ФГОС-2021 для
начальной и основной
школы
Ф ГО СФедеральный государственный образовательный
стандарт - совокупность обязательных требований к
образованию определенного уровня и (или) к
профессии,специальности и направлению
подготовки, утвержденных федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
По ФГОС пишут учебники и методички,
определяют, сколько времени уделить тому
или иному предмету, решают, как проводить
аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.
Словом, ФГОС — это фундамент
образовательного процесса.
Основная задача ФГОС- создание единого
образовательного пространства по всей
России. Считается, что оно обеспечит
комфортные условия обучения для детей при
переезде в другой город или, к примеру, при
переходе на семейное обучение.
Утвердили новые Ф1 ОС начального и
основного общего образования
(приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287).
В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по
сравнению со старыми стандартами.
Поэтапное введение обновленных ФГОС НОО и ООО
начиная 2022/2023 учебного года.
Переход на ФГОС - до 2027 года
Актуальный текст государственных образовательных стандартов
м ож но почитать на официальном сайте fgos.ru.
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными
образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не
использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был
не личностный, а предметный результат, ввиду чего
Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор
информации, обязательной для изучения. Подробно
описывалось содержание образоЕ$ание: темы,
дидактические единицы.
Второе поколение образовательных стандартов
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в
них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть
способности самостоятельно добывать информацию с использованием
технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность
ребёнка. М ного внимания уделено проектной и внеурочной
деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным
государственным стандартам второго поколения должны любить
Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому
образу жизни.
Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты
третьего поколения будет осуществлён в сентябре
202.2 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё
весной 2018, и с тех пор прорабатывается их
внедрение.
С сентября 2022 года
ученики 1-х и новых 5-х
классов будут обучаться
только по новым ФГОС
Новые ФГОС с
2022 года
•Минпросвещения запретило
принимать на обучение по старым
Ф ГС) С в 1-е и 5-е классы с
2022/2023 учебного года.
•Дети, которые на этот момент
продолжают обучение в школе,
вправе продолжить обучение по
старым ФГОС или перейти на
новые
Что же принесут новые
ФГОС?
Стандарты образования
стали конкретнее и
единообразнее.
Учитывают современные
тенденции.
Новый стандарт снизил
максимальный предел часов
аудиторной нагрузки:
t.\
Аудиторных
занятий стало
меньше
с 3345 до 3190 — для начальной
школы;
с 6020 до 5549 — для основной
школы.
Это значит, что у школьника буд
меньше на 1-3 урока в неделю.
Но это не скажется на качестве
обучения!
Сделали ставку
вариативность
программ
Теперь школа обязана еще больше
индивидуализировать программу, в том
числе:
- вводить углубленное изучение
предметов;
- комбинировать предметы, курсы,
модули;
- разрабатывать индивидуальные
учебные планы.
Разрешили по-разному вести
образовательный процесс в разных
группах, даже если дети из этих групп
входят в один класс.
Предметы «Родной язык»,
«Литературное чтение на
Родной
язык
второй
иностранный
не «обязаловка»
родном языке», «Родная
литература», «Второй
иностранный язык» теперь
можно вводить, если есть
заявление родителей и ресурсы
у школы.
Язык надо выбрать из
школьного перечня.
Планируемые результаты
• В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП
НОО и О О О -личностны е, метапредметные, предметные.
Основные изменения, внесённые в
проекты современных ФГОС:
• Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и
родителями.
• Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — мета предметных и личностных.
• Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать
ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями,
решать задачи).
• Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение
лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
• Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов,
словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
• Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем
по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
• Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята
не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательно^ стандарте уточнено минимальное и
максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных
образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи
и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Предметные результаты
Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам
по каждой учебной дисциплине.
Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.
конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ : «Основы
православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики».
Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета
«История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при
углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы
«Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и
статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
Ко н к pe rиз ировал и
требования к
итоговым знаниям!
учеников
Детям станет понятнее,
чего от них хотят
учителя и классные
руководители.
Родителям проще
контролировать успехи
детей и работу
педагогов.
Пример
требований по
иностранному
языку в
начальной школе
Письменная речь. Выпускник
должен:
-• владеть техникой письма;
заполнять простые анкеты с
личной информацией по нормам,
принятым в стране изучаемого
языка;
-• писать электронное сообщение
личного характера объемом до 40
слов с опорой на предъявленный
педагогом образец.
