "О создании федеральной государственной информационной
системы
Минпросвещения
России
"Моя
школа"
https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.06.2021-N-396/
Письмо Минпросвещения России от 09.11.2021 N ТВ-1968/04 "О направлении методических
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 4 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
рекомендаций"
https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-09112021-n-tv-196804-o-napravlenii/
-
В обновленных ФГОС детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и
школы, определены связи воспитательного и собственно учебного процесса <7>. Обозначены
виды воспитательной деятельности как способы достижения личностных образовательных
результатов. В соответствии с этим при организации учебно-воспитательного процесса
необходимо обновить рабочие программы воспитания <8>.
-------------------------------<7> Воспитание на уроке: методика работы учителя (пособие для
общеобразовательных организаций) - https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm
<8>
Примерная
программа
https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/
воспитания
учителей
-
Об особенностях приема обучающихся
Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, прекращается 1 сентября 2022 года.
Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года в имеющие государственную
аккредитацию образовательные организации для обучения по основным образовательным
программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,
утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413, осуществляется в
соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев
готовности образовательной организации к реализации обновленных ФГОС НОО и ООО и
наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по
программам начального общего и основного общего образования. Последовательность действий
по введению обновленных ФГОС НОО и ООО отражена в таблице (рисунок 1).
Рисунок 1
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 5 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
Обязательное введение ФГОС
Введение ФГОС по мере готовности
Наряду с зачислением на обучение в 1 и 5 классы обучающихся по основным
образовательным программам начального общего и основного общего образования,
разработанным в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, рекомендуется к 2024 - 2025
учебному году обеспечить переход на обучение в соответствии с обновленными ФГОС 2 - 4
классов и 6 - 9 классов.
Важно отметить, что решение в отношении 2 - 4 классов и 6 - 9 классов о переходе на
обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной
организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся. Такое решение образовательная организация
должна принять не позднее 1 апреля 2022 года.
В 2022 году запланирована разработка, экспертиза и размещение в реестре примерных
основных образовательных программ примерных рабочих программ по математике, информатике,
физике, химии и биологии углубленного уровня.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) образовательные
организации при разработке основной образовательной программы могут использовать
методические материалы (в том числе, рабочие программы), разработанные для углубленного
изучения учебных предметов (в том числе в рамках региональных инновационных проектов
(программ), в полной мере обеспечивающие достижение требований к результатам реализации
основных образовательных программ в соответствии с обновленным ФГОС ООО.
Обновленные ФГОС предусматривают возможность для организации, являющейся частью
федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать
траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов
освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым
к уровню основного общего образования.
Это может распространяться на авторские рабочие программы углубленного уровня по
предметам "Математика", "Информатика", "Физика", "Химия" и "Биология", входящие в состав
основной образовательной программы основного общего образования, разработанной на основе
примерной основной образовательной программы.
О разработке учебно-методических документов по обеспечению реализации
обновленных ФГОС НОО и ООО
В целях создания единого образовательного пространства на территории Российской
Федерации 27 сентября 2021 года федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию были одобрены примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана,
разработанные в полном соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 6 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
Примерные рабочие программы по предметам содержат все необходимые и определенные
ФГОС части, включая тематическое планирование, дифференцирующее как предметные
результаты, так и предметное содержание по годам изучения.
В соответствии с частью 7.2 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации": "при разработке основной общеобразовательной программы организация,
осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при
реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или)
примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную
общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не
разрабатывается".
Реализация данной нормы закона позволит не только обеспечить общие подходы к качеству
учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации
основных образовательных программ, но и снять часть методической нагрузки с учителя.
Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в
качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих
программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В случае
внесения изменений в примерную рабочую программу как в части ее содержательного
дополнения, так и в части перераспределения содержания между годами изучения указанная
программа утрачивает статус "примерной".
О методической поддержке педагогических работников и управленческих
кадров
Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны
педагогам
посредством
портала
Единого
содержания
общего
образования
https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm,
а
также
реестра
примерных
основных
общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru.
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих
программ - удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих
программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
С его помощью учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную
программу по предмету: локализовать школу и классы, в которых реализуется данная программа,
дополнить ее информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю
и используемыми при реализации программы.
В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические
видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального и
основного общего образования: https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm.
Видеоуроки - результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области
теории и методики обучения и воспитания. В них содержится детальное методическое описание
специфики реализации предметного содержания на основе системно-деятельностного подхода.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 7 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
Кроме того, разработаны и размещены в свободном доступе учебные пособия, посвященные
актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям
ФГОС НОО и ООО: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm.
Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленных ФГОС
НОО и ООО учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись
к
ресурсу
"Единое
содержание
общего
образования"
по
ссылке:
https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm.
Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о
возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к
этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а
также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются
методической базой как для самоподготовки учителя к разработке и реализации рабочих программ
в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, так и для научно-методического обеспечения
деятельности методических объединений и служб институционального (школьного),
муниципального и регионального уровней.
О планировании
организаций
мер
дополнительной
поддержки
образовательных
В дополнение к имеющимся методическим ресурсам в 2022 году будут представлены в
общедоступной форме:
примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего
образования;
примерные рабочие программы по учебным предметам "Математика", "Информатика",
"Физика", "Химия", "Биология" углубленного уровня;
примерные рабочие программы для изучения иностранного языка (второго).
В соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным
Приказом Минпросвещения России от 12 ноября 2021 г. N 819, к 2022 - 2023 учебному году
планируется сформировать федеральный перечень учебников.
Одновременно во втором квартале 2022 года ФГБНУ "Институт стратегии развития
образования РАО" представит методические рекомендации по реализации примерных рабочих
программ по учебным предметам и единый подход к формированию календарно-тематического
планирования.
Для того, чтобы созданные на федеральном уровне методические ресурсы и сервисы стали
опорой и инструментами для педагогов при создании и реализации основных образовательных
программ в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, необходимо организовать
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 8 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
информирование о них профессионального сообщества региона посредством конференций,
семинаров и иных видов общественно-профессиональных мероприятий, а также включить
указанные ресурсы в реализуемые программы дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) региональных институтов развития образования, центров
непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Академией Минпросвещения России совместно с ФГБНУ "Институт стратегии развития
образования РАО" в 2021 году разработана и реализована программа <9> дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) для управленческих команд
ИРО/ИПК/ЦНППМ субъектов Российской Федерации "Актуальные вопросы введения
обновленных ФГОС НОО, ООО (в рамках региональной системы научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих кадров)". Разработанные
учебно-методические материалы переданы в организации дополнительного профессионального
образования для подготовки и реализации соответствующих программ для руководителей и
педагогов образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
-------------------------------<9> Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации
управленческих и педагогических команд размещены на сайте ФГАОУ ДПО "Академия
Минпросвещения России" https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/oktyabr/#b18316
https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/noyabr/#b28920
https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/noyabr/#b28908
https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/noyabr/#b28916
https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/noyabr/#b28924
https://dppo.apkpro.ru/bank/detail/4683
Об управленческих механизмах введения обновленных ФГОС НОО и ООО
Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:
план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленных ФГОС
начального общего и основного общего образования (приложение 2);
примерный план-график мероприятий введения обновленных ФГОС НОО и ООО в субъекте
Российской Федерации (приложение 3);
критерии готовности системы образования субъекта Российской
образовательных организаций к введению ФГОС НОО и ООО (приложение 4, 5).
Федерации
и
Разработка и реализация основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования в соответствии с обновленными ФГОС должна опираться на
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 9 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
комплекс организационно-управленческих
поддержку каждого педагога.
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
мероприятий
и
организационно-методическую
К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня;
планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленных
ФГОС НОО и ООО (материально-технических, финансовых, информационных и т.п.);
организация работы методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне
образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций
учителей-предметников.
Организационно-методическая поддержка
обновленные ФГОС должна включать:
каждого
учителя
в
период
перехода
на
проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями обновленных
ФГОС;
организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного методического
направления, так и между методическими группами;
выработка методических рекомендаций на уровне образовательной организации по
совершенствованию используемых методов и приемов достижения образовательных результатов;
рассмотрение на
обновленных ФГОС;
формирование
специалистов;
педагогических
системы
советах
наставничества
промежуточных
для
результатов
профессионального
роста
реализации
молодых
контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.
Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления системой
образования в субъекте Российской Федерации целесообразно:
определить организацию-оператора, обеспечивающую координацию деятельности по
введению обновленных ФГОС НОО и ООО;
разработать и утвердить план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС НОО и
ООО на региональном и муниципальном уровнях;
организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд;
активизировать (организовать) работу методических служб на
муниципальном
уровнях
и
уровне
образовательной
организации,
учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников;
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
региональном,
региональных
Страница 10 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
организовать
организациях;
обновление
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
учебно-методической
документации
в
образовательных
осуществлять систематический мониторинг и контроль готовности образовательных
организаций к введению обновленных ФГОС НОО и ООО;
обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения обновленных
ФГОС НОО и ООО в Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Приложение 6 не приводится.
В настоящее время на федеральном уровне сформирована система управления процессами по
введению обновленных ФГОС (приложение 6), запланирована оценка готовности субъектов
Российской Федерации к введению обновленных ФГОС путем проведения Министерством
просвещения Российской Федерации комплексного мониторинга. Федеральным оператором,
координирующим деятельность по введению обновленных ФГОС, определен ФГБНУ "Институт
стратегии развития образования РАО". Организационно-методическое сопровождение введения и
реализации обновленных ФГОС НОО и ООО в 2022 - 2023 учебном году будет продолжено.