Пример
требований по
литературе в
основной школе
Выпускник должен:
- уметь выразительно читать, в том
числе наизусть, не менее 12
произведений или фрагментов;
- создавать устные и письменные
высказывания разных жанров,
писать сочинение-рассуждение по
заданной теме с опорой на
прочитанные произведения (не
менее 250 слов), аннотацию, отзыв,
рецензию.
Пример требований по математике в
основной школе
• умение решать задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и
части, движение, работу, цену товаров и стоимость покупок и услуг,
налоги, задачи из области управления личными и семейными
финансами); умение составлять выражения, уравнения, неравенства и
системы по условию задачи, исследовать полученное решение и
оценивать правдоподобность полученных результатов;
• умение выбирать подходящий изученный метод для решения задачи,
приводить примеры математических закономерностей в природе и
жизни, распознавать проявление законов математики в искусстве,
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные входе
развития математики как науки, приводить примеры математических
открытий и их авторов в отечественной и всемирной истории.
Метапредметные и личностные
результаты
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного
подхода.
Они конкретно определяют требования к личностным и
метапредметным образовательным результатам. Если в старых
стандартах эти результаты были
просто перечислены, то в новых они описаны по группам
Личностные результаты
группируются по направлениям
воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья
эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
Метапредметные результаты
группируются по видам универсальных
учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными
действиями - базовые логические, базовые исследовательские
работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями - общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными
действиями - самоорганизация, самоконтроль.
^Я
Способы
решения задач
Логические действия
и операции
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Умение выражать свои
мысли
Управление поведением
партнёра
Планирование учебного
сотрудничества
ц11 ц ц
_ j _ ..... и |
т |ж t
|к
Целегюлагание
В
Зачем?
Планирование
►
В какой
последовательности?
Прогнозирование
Где необходимо?
шЯШШЯЯШЯШШЯЯвЯШШЯЯШЯШ
Контроль
►
Коррекция
►
Оценка
:
Хорошо! Правильно!
Саморегуляция
4
Сосредоточиться и ещё раз!
Правильно ли?
• В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты
описывались обобщенно. А в новых - каждое из УУД содержит
критерии их сформированное™. Например, один из критериев,
по которому нужно будет оценивать сформированность
регулятивного УУД «Самоорганизация», - это
умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и
учебных ситуациях.
• 43.3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями:
• 1) самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом
имеющихся ресурсов и собственных возмюжностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение;
* 2) самоконтроль:
* владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
* давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения;
* учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение
к меняющимся обстоятельствам;
* объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
* вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникш их трудностей;
* оценивать соответствие результата цели и условиям;
• 3) эмоциональный интеллект:
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
• регулировать способ выражения эмоций;
• 4) принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
• признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Финансовая грамотность.. С младших классов школьники теперь начнут
изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о
введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки
на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов
«Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика»,
«География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать
максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в
реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвешения. — Поэтому новые
стандарты позволяют обновить содержание программ и в части
гуманитарных направлений, и в части предметов научнотехнического цикла, расширить знания школьников о здоровом
образе жизни, экологии, задействовать интерактивнь
программы, формирующие патриотическое
воспитание».
Как будут
учиться дети,
По старым Ф1ГОС.
Если хотите, чтобы ваш
П р о д о л ж а ю щ и е ребенок быстрее влился в
Обучение?
современные стандарты
обучения и перешел на новую
программу, подпишите
согласие на переход.
Предметные области и предметы (ООО)
П редм етны е области
Русский
язы к
и литература
ч efi ■
■■-*t- i*|з»ел.1\
««г
т
г
ж
=
р
.* ( у ч е б н ы е
■■.1 1!■• у ч с б и 1 -««J
- лжодул и )
курсь.н
Р у с с к и й язык
1>0^ н о й язы к и р о д и а я л и х е р а х у р а
Родной
язы к и ( и л и )
го суд ар ст в ен н ы й
язы к р е с п у б л и к и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Родная ли тература
И н о с т р а н н ы е язы ки
И ностранны й
язык
В т о р о й и н о с т р а н н ы й язы к
М ат ем ат и к а и инф орм атика
С1>€»ществеыыо-научные п р ед м ет ы
Е с х е с т в е н н о - н а у ч н ы е п р ед м ет ы
Ky j I,' 1
'У Г
~
*i
народов
России
М атем атика:
•
у^чебные
<