Приложение 2
ПЛАН-ГРАФИК
МЕРОПРИЯТИЙ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ПО ВВЕДЕНИЮ ОБНОВЛЕННЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
N
п/п
Наименование
мероприятия
Сроки
Ответственные
исполнения
Ожидаемые
результаты
I. Нормативное обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования
1.
Формирование
декабрь
федерального
2021
плана-графика
введения январь 2022
обновленных ФГОС
2.
Подготовка
инструктивно-методическо
го
письма
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России
www.consultant.ru
Синхронизированы
процессы управления
введением
обновленных ФГОС
на
федеральном,
региональном,
муниципальном
уровнях и уровне
Страница 11 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Минпросвещения России в
адрес
региональных
органов исполнительной
власти о порядке введения
обновленных ФГОС
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
образовательной
организации
3.
Разработка типового плана
введения
обновленных
ФГОС для регионального,
муниципального уровней и
уровня
образовательной
организации
4.
Разработка и утверждение март 2022
примерных
основных
образовательных программ
начального
общего
и
основного
общего
образования
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
Синхронизировано
содержание общего
образования на всей
территории
Российской
Федерации
5.
Разработка
примерных апрель 2022
рабочих
программ
учебных
предметов
"Математика"
и
"Информатика",
реализующих требования к
освоению
предметных
результатов обучения на
углубленном уровне
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
Обеспечена
вариативность
организации
образовательного
процесса,
ранней
профориентации
обучающихся
6.
Разработка требований к апрель 2022
организации
образовательной
деятельности
в
организациях,
имеющих
статус федеральной и/или
региональной
инновационной площадки
ФГБНУ
"Институт
управления
образованием
РАО"
Наличие
системы
критериев,
представляющих
возможность
образовательным
организациям
со
статусом
федеральной
и/или
региональной
инновационной
площадки, работать
по
локальной
учебно-методической
документации
7.
Разработка
рабочих
ФГБНУ
"Институт
Обеспечена
вариативность
примерных июнь 2022
программ
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 12 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
8.
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
учебных
предметов
"Физика",
"Химия",
"Биология", реализующих
требования к освоению
предметных результатов
обучения на углубленном
уровне
стратегии
развития
образования
РАО"
организации
образовательного
процесса,
ранней
профориентации
обучающихся
Утверждение
сентябрь
федерального
перечня 2022
учебников, включающего
учебники
начального
общего
и
основного
общего
образования,
соответствующих
требованиям обновленных
ФГОС
Департамент
цифровой
трансформации
и
больших
данных
Минпросвещен
ия России
Имеется
правовое
основание
выбора
учебников
для
реализации
обновленных ФГОС
II. Методическое обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования
9.
Разработка методических март 2022
рекомендаций
для
методических служб по
сопровождению учителя в
процессе
реализации
обновленных ФГОС
ФГАОУ ДПО
"Академия
Минпросвещен
ия России"
Организована работа
методических служб,
учитель
имеет
возможность
получить
квалифицированную
помощь в вопросах
реализации
обновленных ФГОС
10.
Проведение
анализа май 2022
распространенности
используемых в субъектах
Российской
Федерации
учебно-методических
комплексов
в
разрезе
учебных
предметов
и
потребностей
в
финансировании
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
Составлен перечень
учебников,
используемых
в
субъектах
Российской
Федерации
11.
Разработка методических сентябрь
рекомендаций
по 2022
использованию примерных
рабочих
программ
по
учебным предметам
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
Сформированы
и
доведены до учителя
способы
использования
примерных рабочих
программ
по
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 13 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
учебным предметам
12.
Разработка методических август 2022
рекомендаций
по
организации внеурочной
деятельности
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
13.
Разработка и внедрение август 2022
онлайн
конструкторов
рабочих
программ
по
обновленным ФГОС
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
14.
Разработка и внедрение
электронных конспектов
уроков по обновленным
ФГОС по всем учебным
предметам
Синхронизированы
подходы
к
организации
внеурочной
деятельности на всей
территории
Российской
Федерации
Снижена нагрузка на
учителя
при
подготовке
к
учебному занятию.
Аккумулированы
эффективные приемы
и методы обучения
август 2022 ФГАОУ ДПО на единой цифровой
"Академия
платформе
Минпросвещен
ия России"
III. Кадровое обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования
15.
Информационно-методиче январь
- ФГАОУ ДПО Синхронизированы
ское
сопровождение апрель 2022 "Академия
процессы обучения
региональных организаций
Минпросвещен педагогических
и
дополнительного
ия России"
управленческих
профессионального
команд
на
всей
образования
территории
педагогических
Российской
работников по вопросам
Федерации
введения
обновленных
ФГОС НОО и ООО по
отдельному
плану,
включающему
инвариантные
мероприятия:
15.1 Разработка
типовых февраль
программ
повышения апрель 2022
квалификации
для
региональных институтов
повышения квалификации
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
ФГАОУ ДПО
"Академия
Минпросвещен
ия России"
www.consultant.ru
Страница 14 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
по учебным предметам,
обучение
команд
региональных институтов
повышения квалификации
15.2 Организация
обучения
руководителей
и
специалистов
ИРО/ИПК/ЦНППМ,
тьюторов по повышению
квалификации
педагогических
работников
ноябрь
декабрь
2021,
март
апрель 2022
15.3 Организация
обучения март 2022
специалистов
муниципальных органов
управления образованием
15.4 Организация
педагогических
работников
обучения ноябрь
декабрь
2021,
январь
декабрь
2022
15.5 Организация и стабильное
функционирование
системы
методического
консультирования
педагогов "Горячая линия"
и
портала
"Единое
содержание
общего
образования"
ФГАОУ ДПО
"Академия
Минпросвещен
ия России"
ФГАОУ ДПО
"Академия
Минпросвещен
ия России"
Синхронизированы
процессы обучения
педагогических
и
управленческих
команд
на
всей
- ФГАОУ ДПО территории
"Академия
Российской
Минпросвещен Федерации
- ия России"
ноябрь
декабрь
2021,
январь
декабрь
2022
- ФГАОУ ДПО
"Академия
Минпросвещен
- ия России"
15.6 Организация и проведение ноябрь
образовательных событий декабрь
федерального уровня
2021,
январь
декабрь
2022
- ФГАОУ ДПО
"Академия
Минпросвещен
- ия России"
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
IV. Организационно-управленческое обеспечение введения обновленных ФГОС
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 15 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
начального общего и основного общего образования
16.
Проведение
серии
консультативных
совещаний
по
организационному
и
методическому
сопровождению работ по
введению
обновленных
ФГОС
ноябрь
- Департамент
Синхронизированы
декабрь
государственно процессы управления
2021,
й политики и введением
февраль
- управления в обновленных ФГОС
март 2022
сфере общего на
федеральном,
образования
региональном,
Минпросвещен муниципальном
ия России
уровнях и уровне
образовательной
организации
17.
Проведение
рабочих
совещаний
с
подведомственными
Минпросвещения России
организациями
по
вопросам
введения
обновленных ФГОС
ноябрь
декабрь
2021,
январь - май
2022
18.
19.
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России
Составлен перечень
дефицитов
при
введении
обновленных ФГОС,
определены способы
по их ликвидации
Разработка
декабрь
организационной
схемы 2021
(алгоритма)
реализации
обновления
содержания
деятельности
образовательной
организации
при
реализации обновленных
ФГОС
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России
Выстроена
единая
функциональная
вертикаль
управления
введением
обновленных ФГОС
на всей территории
Российской
Федерации
Согласование
функций декабрь
руководителей
2021
региональных
координационных советов
(синхронизации
их
деятельности в рамках
Российской Федерации) и
создание базы данных
ответственных
руководителей
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
Составлен перечень
руководителей
региональных
координационных
советов. Обеспечена
оперативность
взаимодействия
федерального
оператора
по
введению
обновленных ФГОС с
региональными
координационными
советами
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 16 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
20.
Разработка чек-листов для декабрь
региональных
органов 2021
исполнительной
власти,
осуществляющих
государственное
управление
в
сфере
образования,
муниципальных органов
управления образованием,
образовательных
организаций
для
проведения
самодиагностики
готовности к введению
обновленных ФГОС
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России
Создан инструмент
для
проведения
оценки готовности к
введению
обновленных ФГОС
21.
Определение федерального январь 2022
оператора по введению
обновленных ФГОС, его
утверждение
распоряжением
заместителя
Министра
просвещения Российской
Федерации
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
Имеется
единая
информационно-упра
вленческая площадка
для руководителей,
методистов,
учителей,
социальных
партнеров и др.
22.
Организация и проведение
окружных совещаний с
педагогическим
сообществом
субъектов
Российской Федерации по
актуальным
вопросам
введения
обновленных
ФГОС (выездные и в
формате ВКС)
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России
Обеспечена
своевременная
коррекция действий
региональных,
муниципальных,
школьных
управленческих
команд в рамках
введения
обновленных ФГОС
23.
январь,
февраль,
март,
апрель, май
2022
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
Проведение
серии по
совещаний по вопросам отдельному
реализации обновленных графику
ФГОС с представлением
субъектами
Российской
Федерации докладов о
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
www.consultant.ru
Обеспечен
промежуточный
контроль готовности
субъектов
Российской
Федерации
к
Страница 17 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
выявленных проблемах и
способах решения ("Час
региона")
Минпросвещен введению
ия России
обновленных ФГОС
24.
Проведение собеседований по
с
руководителями отдельному
региональных
органов графику
исполнительной
власти,
осуществляющих
управление
в
сфере
образования, по вопросам
готовности к введению
обновленных ФГОС
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России
Обеспечен
промежуточный
контроль готовности
субъектов
Российской
Федерации
к
введению
обновленных ФГОС
25.
Организация
заседаний февраль,
рабочей
группы
по март,
вопросу
апрель 2022
совершенствования
преподавания
учебных
предметов "Математика" и
"Информатика"
в
общеобразовательных
организациях
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России;
Фонд "Талант и
успех"
Разработаны
примерные рабочие
программы учебных
предметов
на
углубленном уровне
образования
26.
Организация
заседаний по
координационной группы отдельному
Министерства
графику
просвещения Российской
Федерации по вопросам
организации
введения
обновленных ФГОС
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России
Сформированы
предложения
и
рекомендации
по
вопросам
организации
введения
обновленных ФГОС
27.
Организация
заседания по
Совета
Министерства отдельному
просвещения Российской графику
Федерации
по
федеральным
государственным
образовательным
стандартам
общего
образования и среднего
профессионального
образования
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России
Рассмотрены
промежуточные
результаты введения
и
реализации
обновленных ФГОС,
поставлены задачи на
следующий период
V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФГОС начального
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 18 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
общего и основного общего образования
28.
Разработка
системы январь
мониторинга готовности февраль
образовательных
2022
организаций к реализации
обновленных
ФГОС
(зеленая, желтая, красная
зоны)
29.
Разработка чек-листа для январь 2022
проведения
индивидуальных
контрольных
собеседований
по
вопросам
готовности
субъектов
Российской
Федерации к введению
обновленных ФГОС
30.
Проведение
февраль
- Департамент
Обеспечен
индивидуальных
март 2022
государственно промежуточный
контрольных
й политики и контроль готовности
собеседований
по
управления в субъектов
вопросам
готовности
сфере общего Российской
субъекта
Российской
образования
Федерации
к
Федерации к введению
Минпросвещен введению
обновленных ФГОС с
ия России
обновленных ФГОС
заместителями
руководителей
органов
исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации,
осуществляющих
государственное
управление
в
сфере
образования
31.
Организация контрольных май 2022
экспертных выездов в
субъекты
Российской
Федерации
на
основе
риск-ориентированной
модели с целью снижения
рисков при переходе к
реализации обновленных
ФГОС
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
- ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России
Департамент
государственно
й политики и
управления в
сфере общего
образования
Минпросвещен
ия России
www.consultant.ru
Имеется
система
мониторинга
готовности субъектов
РФ
к
введению
обновленных ФГОС
Создан инструмент
для
проведения
оценки готовности к
введению
обновленных ФГОС
Обеспечен
промежуточный
контроль готовности
субъектов
Российской
Федерации
к
введению
обновленных ФГОС.
Оказана
помощь
Страница 19 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
федеральных
экспертов
региональным
органам
исполнительной
власти,
координационным
группам по введению
обновленных ФГОС
VI. Информационное обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования
32.
Информирование
декабрь
общественности
по 2021, далее
вопросам
введения ежемесячно
обновленных ФГОС с
использованием
Интернет-ресурсов
(официальные
сайты
Минпросвещения России,
научных
организаций,
подведомственных
Минпросвещения России,
педагогических
университетов
и
др.),
педагогических
и
научно-методических
изданий, средств массовой
информации и др.
ФГБНУ
"Институт
стратегии
развития
образования
РАО"
Осознание
обществом прав и
возможностей,
предоставляемых
системой
образования
Российской
ФГАОУ ДПО Федерации
"Академия
гражданам
при
Минпросвещен реализации
ия России"
обновленных ФГОС
ФГБНУ
"Институт
управления
образованием
РАО"
Региональные
органы
исполнительно
й власти
Приложение 3
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
МЕРОПРИЯТИЙ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 20 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
N
п/п
Наименование
мероприятия
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
Сроки
Ответст
исполнения венные
Ожидаемые результаты
I. Организационно-управленческое обеспечение введения обновленных ФГОС
начального общего и основного общего образования
1.
Определение
февраль
организации-оператора, 2022
координирующей
вопросы
введения
обновленных ФГОС на
региональном уровне
Имеется единая региональная
информационно-управленчес
кая
площадка
для
руководителей, методистов,
учителей,
социальных
партнеров и др.
2.
Создание
и
(или) февраль
организация
2022
деятельности
органов,
координирующих
введение обновленных
ФГОС
в
субъекте
Российской Федерации
(региональный
координационный совет,
региональное
учебно-методическое
объединение по общему
образованию и др.).
Синхронизированы процессы
управления
введением
обновленных
ФГОС
на
региональном,
муниципальном уровнях и
уровне
образовательной
организации
3.
Проведение
серии
совещаний
по
организационному
и
методическому
сопровождению работ по
введению обновленных
ФГОС
ноябрь
декабрь
2021,
февраль
март 2022
Синхронизированы процессы
управления
введением
обновленных
ФГОС
на
региональном,
муниципальном уровнях и
уровне
образовательной
организации
4.
Проведение совещаний с
подведомственными
региональному
органу
исполнительной власти
организациями,
муниципальными
образовательными
организациями
по
вопросам
введения
обновленных ФГОС
ноябрь
декабрь
2021,
январь - май
2022
Составлен
перечень
дефицитов при введении
обновленных
ФГОС,
определены способы по их
ликвидации
5.
Определение
декабрь
Выстроена
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
единая
Страница 21 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
организационной схемы 2021
(алгоритма) реализации
обновления содержания
деятельности
образовательной
организации
при
реализации обновленных
ФГОС
функциональная
вертикаль
управления
введением
обновленных
ФГОС
в
субъекте
Российской
Федерации
6.
Определение
функций декабрь
муниципальных
2021
координаторов
по
вопросам
введения
обновленных
ФГОС
(синхронизация
их
деятельности в рамках
Российской Федерации)
и создание базы данных
ответственных
руководителей
Составлен
перечень
муниципальных
координаторов. Обеспечена
оперативность
во
взаимодействии
регионального
координационного совета с
муниципальными
координаторами
7.
Проведение
декабрь
региональными органами 2021
исполнительной власти,
муниципальными
органами
управления
образованием,
образовательными
организациями
самодиагностики
готовности к введению
обновленных ФГОС
Проведена оценка готовности
к введению обновленных
ФГОС, выявлены дефициты
8.
Организация
участия
педагогического
сообщества
субъекта
Российской Федерации в
окружных
совещаниях
Минпросвещения России
по актуальным вопросам
введения обновленных
ФГОС (выездные и в
формате ВКС)
Обеспечена
своевременная
коррекция
действий
региональных,
муниципальных, школьных
управленческих команд в
рамках
введения
обновленных ФГОС
9.
Формирование
январь
региональной/муниципал февраль
ьной системы контроля 2022
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
январь,
февраль,
март,
апрель, май
2022
-
Обеспечен
контроль
субъектов
www.consultant.ru
промежуточный
готовности
Российской
Страница 22 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
готовности к введению
обновленных ФГОС
Федерации, муниципальных
образований к введению
обновленных ФГОС
10.
Обеспечение
сентябрь
мониторинга
2022
использования
учебников, вошедших в
федеральный
перечень
учебников
Оказана
своевременная
адресная
помощь
образовательным
организациям
11.
Осуществление
сентябрь
мониторинга и контроля 2022
использования
образовательными
организациями
примерных
рабочих
программ
Обеспечено
единство
образовательного
пространства в Российской
Федерации
II. Нормативное обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования
12.
Формирование
декабрь
регионального/муниципа 2021
льного планов-графиков январь 2022
мероприятий
по
введению обновленных
ФГОС
Синхронизированы процессы
управления
введение
обновленных
ФГОС
на
федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и
уровне
образовательной
организации
13.
Определение дефицитов январь
при организации условий март 2022
реализации обновленных
ФГОС в соответствии с
требованиями
к
материально-техническо
му
обеспечению
образовательного
процесса и способов их
ликвидации
Разработан и реализован
комплекс мероприятий по
обеспечению
условий
реализации
основных
образовательных программ
начального
общего
и
основного
общего
образования в соответствии с
обновленными
ФГОС
общеобразовательными
организациями
субъекта
Российской Федерации
III. Методическое обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования
14.
Развитие региональной и январь
муниципальной
декабрь
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
-
Создана
единая
методической
www.consultant.ru
система
службы
Страница 23 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
методических служб с 2022
учетом
введения
обновленных ФГОС
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
(федеральной, региональной,
муниципальной)
в
Российской Федерации
15.
Активизация
январь
(организация)
работы декабрь
региональных
2022
учебно-методических
объединений
и
ассоциаций
учителей-предметников
-
Своевременно
оказана
адресная
помощь
педагогическим работникам
16.
Организация
и январь
проведение
апрель 2022
региональных
научно-практических
конференций,
марафонов, семинаров по
актуальным
вопросам
введения обновленных
ФГОС
и
других
образовательных
событий
Созданы
площадки
для
обсуждения
общих
в
педагогическом сообществе
проблемных
вопросов,
возможность включения в
процесс профессионального
общения каждого учителя
17.
Отбор и распространение февраль
лучших
региональных май 2022
практик реализации в
пилотном режиме ФГОС
НОО
и
ООО
в
общеобразовательных
организациях субъекта
Российской Федерации
(при наличии)
Использованы
результаты
реализации
обновленных
ФГОС в пилотном режиме с
целью
предупреждения
типовых затруднений
18.
Организация работы по июнь 2022
выявлению особенностей
организации
образовательной
деятельности
в
организациях, имеющих
статус
федеральной
и/или
региональной
инновационной
площадки
19.
Координация
взаимодействия
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
январь
декабрь
-
Образовательные
организации со статусом
федеральной
и/или
региональной инновационной
площадки
имеют
возможность использовать в
работе
локальную
учебно-методическую
документацию
-
Синхронизированы способы
использованию содержания
www.consultant.ru
Страница 24 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
общеобразовательных
2022
организаций,
организаций
дополнительного
образования, учреждений
культуры
и
спорта,
обеспечивающих
реализацию
основных
образовательных
программ
начального
общего и
основного
общего образования, в
соответствии
с
обновленными ФГОС
учебного
предмета,
содержания
программ
дополнительного образования
как средства по достижению
метапредметных
и
личностных образовательных
результатов
на
всей
территории
Российской
Федерации
20.
Проведение инструктажа май - июнь
управленческих команд 2022
образовательных
организаций
по
использованию
методических
рекомендаций, связанных
с процессом управления
введением обновленных
ФГОС
Синхронизированы подходы
к организации управления
процессами
введения
обновленных ФГОС на всей
территории
Российской
Федерации
21.
Обеспечение
июнь
использования
декабрь
учителями методических 2022
пособий,
содержащих
"методические шлейфы",
видеоуроков по учебным
предметам
Сформированы и доведены
до
учителя
способы
достижения
планируемых
образовательных результатов
22.
Организация включения август 2022
в
педагогическую
деятельность
учителя
федеральных
онлайн
конструкторов,
электронных конспектов
уроков по всем учебным
предметам,
соответствующих
требованиям
обновленных ФГОС
Снижена нагрузка на учителя
при подготовке к учебному
занятию.
Аккумулированы
эффективные
приемы
и
методы обучения на единой
цифровой платформе
23.
Организация
Достигнуто
системной по
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
-
www.consultant.ru
повышение
Страница 25 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
работы
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
24.
по отдельному
плану
Организация
постоянно
использования
учителями-предметникам
и федерального банка
заданий
по
формированию
функциональной
грамотности
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
качества
образования
российского
Российские
школьники
умеют решать задачи с
различными формулировками
заданий
IV. Кадровое обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования
25.
Организация
обучения
руководителей
и
специалистов
ИРО/ИПК/ЦНППМ
26.
Организация
обучения март 2022
специалистов
муниципальных органов
управления
образованием
27.
Обеспечение повышения март
квалификации
апрель 2022
руководителей
общеобразовательных
организаций,
разрабатывающих
и
реализующих основные
образовательные
программы начального
общего и
основного
общего образования по
вопросам
реализации
обновленных
ФГОС
НОО и ООО
28.
Обеспечение повышения март
квалификации
всех август 2022
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
ноябрь
декабрь
2021,
март
апрель 2022
Синхронизированы процессы
обучения педагогических и
управленческих команд на
всей территории Российской
Федерации
Синхронизированы процессы
обучения педагогических и
управленческих команд на
всей территории Российской
Федерации
www.consultant.ru
Страница 26 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
педагогических
работников,
участвующих
в
разработке и реализации
основной
образовательной
программы начального
общего и
основного
общего образования по
вопросам
реализации
обновленного ФГОС
V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФГОС начального
общего и основного общего образования
29.
Внедрение
системы январь
мониторинга готовности февраль
образовательных
2022
организаций к введению
обновленных ФГОС
-
Составлен
перечень
муниципальных образований
с низким уровнем готовности
к введению обновленных
ФГОС
30.
Проведение
февраль
индивидуальных
март 2022
контрольных
собеседований
по
готовности
муниципальных
образований к введению
обновленных ФГОС
Обеспечен промежуточный
контроль
готовности
муниципальных образований
к введению обновленных
ФГОС
31.
Организация
май 2022
контрольных экспертных
выездов
в
муниципальные
образования на основе
риск-ориентированной
модели
с
целью
снижения рисков при
переходе к реализации
обновленных ФГОС
Обеспечен промежуточный
контроль
готовности
муниципальных образований
к введению обновленных
ФГОС.
Оказана
помощь
региональных
экспертов
муниципальным
органам
управления
образованием,
координационным группам
по введению обновленных
ФГОС
32.
Внедрение
системы декабрь
мониторинга реализации 2022
образовательными
организациями
Обеспечен промежуточный
контроль
качества
реализации в муниципальных
образованиях обновленных
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 27 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
обновленных
ФГОС
(зеленая, желтая, красная
зоны)
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
ФГОС
VI. Информационное обеспечение введения обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования
33.
Информирование
общественности через
средства массовой
информации о
подготовке и успешных
практиках реализации
обновленных ФГОС в
общеобразовательных
организациях субъекта
Российской Федерации
декабрь
2021, далее
ежемесячно
Осознание обществом прав и
возможностей,
предоставляемых системой
образования
Российской
Федерации гражданам при
реализации
обновленных
ФГОС
Приложение 4
КРИТЕРИИ
ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К ВВЕДЕНИЮ ОБНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- разработан и утвержден план-график введения обновленных ФГОС начального общего и
основного общего образования (далее - обновленный ФГОС) в субъекте Российской Федерации;
- создан (действует) орган, координирующий подготовку к введению в субъекте Российской
Федерации обновленных ФГОС;
- активизирована (организована) работа региональных учебно-методических объединений,
методических служб, предметных ассоциаций учителей в части первоочередных действий по
введению обновленных ФГОС;
- подготовлен и утвержден план проведения региональных научно-практических
конференций, педагогических чтений, семинаров и иных образовательных событий по актуальным
вопросам введения обновленных ФГОС;
- обеспечено повышение квалификации управленческих и педагогических команд по
вопросам введения обновленных ФГОС;
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 28 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
- проведен анализ имеющихся в субъекте Российской Федерации авторских учебных
программ, степень их использования при реализации обновленных ФГОС, определены способы
контроля качества образовательной деятельности в образовательных организациях, имеющих
статус федеральной и/или региональной инновационной площадки;
- разработан и реализуется комплекс мероприятий по обеспечению условий реализации
основных образовательных программ начального общего и основного общего образования,
соответствующих требованиям обновленных ФГОС, общеобразовательными организациями
субъекта Российской Федерации;
- обеспечен контроль сопряжения содержания внеурочной и урочной деятельности,
воспитательной работы, а также содержания программ дополнительного образования с целью
достижения планируемых образовательных результатов;
- сформирован план мероприятий по широкому информированию общественности через
средства массовой информации о подготовке и успешных практиках реализации обновленных
ФГОС в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации;
- создана система мониторинга результатов реализации основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования, соответствующих требованиям обновленных
ФГОС.
Приложение 5
КРИТЕРИИ
ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ВВЕДЕНИЮ
ОБНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- разработан и утвержден на уровне образовательной организации план-график мероприятий
по введению обновленных ФГОС;
- разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего и
основного общего образования, соответствующие требованиям обновленных ФГОС;
- разработаны и утверждены рабочие программы по учебным предметам, программы
внеурочной деятельности;
- нормативная база (локальные акты) образовательной организации приведена в соответствие
с требованиями обновленных ФГОС (Правила приема граждан на обучение, Положение о порядке
зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, Положение о языках
образования, Положение, регламентирующее режим занятий обучающихся, Положение о текущем
контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, Положение об организации
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, режим занятий, финансирование,
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 29 из 30
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 28.02.2022
материально-техническое обеспечение, штатное расписание и др.);
- приведены в соответствие с требованиями обновленных ФГОС к кадровым и
психолого-педагогическим условиям реализации основных образовательных программ штатное
расписание и должностные инструкции работников образовательной организации;
- определен список учебников, учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов,
используемых в образовательном процессе и соответствующих требованиям обновленными
ФГОС; обеспечена доступность использования информационно-методических ресурсов для
участников образовательных отношений;
обновлен/укомплектован
библиотечно-информационный
организаций учебной и учебно-методической литературой;
центр
образовательной
- определена модель реализации сетевых форм взаимодействия общеобразовательной
организации с организациями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта в
реализации основных образовательных программ, соответствующих требованиям обновленных
ФГОС;
- разработан план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на
рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации
обновленных ФГОС, сформированы методические группы по всем направлениям функциональной
грамотности;
- осуществлено повышение квалификации управленческой и педагогической команд по
вопросам введения обновленных ФГОС;
- сформирована система мониторинга готовности каждого учителя к реализации
обновленных ФГОС (пройдены курсы повышения квалификации, утверждены рабочие
программы, в календарно-тематическое планирование встроены задания по формированию
функциональной грамотности, в педагогическую деятельность включены федеральные онлайн
конструкторы, электронные конспекты уроков, соответствующие требованиям обновленных
ФГОС, имеется банк приемов по решению в урочной и внеурочной деятельности задач
воспитания);
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации
основной образовательной программы начального общего и основного общего образования,
соответствующей требованиям обновленных ФГОС.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 30 из 30